Меню

Музыку пишет – Что такое музыкальное программирование — кто и почему им занимается, устраивая настоящие live-сессии

Содержание

все, что вы хотели знать, но боялись спросить

После долгого изучения инструмента и бессонных ночей, проведённых за сочинением своих композиций, вы решили, что настало время записать свои задумки. Музыкальные идеи переполняют голову и вы хотите поделиться ими с окружающими.

 В этот момент в голове начинающего музыканта появляется множество вопросов. Надо ли идти в студию или можно записаться дома? Что нужно для того, чтобы записывать музыку? Какое оборудование купить и какие программы понадобятся? С каждым часом вопросов становится все больше, а ответов все меньше.

 К счастью, все намного проще, чем кажется. В этой статье мы расскажем, что нужно для производства музыки в домашних условиях и ответим на некоторые популярные вопросы, появляющиеся у новичков.

 1.jpg

Что нужно, чтобы писать музыку на компьютере

40 лет назад для того, чтобы записать свое творчество нужно было идти на профессиональную студию. Качественное звучание было доступно только тем, у кого были деньги. Благодаря развитию технологий, сегодня создание музыки стало намного доступнее: с помощью компьютера мы можем создавать отличные треки не выходя из дома.

 Чтобы организовать домашнюю студию, потребуется: 

 Эти четыре компонента — необходимый минимум для начала работы. Конечно, помимо этого не помешает также MIDI-клавиатура и студийные мониторы, но первое время можно обойтись и без них. Ниже мы вкратце пройдемся по каждому пункту нашего списка (более подробно о выборе оборудования для студии звукозаписи можно прочитать тут, а о выборе студийных мониторов — здесь).

Компьютер

Для звукозаписи подойдет любой современный компьютер. Будет ли это Mac или PC — не важно, обе платформы предлагают одинаковые возможности для музыканта. Два главных критерия здесь — это быстродействие и вычислительная мощность процессора.

 За быстродействие компьютера в студии отвечает оперативная память. В вашем компьютере ее должно быть как минимум 8 ГБ, но лучше больше. Дополнительно повысить быстродействие поможет замена обычного жесткого диска на скоростной твердотельный SSD-накопитель.

 2.jpg 

Во время работы с плагинами, звуковыми эффектами и виртуальными инструментами операционная система и музыкальный софт полагаются на центральный процессор. Обозначить точную мощность, необходимую для комфортной работы, довольно сложно: процессор должен без лишних проблем работать с большим количеством плагинов. Чем больше он сможет переварить, тем лучше. Рекомендуемый минимум здесь — это четырехъядерные процессоры уровня Intel Core i3, но чем больше ядер и потоков будет в вашем распоряжении, тем комфортнее будет работа.

Программа для записи музыки (DAW)

DAW (от англ. Digital Audio Workstation — цифровая рабочая станция или секвенсор) — это специальное программное обеспечение для записи музыки. Именно оно превращает обычный компьютер в мощный инструмент и центр домашней студии.

 Подобный софт выпускается как для PC и Mac, и бывает как бесплатным, так и платным. Все DAW предлагают схожие возможности и отличаются по сути только подходом к организации рабочего процесса.

Звуковая карта

Встроенные в компьютеры звуковые карты подходят только для прослушивания музыки. Чтобы полноценно записывать себя, потребуется специальный аудиоинтерфейс, который может качественно записывать аудиосигнал.

 В большинстве случаев хватит аудиоинтерфейса с 2-4 входными каналами и фантомным питанием — этого хватит для записи 1-2 гитар (даже одновременной), клавишных и вокала, когда вы обзаведетесь микрофоном.

 3.jpg 

Среди достойных моделей, чьих возможностей с лихвой хватит начинающему музыканту, можно выделить Focusrite Scarlett 2i2 и Scarlett 2i4, PreSonus AudioBox USB 96, Audient iD14.

Наушники

Созданный материал нужно как-то послушать, поэтому последним важным компонентом необходимого минимума станут студийные наушники. В отличие от потребительских наушников, которые любят приукрашивать звук в определенных диапазонах частот, изолированное звучание студийных наушников обеспечит большую детализированность и точность звука. К тому же наушники позволят работать в любое время суток.

 Выбирать наушники стоит на основании бюджета, амплитудно-частотной характеристики и удобства использования. С бюджетом все понятно — составьте список моделей, укладывающихся в ту сумму, которую вы готовы потратить на уши. Что касается амплитудно-частотной характеристики, то она должна быть максимально ровной (о том, что такое амплитудно-частотная характеристика читайте здесь). Вопрос удобства — индивидуальный, но наушники не должны вызывать дискомфорт при длительном использовании.

 Для начала наушников будет более чем достаточно. Позднее, если ваши занятия музыкой станут более серьезным делом, стоит обзавестись парой хороших студийных мониторов ближнего поля.

В какой программе лучше работать?

На рынке существует более 20 различных DAW, но выбрать программу для записи музыки проще, чем может показаться. Во-первых, не стоит сильно заморачиваться в этом вопросе — DAW не более, чем технический инструмент, с которым вы взаимодействуете. Здесь решают навыки, а не сама программа. Во-вторых, выбор DAW — это вопрос вкуса, удобства и личных предпочтений, поэтому выбирать нужно все-таки то, с чем вам удобнее работать.

 Если вы пользователь Мака, то в системе уже установлена DAW GarageBand. По сути, GarageBand представляет собой упрощенную версию Logic Pro X: его возможности не так богаты и продвинуты, но для начала работы хватит и этого — программа без проблем записывает аудио, работает с плагинами и виртуальными инструментами. Плюс, владельцы iOS-устройств могут скачать мобильную версию этой DAW, чтобы создавать проекты на смартфоне или планшете и переносить их на десктоп для дальнейшей работы.

 5.jpg 

Постепенно функционала GarageBand перестанет хватать: вам понадобятся более продвинутое редактирование аудио, автоматизация, качественные и производительные синтезаторы. И здесь у вас будет два варианта:

  1. Перейти на Logic Pro X. В таком случае переход будет безболезненным: принципы работы Logic Pro и GarageBand во многом совпадают (долго привыкать к новому окружению не придется), а проекты созданные в GarageBand можно запросто открыть в Logic Pro и продолжить работу;
  2. Перейти на какую-нибудь другую DAW, но в этом случае придется заново создавать все проекты.

 GarageBand — неплохая отправная точка для знакомства с миром звукозаписи и производства музыки, но рассматривать его как основную программу все же не стоит. Главные достоинства “гаража” в том, что он бесплатен и прост в освоении, но страдания с переносом проектов в другую DAW не стоят того.

 Пользователям PC несколько проще, так как выбор программ здесь намного больше. Если вы новичок и не представляете, как работает DAW, то знакомство со звукозаписью можно начать с бесплатных Magix Music Maker, Ardour или Podium Free. Как и в случае с GarageBand, постоянно работать в этих программах не стоит, так как проблемы все те же — нехватка функциональности и невозможность быстро и просто перенести уже созданные проекты в другую DAW.

 Практически у каждой серьезной DAW есть ограниченная по времени полнофункциональная демо-версия, позволяющая попробовать программу. Обычно такие демки работают в течение месяца — этого вполне достаточно, чтобы понять, как устроена DAW, насколько она удобна и что может предложить. Если нет желания возиться с бесплатным софтом и хочется начать изучение особенностей производства музыки сразу в серьезной программе — качайте демо на сайтах разработчиков.

 6.jpg 

При выборе DAW также стоит помнить, что в этой среде не существует самой лучшей программы — у всех есть свои плюсы и минусы. Выбирать здесь нужно на основе популярности (распространенности) программы и того, насколько вам удобно в ней работать. Чем популярнее DAW, тем выше вероятность того, что вы сможете работать со своими проектами на любой студии. Распространенность программы также позволит обмениваться своими идеями и работать над музыкой вместе с друзьями и коллегами-музыкантами, не переживая о том, смогут ли они открыть проект в своей студии.

 Среди самых популярных DAW можно выделить (еще больше программ можно посмотреть по этой ссылке):

Avid Pro Tools (PC, Mac)

Pro Tools считается стандартом в звукозаписывающей индустрии. Благодаря этому вы сможете без проблем отправлять свои проекты в студии по всему миру и быть уверенным, что проблем с их открытием не будет — Pro Tools есть везде.

 Выбирая Pro Tools нужно быть готовым к двум вещам: долгому изучению интерфейса ввиду его некоторой запутанности и сложности для новичков, а также работе только с AAX-плагинами. Если первое не проблема, то второе может стать критичным — далеко не все внешние обработки существуют в этом формате.

Apple Logic Pro X (Mac)

Старший брат GarageBand и ещё одна очень популярная DAW, которая сегодня есть на всех студиях, построенных вокруг Mac. Logic отличается простым и понятным интерфейсом и большой библиотекой плагинов, виртуальных инструментов, лупов и сэмплов на 70+ ГБ.

 Главная проблема Лоджика в том, что он существует только на Маке. Это может стать проблемой, если все вокруг не пользуются компьютерами Apple.

Ableton Live (PC, Mac)

На фоне остальных DAW, Ableton создан с прицелом на живые сессии записи и выступления. Конечно, вы сможете записывать в программе любую музыку без каких-либо ограничений, но диджеи и концертирующие музыканты ценят Ableton именно за удобство использования на сцене. К примеру, можно запускать различные сэмплы и аудиоклипы, а также создавать новые петли буквально в пару кликов и выглядеть как настоящий человек-оркестр.

 7.jpg

FL Studio (PC, Mac)

В среде музыкантов бытует мнение, что FL Studio является программой для начинающих. Такое суждение не верно: DAW активно используется такими музыкантами как Deadmau5, Майк Олдфилд, Мартин Гаррикс и Afrojack, назвать которых новичками язык не повернется.

 Подход FL Studio к работе отличается от того, что вы можете увидеть в других DAW — создание музыки здесь напоминает работу со степ-секвенсором. FL Studio не становится от этого хуже или лучше, программа просто немного другая. Тем не менее в составе есть все, чтобы заниматься электронной музыкой, да и научиться работать с “фрутиками” довольно просто.

Cockos Reaper (PC, Mac)

Cockos Reaper существует уже более 10 лет, но только сейчас стал более-менее на слуху у музыкантов. Разработчики утверждают, что коммерческая составляющая волнует их намного меньше качества работы и это правда: Reaper стоит всего $60, но умеет все то же, что и более дорогие и раскрученные DAW.

Помимо цены, стоит выделить богатую комплектацию программы, вместе с которой идет комплект отличных плагинов и эффектов — этого будет более чем достаточно для записи и сведения. Из минусов Reaper можно назвать отсутствие виртуальных инструментов в поставке (придётся искать на стороне), а также некоторую запутанность и сложность интерфейса для начинающего музыканта.

Steinberg Cubase (PC, Mac)

Старожил Cubase по праву считается одной из самых популярных DAW, чему не в последнюю очередь способствуют кроссплатформенность программы и ее распространенность на студиях звукозаписи.

Cubase поставляется в трех редакциях, каждая из которых предлагает музыкантам удобную работу с аудио и MIDI, комплект инструментов и сэмплов, встроенный автотюн и другие возможности. Среди минусов — слишком яркий и перегруженный интерфейс, который в Интернете прозвали «оконное безумие».

    8.jpg

Эти программы популярны среди музыкантов, а вокруг них собрано собственное коммьюнити пользователей. Благодаря этому изучение DAW станет проще: в Интернете и на YouTube найдутся тысячи обучающих материалов, а в музыкальных сообществах в социальных сетях и на форумах можно без проблем получить ответы на интересующие вопросы.

А как же Audition?

Когда речь заходит о записи музыки, многие сразу же вспоминают Adobe Audition. Несмотря на популярность, Audition всегда был и остается аудиоредактором, и слабо приспособлен для серьезных студийных задач.

 Audition удобен для многоканальной записи или записи голоса, но его возможности на этом заканчиваются. Так, например, редактор умеет работать с VST-эффектами (компрессорами, эквалайзерами), но не поддерживает VST-инструменты. Помимо этого Audition не знаком с MIDI — загрузить виртуальное пианино или ударную установку и записать их партию попросту не выйдет.

 На этом фоне аудиоредактор от Adobe проигрывает даже бесплатному Magix Music Maker. Домашняя студия без виртуальных инструментов попросту не существует в 2018 году, поэтому рассматривать Audition в качестве центра студии бессмысленно.

Какие плагины мне понадобятся?

В принципе, никакие. Большинство DAW оснащаются всем необходимым для производства музыки. В комплекте практически с любой программой вы найдете большое количество эквалайзеров, компрессоров, ревербераторов и других эффектов, возможностей которых хватит для того, чтобы записать и свести проект.

 Необходимость в сторонних разработках появится только в двух случаях:

  1. Если чего-то не найдется в комплекте с программой. Речь идёт о каких-то специфических обработках или виртуальных инструментах. Обычно разработчики оснащают DAW только самыми необходимыми инструментами (если это не Reaper), но если вы знаете, что ваша музыка не обойдется без чего-то специфического (например, гусей), то искать все это придётся на стороне;
  2. Если вас не устроит качество звучания стоковых эффектов или инструментов. Обычно камнем преткновения здесь становятся именно виртуальные инструменты, которые звучат сносно, но не великолепно.

Понадобятся ли сторонние плагины и стоит ли сразу искать дополнительные инструменты — вопрос индивидуальный. Для начала стоит подробно изучить свою программу. Возможно то, что вы ищете, уже есть в комплекте.

 Самым адекватным решением здесь будет начать работу с тем, что уже есть и постепенно составить список того, чего вам не хватает. Плагины никуда не убегут от вас — докупить недостающее можно в любой момент. Главное здесь знать, что и зачем вам нужно. Понимание этого приходит только с опытом и после изучения возможностей DAW.

 9.jpg

Если речь идет о формате плагинов, то здесь все зависит от DAW и того, с какими плагинами она может работать (это обычно указано в описании программы). Форматов всего шесть — VST, AU, AAX, RTAS, DXi, ReFill, но для конечного пользователя отличий между ними нет. Каких-либо преимуществ от использования VST или AU вы не получите: плагины работают одинаково вне зависимости от формата.

 Единственная сложность, с которой можно столкнуться — отсутствие необходимого плагина в нужном виде. Перед тем, как покупать что-либо, узнайте, в каком формате выпускается плагин и поддерживает ли он работу с DAW.

Могу ли я писать музыку на планшете или смартфоне?

Можете, но это будет не очень удобно — размеры экранов накладывают существенные ограничения на интерфейс. Дисплеи смартфонов не сравнятся по площади с обычным монитором — информации на экране будет мало. К тому же работа с регуляторами порой требует высокой точности манипуляций, а с этим у смартфонов бывают проблемы.

 На планшетах дела обстоят лучше, но здесь появится другая проблема — ограничения софта. Функции мобильных DAW не сопоставимы с десктопными версиями ввиду различий платформ. К примеру, в мобильных DAW нет такого богатства плагинов и виртуальных инструментов, даже если мы говорим только о стоковом контенте. Многие функции (та же автоматизация и редактирование аудио) существуют в упрощенном виде.

 10.jpg

Свести проект на планшете или смартфоне не получится, пока что это утопия. Конечно, разработчики активно развивают возможности музыкального софта и наращивают его производительность, но ситуация все еще далека от того, чтобы выбрать портативное устройство в качестве основы студии.

 Рассматривать планшет или смартфон лучше в качестве дополнения к студийном компьютеру. К примеру, можно скачать мобильную DAW, чтобы связать ее с десктопом и использовать в качестве блокнота для записи новых идей: придумали бит, записали его на смартфоне, отправили проект себе на компьютер и продолжили работу с проектом на десктопе. Звучит классно, но нужно учесть, что не все большие DAW существуют в карманном варианте: мобильные версии есть только у Cubase (Cubasis для iOS), Logic Pro X (GarageBand для iOS) и FL Studio (FL Studio Mobile для Android и iOS).

 11.jpg

Другим сценарием эффективного дополнения студии может стать использование смартфона или планшета в качестве виртуального инструмента или процессора эффектов. Так, например, для iOS и Android существуют качественные синтезаторы и драм-машины от Korg, Moog, Propellerhead и ряда других разработчиков — эти приложения отлично звучат и точно пригодятся в студии. Подключив планшет к компьютеру с запущенной DAW, вы сможете использовать приложение как обыкновенный виртуальный инструмент.

 Ну а для гитаристов портативные устройства могут заменить педалборд. На iOS существуют мобильные версии эмуляторов гитарных усилителей и эффектов Positive Grid BIAS FX Mobile и AmpliTube. Связав планшет или смартфон с компьютером и подключив гитару, это позволит переключать эффекты и управлять своим звуком с экрана девайса, не отвлекаясь на мышку или забеги к компьютеру для изменения звука.

Нужны ли дополнительные программы для производства музыки?

Современные DAW готовы ко всем стадиям производства музыки и нет ничего, с чем бы они не справились. Здесь работает то же правило, что и для плагинов: все, чего вам не хватает, можно докупить позднее (когда освоитесь и поймете, чего реально не хватает).

 Если вопрос в том, понадобится ли вам дополнительный софт для мастеринга музыки, то скорее всего нет. Во-первых, как уже говорилось, DAW готовы ко всем аспектам продакшена. Во-вторых, мастеринг — это отдельная и довольно объемная тема, браться за которую стоит имея определенный опыт в работе со звуком.

 Конечно, мы хотим, чтобы наша музыка звучала круто и профессионально — это естественно. Проблема в том, что качественная музыка — это не крутой софт а-ля WaveLab, а ваши идеи и аранжировки. Путь от черновика до прошедшей мастеринг готовой песни длинный, и не исключено, что к тому времени вы научитесь так ловко работать в DAW, что внешний софт вам попросту не понадобится.

 В общем, не усложняйте себе жизнь: вы еще не изучили DAW, поэтому смысла в других программах сейчас попросту нет.

 

АВТОР: Егор Ревенга (главный редактор SAMESOUND.RU и музыкант) специально для Pop-Music.

 

Слышат ли они музыку в своей голове / Аудиомания corporate blog / Habr

О музыке я знаю немного, но, говорят, что музыканты слышат и сочиняют музыку в голове. Они действительно слышат все эти быстрые переходы, сложные аккорды и звуки, которые есть в музыке Листа?

Например, очень быструю мелодию в рапсодии №2 или звуки из рапсодии №6 (невозможно поверить, что их рождает рояль), или прекрасную концовку рапсодии №12.

Аноним: У меня есть музыкальное образование, и я занимался музыкой много лет (примерно с 6 до 23 лет). Отмечу, что сейчас я работаю программистом и не осмелюсь назвать себя профессиональным композитором, однако я неплохой музыкант, могу выступать на сцене, дирижировать оркестром, выступать с оркестром, учить детей, сочинять короткие произведения и т.д.

Если вы обладаете музыкальным слухом, и он абсолютный, то можете «слышать» музыку в своей голове, читая ноты. Глядя на партитуру, вы можете представить, как это будет звучать (с очень высокой точностью).

Теперь поговорим о сочинении.

Насколько я знаю, существует по меньшей мере три основных способа создания музыки.

Интуитивный способ или способ на основе вдохновения

В голове рождается целое произведение. Сначала вы его слышите, а потом записываете. Оно просто появляется в вашей голове из ниоткуда. Я написал одно произведение таким способом, и это был странный опыт. Пока я был вдохновлен, меня не покидало ощущение, что я «одолжил» свои руки, и «нечто» сыграло ими композицию, а я записал её на бумаге.

На самом деле, это произошло на экзамене по композиции: я не готовился, пришел за час до экзамена, написал произведение и успешно сдал его (однако я рекомендую готовиться). Недостаток этого метода в том, что если у вас нет вдохновения, то магии не произойдет – не будет музыки.

Вероятно, музыка рождается в вашем подсознании или где-то еще. Я думаю, что идея постепенно формируется в глубине вашего разума и, в конечном счете, превращается в результат. Потом вы ее слышите и записываете. Иногда у вас нет выбора, потому что идея «требует», чтобы ее записали. Это ощущение ни с чем не спутать.

Методологический способ или подход на основе знаний

Если вы хорошо знаете теорию музыки (очень-очень хорошо), то сможете создать композицию так, как её создают компьютерные программы: выбираете основной мотив, а затем сочиняете музыку на бумаге в соответствии с правилами гармонии и другими идеями, которые хотите воплотить. При таком подходе вы создаете музыку «с нуля», корректируя её звучание на каждом этапе.

Музыка, созданная таким способом, может показаться скучной, неэмоциональной или предсказуемой. Я слышал одно произведение, очевидно созданное таким методом, и оно было наискучнейшим. Для написания достойной музыки вам понадобится много теоретических знаний.

Комбинация двух способов

Трудно получить всю мелодию целиком только на основе вдохновения. Также трудно создать целую мелодию, основываясь лишь на теоретических знаниях. Поэтому вы можете смешать два этих метода. Вы придумали мотив, который вам нравится (вдохновение), а затем, используя знания, вы превращаете его в полноценную композицию (гармонию). Во время игры к вам может вернуться вдохновение и принести с собой оставшуюся часть мелодии.

Использование смеси двух техник – вероятно, наилучшая идея. Дело в том, что, когда мелодия «оказалась у вас в голове», вы не сможете записать её полностью – одну минуту максимум. Этого недостаточно для полноценного произведения.

То, что я рассказал выше, подойдет для написания музыки с использованием реальных музыкальных инструментов.

Для электронной музыки существует еще один способ – метод проб и ошибок. Сначала вы запускаете музыкальную программу с пустым шаблоном, потом начинаете повторять какой-нибудь музыкальный рисунок и постепенно добавляете звуковые эффекты, наблюдая за изменениями. Если вам нравится то, что вы слышите, то проект сохраняется, и процесс наложения эффектов продолжается.

Изменяйте ритм, слушайте – меняйте такт, добавляйте биты. Проигрывайте снова. Накладывайте другие шаблоны и так далее. Этот процесс совершенно отличается от методологического способа и больше подходит для электронной или нестандартной музыки. В качестве аналогии можно привести ребенка, играющего в кубики. Необходимо понимание изменений, происходящих при добавлении того или иного эффекта.



Кертис Линдсей (Curtis Lindsay): Когда мы слушаем «Венгерские рапсодии» Листа, то слушаем музыку, которая, скорее всего, была рождена в ходе импровизации.

Лист, как и многие другие великие музыканты того времени, был невероятно опытным импровизатором и превосходил в этом многих композиторов. Вероятно, не все «Венгерские рапсодии» были рождены одинаково, однако ключом к их созданию стала импровизация. После того, как мелодия была готова, она просто дорабатывалась и шлифовалась.

Другое объяснение – у композиторов разные методы работы, но почти все они связаны с воспроизведением и обработкой музыки «в голове». Никто не садится сочинять музыку по формальным правилам теории. Теория музыки – это аналитический метод, он не предназначен для её создания.

Как правило, большинство композиций создаются с помощью музыкальных инструментов, чаще с помощью клавишных, например, фортепиано. Но иногда композиторы предпочитают работать без них, используя только свой разум и бумагу.



Деннис Хоффманн (Dennis Hoffmann): Лично я, особенно в течение последних лет, всегда представляю новую песню у себя в голове. Или хотя бы её часть. Обычно в тот момент, когда что-то зарождается в моей голове, я достаю телефон и напеваю мелодию на диктофон, чтобы не забыть.

Если мотив получается очень хорошим, то я могу начать сочинять песню целиком. Я ужасный барабанщик, но могу представить, как будут звучать барабаны… басовая партия… гитарная партия… как должна звучать гитара.

Моя сильная сторона – это написание текстов песен. Когда я был моложе, то сначала писал слова, а потом накладывал музыку. Но с годами изменил свое мнение – сейчас я сначала сочиняю музыку, а затем пишу слова песни, сокращая или удлиняя некоторые части композиции, чтобы уместить все, что мне нужно.

Однако во многих случаях структура песни может меняться. Сейчас я по большей части работаю один и сам записываю несколько дорожек, создаю барабанный ритм, добавляю синтезатор, записываю партии гитары и бас-гитары и т.д. В процессе творения (особенно когда программирую синтезаторы) я могу что-нибудь изменить, потому что нашел звук, который изначально не планировал использовать, но который хорошо подходит. Безусловно, здесь много свободы действий.

Иногда я записываю живую игру музыкантов, а не создаю синтетические звуки, потому в финальную композицию могут вноситься изменения – всему виной стиль игры исполнителя. Я считаю, что это не самый приятный способ создания музыки.

Мне песня нравится такой, какой я ее написал, и я не люблю, когда кто-то портит ее своей игрой. Но иногда это необходимое зло – я не всегда могу получить нужный мне звук искусственным образом, потому я нанимаю человека, который сможет его сыграть.

Если вкратце, то, действительно, все начинается в моей голове.

P.S. Больше материалов на тему музыкального творчества, акустических нюансов и звуке в нашем блоге и подкастах.

Программы для создания музыки бесплатные на русском языке

В наше время создать уникальные и качественные музыкальные композиции под силу не только профессионалам и знатокам со специальным оборудованием, но и новичкам аматорам в домашних условиях. Помогут в этом вопросе лучшие программы для создания музыки.

Обзор программ для создания музыки на компьютере

Каждая из них представляет собой профессиональную или простую студию звукозаписи, отличается интересными эффектами, встроенными музыкальными инструментами и опциями для работы со звуком. Будем рады, если вы оцените нашу подборку программ для создания музыки.

Рейтинг программ для создания музыки на компьютере

Обзор программ для создания музыки на компьютере

Обзор программ для создания музыки 2020

MAGIX Music Maker последняя версия на компьютер на русском

Начинает наш обзор многофункциональный и удобный продукт для создания качественных композиций, способный впечатлить юзера функциональными возможностями и арсеналом виртуальных инструментов. Мьюзик Мейкер работает с разными аудиоформатами, «заливает» проекты на веб-ресурсы, проводит запись звука с разных источников, поддерживает VST 2 и различные музыкальные стили.

MAGIX Music Maker русская версия для Windows 10, 7, 8, XP, Vista

В функционале пользователь может сочинять, корректировать и обрабатывать мелодии, создавать интересные стили, использовать около 2000 лупов и эффектов, пользоваться микшером, аналогом драм-машины и синтезатора. Пробная версия активна 30 дней.

Обзор программ для создания музыки на компьютере

Virtual DJ последняя версия на компьютер на русском

Достойный звуковой редактор с качественным инструментарием для сведения треков, микширования, редактуры и обработки аудио, имитирующий диджейский пульт, плеер и скремблер. Имеет встроенный СD- и MP3-конвертер, работает с популярными форматами, симулирует виниловые пластинки, монтирует видеоматериал и сортирует треки.

Virtual DJ русская версия для Windows 10, 7, 8, XP, Vista

Музыкальный комбайн распознает музыкальные стили, поддерживает эффекты VST, одновременно работает с несколькими звуковыми картами, записывает работы на CD и имеет трёхполосный эквалайзер. Также Виртуал Диджей имеет опцию караоке и работает с контроллерами midi-устройств.

Обзор программ для создания музыки на компьютере

Studio One последняя версия на компьютер на русском

Утилита прописывает качественный музыкальный материал, проводит мастеринг, аранжировку, микширование и звукозапись композиций.

Studio One русская версия для Windows 10, 7, 8, XP, Vista

Создание музыки осуществляется в реальном времени с помощью MIDI и звуков реальных инструментов, функций ресемплинга и нормализации, интересных спецэффектов, использования неограниченного числа треков и интеграции с плагинами. Творческая среда Студио Ван позволит реализовать свой потенциал и воплотить задумки в музыкальном произведении.

Обзор программ для создания музыки на компьютере

Mixcraft последняя версия на компьютер на русском

Представляет собой мощную станцию звукозаписи, включающую большой выбор виртуальных инструментов, звуковых эффектов и полезных опций для обработки музыки. Софт позволяет проводить аранжировку, мастеринг, сведение битов, наложение закадрового голоса, спецэффектов и переходов.

Mixcraft русская версия для Windows 10, 7, 8, XP, Vista

Midi-секвенсор имеет множество стилей, высококачественных сэмплов и лупов, записывает звук с гарнитуры, обрабатывает видеоклипы, поддерживает мультиканальные VST и ReWire плагины. Микскрафт имеет нелинейный аранжировщик видеоматериала, управляет тональностью и темпом. Ознакомительная версия активна 14 дней.

Обзор программ для создания музыки на компьютере

Traktor Pro последняя версия на компьютер

Создает высококачественные музыкальные композиции, применяя к работе впечатляющие спецэффекты, инструменты и фильтры. Трактор популярен среди диджеев благодаря массе возможностей музыкальной среды, редактуре, микшированию, скрэтчингу, эквалайзеру и другим полезным функциям.

Traktor Pro полная версия для Windows 10, 7, 8, XP, Vista

Софт способен считать аудио с любого источника, сохранить работу в разнообразных цифровых форматах, импортировать и экспортировать материал, вывести данные о звуковой карте, провести тонкую настройку низких и высоких частот. Утилита имеет диджейский чат, эмулирует четырёхканальный микшер и реверсивно воспроизводит треки. Меню на английском языке и есть обучающие ролики для понимания основ работы.

Обзор программ для создания музыки на компьютере

NanoStudio последняя версия на компьютер на русском

Компактная домашняя аудиостудия для создания качественных композиций с помощью впечатляющего набора эффектов и немалых возможностей. Представляет собой трио из синтезатора, секвенсора и микшера. Имеет пэды для генерирования битов, записывает звук с микрофона, поддерживает подключение музыкальных инструментов и может работать с помощью «горячих клавиш».

NanoStudio полная версия для Windows 10, 7, 8, XP, Vista

НаноСтудио сохраняет проекты в различных удобных форматах, записывает и редактирует аудиоклипы, поддерживает звуковые карты и midi-клавиатуры. Несмотря на англоязычную оболочку, справка и ознакомительные уроки помогут новичку понять принцип работы софта.

Обзор программ для создания музыки на компьютере

Ableton Live последняя версия на компьютер

Этот высококачественный продукт создает интересную музыку и редактирует видеоклипы. По праву заслуживает внимания за счет практически неограниченного арсенала виртуальных инструментов, необычных эффектов и топовых опций для сведения композиций.

Ableton Live полная версия для Windows 10, 7, 8, XP, Vista

В функционале доступна полноценная редактура аудио- и видеоматериала, миксование музыки в реальном времени, создание аудиокомпозиций и применение сэмплов. Аблетон Лайф поддерживает разные инструменты, имеет удобный микшер, сэмплер, синтезатор, электрические и акустические барабаны. Пробный период ограничивает в месяце работы.

Обзор программ для создания музыки на компьютере

SunVox последняя версия на компьютер на русском

Многофункциональная станция звукозаписи, которая создает уникальные музыкальные произведения с помощью расширенного и постоянно совершенствующегося функционала. Прога выглядит в виде секвенсора со встроенным модульным синтезатором и классическим трекером, имеющим оптимизированные алгоритмы синтеза речи, интерполятор для плавного перехода звука и модули для переходов.

SunVox русская версия для Windows 10, 7, 8, XP, Vista

В СанВокс доступен экспорт и импорт аудио, обработка разноформатных произведений, запись звука с микрофона, поддержка плагинов, MIDI и нескольких звуковых систем. Юзер может предпрослушать редактируемые и завершенные проекты, применить к работе фильтры и эффекты, а также настроить под себя интерфейс.

Обзор программ для создания музыки на компьютере

Cubase последняя версия на компьютер на русском

Данная прога имеет большой выбор функций и настроек для создания и обработки музыки. Звуковая станция создает биты и работает с ними, имеет VST3-конволюционную реверберацию, инструментарий для работы с ритмическими и вокальными партиями, скоростной MIDI-секвенсинг и поддерживает виртуальное оборудование на основе VST(i).

Cubase русская версия для Windows 10, 7, 8, XP, Vista

 

Кубейс функционирует с популярными форматами и имеет расширенные возможности для полноценной работы с аудио, поэтому вы легко сможете реализовать даже сложные задумки.

Обзор программ для создания музыки на компьютере

Reaper последняя версия на компьютер на русском

Простая, но достаточно функциональная студия для редактирования видео и аудио. Создает качественные многоканальные аудиокомпозиции, сводит материал в единый формат, пакетно конвертирует, разбавляет музыку интересными спецэффектами и убирает шумы.

Reaper русская версия для Windows 10, 7, 8, XP, Vista

Рипер работает со всеми знакомыми форматами, поддерживает ASIO драйвера, 64/32 битные ОС и портативную работу. Доступен также мультитрековый режим редактуры и аудиозаписи.

Обзор программ для создания музыки на компьютере

MadTracker последняя версия на компьютер

Домашняя аудиостудия для создания музыкальных композиций с нуля даже новичком со слабым ПК. Простенькая и удобная в управлении утилита, которая не требовательна к ресурсам устройства и распространяется бесплатно. Имеет большой выбор образцов музыки, различных инструментов и эффектов, работает с плагинами VST и передает звук в реальном времени.

MadTracker полная версия для Windows 10, 7, 8, XP, Vista

Нажатиями клавиатуры просто прописать ноты, в настройках откорректировать темп и громкость, поставить запись на паузу, подключить инструменты и задать интересующие по работе проги вопросы специалистам во встроенном чате.

Обзор программ для создания музыки на компьютере

Sound Forge Pro последняя версия на компьютер на русском

Профессиональная музыкальная станция, редактирующая звук в реальном времени. Имеет встроенный набор ПО для работы с музыкой, различные фильтры и эффекты для придания уникальности работе, а также мультиформатный конвертер для преобразования данных.

Sound Forge Pro русская версия для Windows 10, 7, 8, XP, Vista

Софт работает с большим числом форматов аудиоматериала, редактирует многоканальные данные, поддерживает ASIO, VST и DirectX, а также обрабатывает видео. Отличается точной правкой звука, хорошей работоспособностью и высоким качеством создаваемого материала. Цена на лицензионную версию утилиты достаточно высока, поэтому разработчики предоставили 30 дней на работу в демо-версии.

Обзор программ для создания музыки на компьютере

АудиоМАСТЕР последняя версия на компьютер на русском

Качественно редактирует звуковые файлы с помощью большого числа достойных функций и разнообразных спецэффектов. Мастер способен провести качественную аудиозапись, обрезать, соединить и извлечь звук, создать звуковые атмосферы и применить к проекту интересные эффекты.

АудиоМАСТЕР русская версия для Windows 10, 7, 8, XP, Vista

Имеет качественный эквалайзер, работает с любым материалом, редактирует звук в видеозаписях, записывает голос, формирует рингтоны, корректно извлекает звук и захватывает музыку. Бесплатная версия активна только 10 дней.

Обзор программ для создания музыки на компьютере

Adobe Audition последняя версия на компьютер на русском

Простенький и удобный аудиоредактор с профессиональными инструментами для создания музыкального материала. Проводит пакетную конвертацию аудио, очищает шумы, создает рингтоны для мобильных, работает с плагинами и audio cd.

Adobe Audition русская версия для Windows 10, 7, 8, XP, Vista

Адобе Аудишн имеет большой выбор эффектов для классного звучания, удобный эквалайзер, мультитрековый режим, опции удаления вокала и шумоподавления. Триал-период дает месяц на знакомство с продуктом.

Обзор программ для создания музыки на компьютере

FL Studio последняя версия на компьютер на русском

Приложение отлично подойдет как профессионалам, так и новичкам в музыкальной отрасли. Представляет собой редактор-секвенсор, который отлично работает на разных ОС и поддерживает многие известные плагины.

FL Studio русская версия для Windows 10, 7, 8, XP, Vista

В функционале можно провести элементарную процедуру нарезки трека или сотворить сложное музыкальное произведение. ФрутиЛупс имеет множество виртуальных инструментов и гейт реального времени, экспортирует аудио, проводит внутреннее микширование, профессиональный мастеринг, наложение аудиозаписи на видеоряд и массу других необходимых опций с музыкой.

Рекомендуемые программы для Windows:

Программы для создания музыки для новичков на русском

Загрузка…

Музыка уже давно является неотъемлемой частью жизни любого меломана или профессионального музыканта. Если раньше создавать свои композиции могли только талантливые и обученные люди, то в настоящее время развитие цифровых технологий позволяет сделать это в домашних условиях на своем компьютере.

Выбор программы для создания музыки

В нашей подборке представлены лучшие программы для создания музыки на компьютере с расширенным функционалом, тонкими настройками звучания, массой интересных фильтров, семплов, эффектов и виртуальных музыкальных инструментов на любой вкус.

Качественную музыкальную композицию, ремикс или аранжировку сможет создать не только опытный юзер, но и новичок. Предлагаем рассмотреть приложения для создания музыки на ПК и выбрать самое достойное и удобное.

Программы
Русский язык
Лицензия
Инструменты
Рейтинг
Плагины
Аудио импорт
MixcraftДаПробнаяПрофи9ДаДа
SibeliusДаПробнаяПрофи10ДаДа
SunVoxДаБесплатнаяЛюбитель8НетДа
FL StudioДаПробнаяПрофи10ДаДа
MadTrackerНетБесплатнаяПрофи9ДаДа
NanoStudioНетБесплатнаяЛюбитель8НетДа
MAGIX MusicДаПробнаяПрофи10ДаДа
Studio OneДаПробнаяПрофи7ДаДа
Traktor ProНетПробнаяПрофи9НетДа
Ableton LiveНетПробнаяПрофи9ДаДа
ReaperДаПробнаяЛюбитель10ДаДа
CubaseДаПробнаяПрофи10ДаДа

Mixcraft новая версия

Благодаря своему широкому функционалу утилита очень популярна среди музыкантов и считается полноценной студией звукозаписи. Создает качественную музыку за счет применения впечатляющего набора виртуальных инструментов, эффектов и семплов. В состав софта входят: цифровая звуковая станция, нелинейный видеоредактор, MIDI-секвенсор и хост для подсоединения инструментов. Пользователь может записывать MIDI-дорожки и аудио, выбирать лупы из более 6000 видов от профессионалов, настраивать тональность, темп, звуковысотное смещение. Микскрафт поддерживает VST и ReWire-плагины, имеет расширенный поиск и инструменты для прописывания семплов, паттерн и битов, создания ремиксов и собственной аранжировки. Среди минусов частично русифицированное меню и 14-дневный срок работы бесплатной версии.

Mixcraft русская версия

Sibelius новая версия

Профессиональный софт для написания музыкальных партитур, воспроизведения, сохранения, записи на диски и их публикации в Интернете. Нотный редактор насчитывает порядка 1500 инструментальных партий, синхронизируется с виртуальными синтезаторами и секвенсорами, имеет эмулятор клавиатуры фортепиано и грифа гитары, а также опции для подсоединения MIDI-клавиатуры, микрофона, гитары и электронных инструментов. Сибелиус ценится за высокоскоростную обработку треков, умные алгоритмы написания нот, большой арсенал семплов и шаблонов с лупами, а также интуитивно понятный интерфейс. Поддерживает VST технологии и MusicXML, публикует работы на SoundCloud, YouTube и Facebook.

Sibelius русская версия

SunVox новая версия

Удобная утилита поможет в домашних условиях создать уникальную музыку с помощью инструментов для новичков и профессионалов. Пользователю доступно создание «минусов», применение различных эффектов и синтезаторов, предпрослушка композиции во встроенном плеере, подключение плагинов и сохранение работы в удобном аудиоформате. Несмотря на отсутствие русскоязычного меню, интерфейс достаточно прост и доступен, элементарным перетаскивание можно добавить на временную шкалу необходимые эффекты и звуки.

Sunvox русская версия

FL Studio новая версия

Мощное ПО создает интересные музыкальные композиции с использованием встроенных семплов, фильтров и спецэффектов. На выходе пользователь получает высококачественный материал, который можно сохранить в удобных форматах (только в платной версии). В редакторе можно использовать эквалайзер, драм-машину, микшер с большим набором треков, семплер и MIDI. Доступно применение VST-плагинов, добавление своих спецэффектов и тонкие настройки для прописи партитуры и настройки звучания. В музыкальной студии смогут работать профессиональные ди-джеи и новички, несмотря на отсутствие русскоязычного меню, интерфейс достаточно понятен.

FL Studio русская версия

MadTracker новая версия

Бесплатный музыкальный редактор позволит создать интересную композицию с помощью набора качественного инструментария, интересных эффектов, образцов композиций и опций для написания нот с клавиатуры. Студия поддерживает плагины, имеет методику передачи звука в реальном времени, опции для подключения музыкальных инструментов и чат для консультаций и общения. Софт работает стабильно и функционирует на слабых компьютерах. Пользователь может дополнять и изменять образцы музыки, а также выравнивать громкость.

MadTracker последняя версия

NanoStudio новая версия

Качественная утилита с функциями для звукозаписи с использованием фильтров, битов и встроенного синтезатора. Для работы в приложении необходимы навыки генерирования битов и совмещения их с синтезатором. В широком функционале пользователь может выбирать пэды и настройки, в реальном времени записывать с микрофона материал и создавать свои уникальные мелодии. Поскольку меню англоязычное, разработчики предлагают большой выбор мануалов и учебников для детального ознакомления с опциями.

NanoStudio последняя версия

MAGIX Music Maker новая версия

Популярный бесплатный аудиоредактор с набором шаблонов сэмплов, виртуальных инструментов, лупов и треков для записи. Этим приложением пользуются многие ди-джеи и начинающие музыканты, которые ценят софт за высокую работоспособность и внушительный функционал. Уникальная коллекция эффектов и инструментов позволяют создать интересный аудиотрек, а скачивание дополнительных звуков разнообразит материал. Пользователь может записывать электроакустические приборы, MIDI-клавиатуры и подключенные электронные инструменты, применять более сотни треков для записи и коррекции, а также комбинировать инструменты. Созданную работу можно опубликовать на ресурсах. Free-версия активна 30 дней.

MAGIX Music Maker русская версия

Studio One новая версия

Качественный софт с профессиональным функционалом для написания музыкальных композиций, создания звукозаписей и аранжировок с помощью широкого набора виртуальных инструментов и семплов. Эта мощная цифровая студия звукозаписи подстраивается под потребности пользователя, совместима с Core Audio, Windows Audio и ASIO, использует неограниченное число треков, интегрируется с плагинами Ampire XT, Flanger и Beat Delay. Пользователь может применять ресемплинг, нормализацию и интересные спецэффекты. В Pro-версии (активна 30 дней) можно синхронизироваться с QuickTime video, создавать и микшировать треки, импортировать и экспортировать MP3.

Studio One русская версия

Traktor Pro новая версия

Специализируется на создании качественной музыки в домашних условиях с использованием семплов, спецэффектов и фильтров. В профессиональном редакторе можно воспользоваться опциями эквалайзера, редактора тегов и микшера. Возможности Трактор Про актуальны для новичков и опытных диджеев, помогают реализовать свои таланты в создании высококачественных миксов. Пользователю доступно редактирование композиций 4 пультами, объединение нескольких материалов, использование виртуального четырехканального микшера, полноэкранного режима и лимитера. Пробная версия проги работает только 30 минут, после чего отключается.

Traktor Pro полная версия

Ableton Live новая версия

Удобная утилита для создания уникальных музыкальных композиций за счет набора встроенных оцифрованных фрагментов, семплов, фильтров и звуков музыкальных инструментов. Эта музыкальная студия имеет технологию мультрека, функции микширования, Drag-N-Drop и работу с MIDI-устройствами. К возможностям софта можно также отнести обработку музыки в реальном времени, добавление и прописывание партий инструментов с применением к ним точного звука, а также сохранение работы в популярном аудиоформате. Пробная версия активна 30 дней.

Ableton Live полная версия

Reaper новая версия

Бесплатное приложение, позволяющее записать высококачественное аудио, создать многоканальную композицию и отредактировать материал в режиме мультрека. В Рипере представлено большое количество фильтров, эффектов и тонких настроек. Пользователь может конвертировать файлы в разные аудиоформаты и подключать VST и VSTi-плагины. Кроме этого, реализована запись вокала, барабанов, бас- и ритм-гитары с возможностью обработки отдельно каждого канала и их сведения в единый микс. Бесплатная версия активна месяц.

Reaper русская версия

Cubase новая версия

Это удобное приложение создает «с нуля» и качественно обрабатывает музыкальные композиции. Пользователь в домашних условиях может создать неповторимую музыку, применяя разные музыкальные инструменты, записи с микрофона и интересные фильтры. В отличие от конкурентов, Кубэйс может синхронизироваться с инструментами фирмы Yamaha. Имеет встроенный помощник с полезными советами о применении нужных аккордов. Юзеру доступны на выбор заготовки аккордов и редактируемые шаблоны. Free-версия работает 30 дней.

Cubase русская версия

Похожие программы для компьютера

5 лучших сайтов для создания музыки онлайн

Как оказалось, создавать музыку теперь можно не только в DAW программе, но и на некоторых онлайн-ресурсах, которые укомплектованы семплами и лупами. Конечно, это не позволит создать полноценный трек и проработать его досконально, но сделать заметки или черновики (особенно в дороге) — очень даже вполне!

1. Soundation.com

Sounding — мощная онлайн студия с профессиональными функциями (такими как: запись, виртуальные инструменты/синтезаторы, встроенные эффекты и более 700 бесплатных семплов и лупов).

Базовые возможности доступны бесплатно, в то время как более расширенные — требуют покупки месячной подписки!


2. Audiotool.com

Audiotool — полноценная daw программа прямо в вашем браузере. Все реализовано с большой любовью к деталям. Созданные треки, образцы и пресеты хранятся на серверах Audiotool и доступны из любого браузера. Позволяет публиковать («расшаривать») трек напрямую на SoundCloud, Youtube или Facebook.

— 5 плагинов, которые сделают Ваш вокал блестящим! —

3. Soundtrap.com

Полноценная программа в вашем браузере. Адаптируется как под ПК, так и планшет/телефон.

Можно создавать музыку вместе с друзьями в режиме реального времени по сети интернет (существует внутренний топ-чат созданных треков).

Безлимитное создание проектов + 780 семплов и лупов + 190 виртуальных инструментов бесплатно.


4. Looplabs.com

Looplabs — это совместная облачная музыкальная студия, которая позволяет любому, независимо от технических навыков или способностей, быстро и легко создавать профессиональную музыку в любом месте, в любое время и с кем угодно.

— Лучшие веб-сайты для продажи инструменталов! —

5. AudioSauna.com

AudioSauna превращает ваш браузер в быструю и гибкую студию для производства музыки со встроенными синтезаторами и живыми эффектами.

 

Это лучшие на данный момент платформы для производства музыки в онлайне. Выделить особенности каждого сайта трудно, в силу того, что они предлагают приблизительно одинаковые функции и эффекты. Выберите наиболее удобный сервис для создания быстрых заметок!

Обновление 2018 года:

Актуальность онлайн-сервисов растет и количество доступных платформ увеличивается. Это по прежнему не позволяет сделать качественную работу чисто на стороне интернет-ресурса, но для новичков, черновиков и просто «поиграть», их будет вполне достаточно! Еще +6 сайтов в Вашу коллекцию!

6. PatternSketch

PatternSketch — это бесплатная онлайн-драм-машина. Секвенсор и наборы ударных дают вам возможность создавать целые ритмические треки. Поделитесь своими творениями с друзьями или пригласите их к сотрудничеству прямо из платформы. PatternSketch даже позволяет экспортировать ваш трек в WAV, OGG или MP3.
См. также: 6 способов привлечь новых клиентов в вашу студию звукозаписи
7. Typatone

Напечатайте что-нибудь в Typatone, и оно превратит каждую букву в красивый звук. Переключите на инструмент, чтобы найти то, что вам больше нравится. На сайте множество вариантов. Откройте несколько вкладок и создайте полифоническую мелодию. Или даже превратите любой текст в музыку, скопировав его в Typatone. Можно поэкспериментировать с тем, как звучит Ваше имя!

 

Typatone можно использовать бесплатно, но экспорт (сохранение трека из сайта) стоит 1 доллар США.

8. Text To Speech

Text To Speech открывает целый новый мир семплов вокала для ваших треков. Введите текст или добавьте дорожку, которую вы записали. Затем экспортируйте аудио файл в MP3 бесплатно.

 

Text To Speech — это удивительный способ сделать немного роботизированный вокал, похожий на тот, что производит группа Daft Punk. Добавьте некоторые эффекты и вы получите неотразимые вокальные искажения.

9. Online Sequencer

Online Sequencer — это бесплатный секвенсор прямо в вашем браузере. Выберите один из 13 инструментов и поместите их на дорожку, чтобы создать мелодию. Если приходит вдохновение, то это отличный способ сделать заметку или набросать песню. Платформа позволяет экспортировать творение в виде MIDI файла. Затем этот файл можно поместить в вашу DAW программу.
См. также: 10 бесплатных VST синтезаторов!
10. Acid Machine 2

Используйте платформу, чтобы создать кислотный трек прямо в вашем браузере. Есть возможность экспортировать произведение в WAV формате. Acid Machine также имеет драм-машину для ритмической линии. Эта версия абсолютно бесплатна. Если вы профессионал, то новая версия стоит 5 долларов.
11. Autochords

Autochords — это очень полезный инструмент для написания песен. Если нужно больше вдохновения, подберите необходимые аккорды на этом онлайн-сайте. Autochords предлагает последовательность аккордов в соответствии с выбранной тональностью и настроением. Выбирай между пианино или гитарой.

Что такое музыкальное программирование — кто и почему им занимается, устраивая настоящие live-сессии

Ранее мы говорили об инструменте OpenMusic. Он позволяет писать музыку, используя объектно-ориентированный подход. Сегодня речь пойдет о людях, которые создают композиции с помощью специализированных языков программирования. И зачастую делают это «в прямом эфире».


Фото Pixino / PD

Краткая история компьютерной музыки


Первым компьютером, который использовали для создания музыки, был CSIRAC. Его спроектировала группа австралийских инженеров в конце 40-х годов. Тогда математик Джеф Хилл (Geoff Hill) разработал специальную алгоритмическую программу для синтеза музыкальных произведений. В 1951 году CSIRAC успешно исполнил популярный «Марш полковника Боги» («Colonel Bogey March»). Но на этом его музыкальные достижения закончились.

Поэтому первым «компьютерным музыкантом» считают Макса Мэтьюса (Max Mathews). Он начал воспроизводить музыку с помощью мейнфрейма IBM. Пример такой композиции:


С тех пор музыкальное программирование проделало большой путь. Под этим термином чаще всего понимают процесс создания треков с помощью секвенсоров, синтезаторов и специального ПО. Но некоторые инженеры-музыканты считают такой подход моветоном. Сторонники этой точки зрения используют программный код и специализированные ЯП для создания своих композиций.

Кто программирует музыку


В качестве примера можно привести инженера Эндрю Соренсена (Andrew Sorensen). Он доктор компьютерных наук и обладатель степени бакалавра в сфере джаза. Эндрю пишет музыку с 2005 года. Примеры треков можно найти на его Vimeo-канале. Вот одна из его работ (музыка начинается со второй минуты). Такие музыканты часто устраивают live-сессии и пишут треки перед живой аудиторией. Например, этим занимается Эллисон Уокер (Allison Walker) — саунд-дизайнер в игрострое из Мельбурна. По её словам, на таких выступлениях аудитория лучше понимает, насколько сложную работу проделывает композитор цифровой музыки.

К слову, на подобные перформансы можно попасть и в России. Например, в минувшие выходные в Екатеринбурге прошел алгорейв — дискотека, на которой диджеи в реальном времени писали код. Слушатели могли наблюдать, как наборы переменных и цифр превращаются в мелодию.


Некоторые авторы не просто программируют цифровую музыку. Они создают системы машинного обучения, которые помогают составлять музыкальные композиции и даже пишут их самостоятельно.

В этом направлении работает композитор Дэвид Коп (David Cope) из Университета Калифорнии. Он разработал и запатентовал алгоритм, генерирующий музыкальные треки на основе существующих. Например, на видео выше представлена композиция, основанная на творчестве Баха.

На чем пишут


Для создания музыки такого рода используют специальные языки программирования. Их число довольно обширно, поэтому дальше мы приведем лишь некоторые из них.

Примером может быть ORCA — это эзотерический ЯП для создания процедурных секвенсоров, в котором каждая буква алфавита представляет собой отдельную операцию. Один из резидентов Hacker News отметил, что написание мелодии с помощью операторов ORCA напоминает сборку пазла. Исходники и подробную инструкцию можно найти в репозитории на GitHub.

Вот пример мелодии, сгенерированной на ORCA:


Некоторые музыканты создают собственные языки. Например, уже упомянутый Эндрю Соренсен представил Extempore. Он разработан специально для проведения живых выступлений.

В 2014 году Эндрю выступил на конференции для разработчиков OSCON. Там он продемонстрировал возможности своего языка и написал мелодию с нуля. Запись есть на YouTube.

Также стоит выделить язык ChucK, который разработали инженеры из Принстонского университета еще в 2003 году. Он поддерживает параллельное выполнение нескольких потоков и дает возможность изменять программу прямо во время её исполнения. Подробная документация с примерами есть на сайте проекта.

Считать ли программную музыку искусством


Есть мнение, что программно-сгенерированные треки — это не настоящая музыка («искусственная»). В прошлом многие музыканты отказывались играть мелодии, сгенерированные программой Дэвида Копа, когда он просил их об этом. По словам Дэвида, они считали, что это негативным образом повлияет на их профессиональный имидж. Но ситуация изменилась.

Все больше людей и композиторов считает, что компьютеры и вычислительные системы созданы для расширения человеческих возможностей и развития творческих способностей. И все чаще музыканты экспериментируют с новым ПО, техникой и звуками — подбирают и создают необычные семплы. Едва ли музыкальное программирование станет массовым. Но это определенно то явление на стыке сразу нескольких областей знаний и культур, на которое стоит обратить внимание.



Дополнительное чтение в нашем «Мире Hi-Fi»:

Каков юридический статус систем ИИ, создающих музыку
Рождение и смерть альбома: как менялись музыкальные форматы за последние 100 лет
Как IT-компания боролась за право продавать музыку
От критиков к алгоритмам: как демократия и технократия пришли в музыкальную индустрию
Исследование: музыка вредит творческому мышлению — обсуждаем альтернативные мнения
На IT-фестивале представили первый «гендерно-нейтральный» голосовой помощник


Как пишется музыка для экрана

Стандартный кинофильм длится полтора часа. Кинокомпозиторам обычно заказывают столько музыки, чтобы можно было покрыть ею половину саундтрека – то есть около 40-50 минут. На все это дается от двух недель до двух месяцев, в зависимости от того, сколько времени остается до релиза ленты.

Чаще всего работа композитора начинается с того, что режиссер приглашает его в монтажную и показывает черновую склейку своей ленты. «Мне нужна тревожная музыка вот от этого места до этого, – говорит постановщик. – С особым драматическим акцентом на том моменте, где герой находит под кроватью чужой носок 60-го размера и обо всем догадывается». Композитор слушает и делает пометки в блокноте. Расстановка границ будущих мелодий называется «споттингом» – получив исчерпывающие инструкции, композитору остается только сочинить нечто укладывающееся в определенные режиссером временные рамки. Это на самом деле не так уж просто – кто писал музыку для кино, тот постоянно помнит и о прокрустовом ложе, и о дамокловом мече – поэтому, чтобы не выйти за границы, многие авторы пользуются специальными формулами или компьютерными программами, помогающими рассчитать темпоритм. Уже написанная мелодия, не вмещающаяся в отведенное ей «окно», может быть ускорена или замедлена.

Есть и другой способ написания музыки к фильмам: композитору просто дают прочитать сценарий или посмотреть раскадровки, и, вдохновившись этими материалами, он пишет мелодии. Такой способ многим сочинителям нравится гораздо больше, ведь он дает пространство для творчества и дополнительное время на выполнение задания (автору музыки не нужно ждать, пока фильм будет снят и смонтирован, так что к работе он может приступать еще до старта съемок – так, например, Ханс Циммер писал музыку к фильму «Начало»). Постановщик же по итогу получает более универсальное и самостоятельное произведение, которое не привязано к конкретной сцене и теоретически способно прозвучать в любом месте фильма.

Третий способ, требующий написания музыки ДО того, как начинаются съемки, обусловлен тем, что режиссеру по какой-то причине нужно, чтобы картинка на экране «резонировала» с мелодией (то есть музыка звучит не «за кадром», а в той реальности, в которой живут герои фильма). Если персонаж на экране поет – значит, в момент съемок соответствующей сцены песня должна проигрываться на съемочной площадке, ведь без этой «фанеры» он просто не попадет губами в строчки. (Таким образом, можно сказать, что Леонид Гайдай, вставляя в свои комедии музыкальные номера типа «Песни про зайцев», по сути, снимал клипы на уже готовые хиты.) Также очевидно, что если герой пляшет по клавишам электронного пианино, как Том Хэнкс в фильме «Большой», то его движения как минимум должны соответствовать извлекаемым звукам. Похожий принцип исповедуется в анимации: «музыкально-концертные» выпуски мультсериала «Том и Джерри» рисовались, отталкиваясь от уже готовых классических мелодий, – ведь гораздо проще сочинить подходящий видеоряд к знаменитому произведению, чем пытаться «ломать» классику под требования видеоряда.

Временами, впрочем, музыка может присутствовать на съемочной площадке даже тогда, когда персонажи не обязаны делать вид, что они ее слышат. Например, Стэнли Кубрик закупился мелодиями для саундтрека «Сияния» еще на стадии сочинения сценария, и на съемках соответствующих сцен они проигрывались через динамики, дабы актеры прониклись подходящим настроением. Также бывает, что в «рабочий вариант» фильма вставляется любая подходящая музыка, а позже, на финальной стадии постпродакшена, ее заменяют тем, что сочинил наемный композитор. При этом нередки случаи, когда первоначальная «рыба», удачно вписавшаяся в контекст, по итогу остается в фильме, а от специально написанной и даже оплаченной музыки создатели ленты решают отказаться. Режиссер может и сам написать музыку, чтобы сэкономить деньги, – так поступил, например, Джон Карпентер, делая «Хэллоуин», и никто об этом не пожалел: музыку из ставшего культовым фильма сегодня на раз опознает любой фанат хорроров.

Случается, что работа композитора режиссеру очень нравится, но она по какой-то причине не влезает в хронометраж конкретной сцены (то ли потому, что мелодия писалась на основе голого сценария, то ли ввиду того, что в процессе монтажа сцена могла поменяться) – в этом случае постановщик обычно снова садится за монтажный стол и «подгоняет» сцену под имеющийся музыкальный кусок: это куда дешевле и быстрее, чем переделать мелодию и организовать ее перезапись в студии. Но если композитор принес музыку раньше, чем начался монтаж, то ничего переделывать и не приходится: например, Серджио Леоне, монтируя «долларовую трилогию», уже имел в своем распоряжении готовые мелодии Эннио Морриконе, и именно они диктовали ему ритм самых напряженных сцен. Хотя не все доверяют композиторам настолько, чтобы во всем полагаться на их чутье: временами музыка для одного и того же фильма заказывается сразу двоим авторам, и чьи именно произведения в итоге лягут на саундтрек, зависит лишь от вкуса режиссера. «Не прошедших отбор» музыкантов такие ситуации очень расстраивают: это ведь все равно что купить у писателя права на книгу, выплатить ему гонорар, а саму книгу отказаться издавать.

Пишет музыку каждый так, как ему удобней, – кто-то по старинке вооружается карандашом и покрывает значками нотный лист, а заготовки мелодий исполняет режиссеру на пианино. Кто-то творит в программах вроде Digital Performer, Logic Pro или Cubase, а результаты своей работы шлет заказчику в виде MIDI-файлов. Требования к музыке могут быть самыми разными – нередко они продиктованы конкретным историческим периодом или местом действия, а также внутренним состоянием героя, его увлечениями и другими вещами, с которыми саундтрек должен гармонично сочетаться. Поэтому кинокомпозитору надо быть гибким, уметь выражать через музыку любую эмоцию, оперировать десятками музыкальных инструментов и подстраиваться под любой стиль (который, если того требует сюжет, может меняться каждые 10 секунд, перетекая из рока в регги или джаз, а из электроники в оркестровку). Ни один композитор не признается, что он чего-то не умеет, поэтому, получив заказ на музыку в ямайском стиле, сочинитель первым делом пойдет в Интернет – слушать Боба Марли. Можно не любить регги, но если того требует заказчик, ничего не остается, кроме как понять этот стиль, прочувствовать и написать что-то подобное.

Часто композиторы не останавливаются на разработке основной музыкальной темы фильма и дополнительно сочиняют мелодии, служащие «визитными карточками» конкретных персонажей. Если прислушаться к саундтреку Джона Уильямса к «Звездным войнам», мы легко различим мелодии, с которыми у нас ассоциируется тот или иной герой: «тема Дарта Вейдера», «тема принцессы Леи» и т.д. То же касается другой знаменитой киносаги, «Властелин Колец», и многих сериалов (например, «Остаться в живых»). Мелодии, привязанные к персонажам, то и дело всплывают в нужных местах по ходу ленты, постоянно меняясь и принимая новую форму, но сохраняя узнаваемый лейтмотив, – такую мелодию можно сравнивать со шлейфом аромата, тянущимся за надушенной дамой: даже если вы не видите ее лица, по запаху легко становится понятно, кто это.

Мелодия сочинена – что дальше? Пока что это лишь «голая» музыкальная линия, которую еще нужно аранжировать, то есть разложить на отдельные партии для оркестровых инструментов, на которых она будет исполняться. Некоторые композиторы, как Эннио Морриконе, обходятся без услуг аранжировщика или оркестровщика, расписывая партии самостоятельно и сопровождая свои записи множественными пометками, разъясняющими, что, кому и как играть. В других случаях у автора на это просто не остается времени, так что оркестровщик, расписывая партии по нотам, действует в больших условиях творческой свободы, и от его умений во многом зависит то, как музыка по итогу будет звучать. Обычно оркестровщик – нанятый со стороны человек, хотя история знает примеры и постоянного сотрудничества между композитором и аранжировщиком (например, Джерри Голдсмит постоянно работает с Артуром Мортоном). Некоторые знаменитые оркестровщики, такие как Конрад Поуп («Кинг Конг», «Война миров», трилогия «Матрица» etc.), свободны от подобных привязанностей и работают с кем угодно, что не мешает им оставаться востребованными и постоянно выдавать на-гора отличный результат. (То же касается и композиторов, которым постоянно заказывают музыку одни и те же режиссеры: Джон Уильямс ходит в «любимчиках» у Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга, Александр Зацепин прочно связан в народной памяти с Леонидом Гайдаем, японец Дзе Хисаиси активно сотрудничает со знаменитой студией Ghibli.)

Сделанные аранжировщиком ноты распечатываются по количеству инструментов в оркестре. Для записи американских саундтреков может быть привлечен как Голливудский симфонический оркестр (или его аналог Hollywood Studio Symphony, работающий с сессионными музыкантами), так и зарубежные оркестры: Лондонский симфонический, оркестр Би-би-си либо Пражский симфонический. Записывать музыку за рубежом считается нормальным не только в силу высокого профессионализма тамошних оркестров, подтвержденного десятилетиями качественной работы, но и потому, что это экономит бюджетные деньги. Во время записи на большом экране в зале транслируется смонтированный фильм (если только это не тот случай, когда готовая запись нужна заказчику еще до начала съемок), сигналы о необходимости смены темпа подаются музыкантам специальными щелчками, а дирижирует оркестром зачастую сам автор музыки.

Сегодня сложно себе представить полноценный фильм, в котором нет совсем никакой музыки: даже если режиссеры решают намеренно отказаться от «настроенческих» закадровых проигрышей, они старается пропихнуть мелодии в свои фильмы иными путями – например, через автомобильный проигрыватель или играющую в баре радиоточку. Между тем изначально музыка была не эстетической, а чисто технической добавкой к кинопроцессу: дело в том, что первые кинопроекторы устанавливались не в специальной будке киномеханика, а прямо в зрительном зале, и их стрекот серьезно мешал просмотру. Глушить шум музыкой придумали братья Люмьер: уже на их первый показ в 1885 году был приглашен пианист. Традиция прижилась и развилась в ХХ веке, когда известным композиторам стали заказывать музыку к фильмам. Правда, в первые десятилетия такие случаи были нечастыми, и это касалось только очень дорогих постановок, в остальных же случаях таперы выкручивались как могли, импровизируя или играя попурри из всего подряд, от классики до популярных на то время мелодий (практика фортепианного аккомпанемента была знакома шоу-бизнесу еще века с XVIII, когда вошли в моду представления с участием «волшебного фонаря», так что метода была давно отработана). Но сколько бы мелодий ни крутилось в голове у пианиста, все они со временем приедались, к тому же ни классика, ни современная эстрада не покрывали всех нужд кинематографа – мало кто понимал, например, какими мелодиями надо создавать «атмосферу загадочности». Музыкальные издательства, такие как Sam Fox Music и Academic Music, решили заполнить этот пробел, принявшись выпускать ноты с короткими музыкальными отрывками, сочиненными композиторами под заказ. Владельцы кинотеатров, которых в 20-е годы в США уже открылось около 15 тысяч, охотно их скупали, формируя в своих запасниках целые каталоги «музыки для фотопьес» (так в то время было принято называть кинофильмы). И почему бы нет, если новшество пропагандировал сам Томас Эдисон с его кинокомпанией?

Главным инструментом для аккомпанемента в 20-е годы стал орган, обеспечивавший музыкальным сопровождением половину всех кинотеатров, и еще по 25% приходилось на пианино и на маленькие ансамбли, часто состоявшие лишь из двух человек. В зависимости от состоятельности кинотеатра в его библиотеке могло находиться от пары тысяч до сотен тысяч листков с партитурой, рассортированной по темпу мелодий или по их «настроению» («грусть», «саспенс», «погоня» и т.д.). Перед киносеансом музыкальный директор кинотеатра выбирал подходящие по настроению произведения, которые отдавал музыкантам – у тех зачастую даже не было времени порепетировать. К концу 20-х годов, когда 90% нот для «фотопьес» выпускалось компанией Cameo Thematic Music Co., уже сформировался определенный канон: главные премьеры фильмов проходили в Нью-Йорке, и именно те ноты, которые при этом игрались, считались наиболее подходящими для исполнения на показах в провинциях. Большинство музыки для новых релизов при этом компилировалось из тех же самых «фотопьесных» каталогов, лишь с небольшими добавлениями свежего музыкального материала. Любой саундтрек, целиком созданный для конкретного фильма, на этом фоне становился большим событием (см. «Багдадский вор», «Метрополис») – он и стоил соответственно, делая подобное музыкальное сопровождение финансово невыгодным для студий. Составлялись такие саундтреки обычно из мелодий, написанных заранее, поскольку никакой композитор не успел бы сочинить столько качественной музыки за тот краткий период, пока смонтированная лента готовилась к релизу.

В начале 30-х, с приходом звукового кино, каталоги еще какое-то время использовались для закадровой озвучки новых лент, но живое ежевечернее исполнение, на котором эта традиция базировалась, изжило себя как традиция, и «музыка для фотопьес» закончила свои дни довольно бесславно: хозяева кинотеатров стали массово сдавать накопленные нотные архивы в макулатуру, заворачивали в них рыбу либо просто выбрасывали на помойку. Хотя некоторые из музыкальных произведений – как, например, Mysterioso Pizzicato – сумели пережить свое время, из-за постоянного использования обретя широкую популярность и став частью поп-культуры. Кое-что из былого богатства уцелело и пригодилось в наши дни, когда многие немые ленты перевыпускаются на DVD – саундтреком для них, что совершенно логично, служат аутентичные мелодии 20-х годов с тех самых нотных листков.

С приходом звука главным поставщиком мелодий для кино стали симфонические оркестры, и в общих чертах положение остается таковым по сей день. Хотя мода тоже не стоит на месте: например, в 50-е годы киномузыку захлестнули джазовые мотивы, а в наши дни наблюдается бум электронных мелодий. Но, несмотря на жалобы профессионалов о том, что электроника в силу своей дешевизны и неживого звучания убивает славную традицию оркестровых записей, оркестры по-прежнему загружены работой. А что нужно спасать, так это архивы киностудий: мейджоры то и дело объявляют о том, что им негде хранить многолетние музыкальные записи, утратившие всякое коммерческое значение, и делают попытки вывались все это богатство в канаву, как поступили в свое время хранители нотных каталогов для «фотопьес». В последние 30 лет за подобными инцидентами присматривает Общество защиты киномузыки (Society for the Preservation of Film Music), коллекционирующее материалы, имеющие отношение к созданию саундтреков: первые рукописные наброски нот, пробные аудиозаписи сочиненного материала, мастер-копии киномелодий, никогда не выпускавшихся на CD… Все это систематизируется и описывается в профильных журналах, кроме того, время от времени при спонсорстве общества забытые мелодии перезаписываются современными музыкантами или исполняются вживую на массовых мероприятиях. В общем, никто не забыт, ничто не забыто.

Как становятся кинокомпозиторами? Судя по тому, что рассказывают знаменитые профессионалы этой области, все они начали сочинять музыку в 10-12-летнем возрасте, вдохновившись известными киномелодиями, и к 20 годам уже представляли, чем хотят заниматься. У подавляющего большинства есть серьезное музыкальное образование (поступайте в Беркли – не промахнетесь). И все они, двигаясь к своей мечте, хорошо понимали, что надо держаться поближе к тем местам, где водится работа, – то есть к Лос-Анджелесу и Нью-Йорку. Несмотря на то что Интернет все упростил (например, Нил Бломкамп нашел композитора для «Элизиума» через YouTube, посмотрев один из кинотрейлеров с понравившейся ему музыкой и связавшись с автором по электронной почте), этот принцип актуален и сегодня: где тусовка, там и знакомства, и связи, и потенциальные заказы. Тем не менее однозначного рецепта проникновения в киномир нет, сюда приходят разными путями. Например, живой классик Джон Уильямс, перед тем как его пригласили работать на Голливуд и одарили пятью «Оскарами», выступал в нью-йоркских клубах как джазовый пианист. Говард Шор, много лет работавший с Дэвидом Кроненбергом и получивший «Оскар» за музыку к «Властелину Колец», играл в джаз-бэнде Lighthouse, а потом работал музыкальным директором в телепередаче Saturday Night Live. Дэнни Элфман, прежде чем ввязаться в сотрудничество с Тимом Бертоном, руководил рок-группой Oingo Boingo.

Конечно, далеко не все столь успешны и востребованы, как Уильямс, Морриконе или группа Daft Punk, успевающие за год поработать на трех-четырех проектах, – у многих композиторов лишь половина времени уходит на собственно работу, а вторая половина тратится на поиски новых заказов и обхаживание старых заказчиков. Поэтому сочинители, чтобы не сидеть без дела и иметь возможность оплачивать счета, берутся подчас за самые разные подработки, соглашаясь писать музыку для видеоигр, рекламы, короткометражек, трейлеров и документальных лент. «Работая для кино, ты должен забыть о своем эго», – смеется лауреат премии BAFTA Кристофер Ганнинг. По его словам, композиторство сегодня – нелегкий хлеб, потому что с приходом моды на электронную музыку расценки на заказы рухнули вниз. Заказчикам, которым надо обеспечить музыкальным фоном растущее количество телепередач, все чаще плевать на качество, и они заставляют авторов писать мелодии за бесценок, пугая их тем, что всегда найдутся желающие перехватить эту работу. А еще есть музыкальные онлайн-библиотеки вроде Jingle Punks, Associated Production Music, FirstCom Music, VideoHelper или Extreme Music, позволяющие киностудиям за определенную плату скачивать любую музыку из их многотысячных трековых каталогов. Учитывая, что эти компании владеют всеми правами на выставленные на продажу произведения, покупать такие треки удобно: ведь после выхода фильма киношникам не придется делать никаких дополнительных отчислений в пользу авторов музыки (безвестным композиторам платят лишь один раз – когда покупают их музыку для каталога, в то время как с авторами популярных хитов, оставляющими за собой 50% прав на произведения, подобный номер не прошел бы). В общем, конкуренция в этой сфере велика.

Многие сравнивают современных кинокомпозиторов с классическими музыкальными творцами прошлых веков – Моцартом, Бахом, Чайковским. У этой точки зрения достаточно как поклонников, так и противников. С одной стороны, в современной киномузыке так много заимствований отовсюду, что к «чистому» жанру ее отнести сложно. Реальных классиков, с именами которых соглашалось бы научное сообщество, можно пересчитать по пальцам, и все они завоевали популярность задолго до прихода в кино (например, Сергей Прокофьев, написавший музыку к «Александру Невскому», являлся большой фигурой и до того). С другой стороны, несмотря на несовпадения с классическим каноном, популярность некоторых саундтреков столь велика, что симфонические оркестры не считают зазорным исполнять произведения тех же Уильямса и Элфмана наряду с Вивальди и Бетховеном, и эти культовые мелодии всегда имеют успех у публики. Кинокомпозиторы, без сомнения, являются авторами самых знаменитых оркестровых мелодий нашего времени. А в некоторых странах творчество этих людей затмевает по популярности даже традиционную попсу: например, в Индии саундтреки обеспечивают 72% продаж всей музыки.

Почему же, несмотря на сильную привязанность Голливуда к оркестровкам, электроника в последние годы смогла составить живой музыке очень серьезную конкуренцию? По все тем же финансовым причинам: сегодня заказной автор может накропать саундтрек, не выходя из своей спальни, и это гораздо дешевле, чем записываться с оркестром в студии. Уровень таких сочиняемых наспех поделок часто невысок. Но, по мнению представителей «старой школы», проблема с электроникой заключается не только в непрофессионализме многих использующих ее авторов, а еще и в том, что она «неживая»: музыканты не вдыхают в нее жизнь через инструменты, и потому в ней нет подлинных эмоций. Более молодые авторы относятся к технологиям куда лояльней – они считают, что любая инновация не обходится без критики, так что надо просто подождать, и время всех рассудит. «Людей очень впечатлили электронные саундтреки к “Огненным колесницам” и “Человеку дождя”, – говорит композитор Джефф Рона. – Они звучали очень эмоционально. Это был прорыв. Но сегодня уже немногие даже заметят, какой саундтрек они слушают – оркестровый или электронный. Мы просто привыкли».

По словам ветеранов индустрии, студийный запрос на «живые» записи для кино заметно снизился с начала 90-х. Да и сам способ деланья кинофильмов необратимо меняется: спецэффекты подменяют реальность, цифра – целлулоидную пленку, ускоренная частота кадров придает картинке совершенно новый уровень плавности… Если все будет идти как идет, умрет ли традиция оркестрованной киномузыки или просто станет привилегией самых дорогих проектов? А может, произойдет ее сплав с электроникой? В ближайшие лет 20 в этот вопрос, надо думать, будет внесена ясность. Но если полное замещение электроникой и случится, то совершенно точно не потому, что оркестры превращаются в пережиток прошлого, как когда-то таперы. Напротив – многие молодые композиторы признаются, что именно возможность работать с оркестром привлекает их в этом бизнесе в первую очередь.

«Я и сам писал электронные саундтреки, и не раз, – замечает Кристофер Ганнинг. – Но лишь потому, что приходилось работать в очень узких бюджетных рамках. А когда есть деньги на оркестр, мне никогда не приходится себя спрашивать, что я выберу». «Музыка – один из самых мощных творческих элементов, отвечающих за успешность того или иного фильма, – подхватывает руководитель лондонского оркестра Дэвид Уэлтон. – И, на моей памяти, никто никогда не отказывался от шанса поработать с симфоническим оркестром. Был бы бюджет – а желающие найдутся всегда». Вместе с тем оскароносный Джон Уильямс, цитатой которого мы завершим эту статью, считает, что в силу вечного временного цейтнота, окружающего композиторов, написание музыки для кино, будь то электроника или оркестровка, никогда не будет слишком легким трудом – так что к любому способу производства надо относиться с пониманием и уважением. «Нам лишь остается надеяться, – говорит мэтр, – что, если в будущем продолжат проявляться музыкальные гении, связанные с кинематографом, разделение на традиционное искусство и медиаискусство, которое наблюдается сейчас, уже не будет таким жестким».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *