Меню

Операционка эппл: Список операционных систем apple — Википедия – iMac – macOS – Apple (RU)

История операционных систем Apple. Часть 1. Дографическая эпоха / Habr

Начинаю перевод весьма основательного труда Амита Сингха по истории операционных систем Apple. Часть картинок добавлена при переводе для наглядности. Планирую 3 или 4 части, смотря как будет получаться по объему. В этой части посмотрим, что было до Macintosh и Apple Lisa.
Первые байты кода

В конце 1975 года Стив Возняк завершил прототип компьютера, который вскоре станет известен как Apple I. Возняк в то время работал в НР. Но этот проект был им неинтересен, так что он попросил дать им вольную. 1 апреля 1976 года Стив Джобс, Стив Возняк и инженер из Atari Рональд Уэйн основали Apple. Первым продуктом под этим именем был компьютер Возняка.
Apple I

Apple I был основан на 8-битном процессоре MOS Technology 6502, с частотой меньше 1 МГц. Это был упрощенный вариант более дорогого чипа Motorola 6800. Примерно аналогичным по параметрам был и Intel 8080, но он при этом был дороже. У компьютера был встроенный выход на телевизор, разъемы для 8 Кб памяти, интерфейсы клавиатуры и кассетного магнитофона. Корпус, БП, клавиатура и телевизор в комплект не входили, покупатель должен был раздобыть их самостоятельно.

Apple I подключался к телевизору через антенный вход и мог отображать 24 строки по 40 символов. Стартовая цена была 666 долларов 66 центов, в комплект, кроме материнской платы, входили 4 Кб памяти и кассета с Apple BASIC.

Операционной системы как таковой у Apple I не было, зато была прошивка под названием System Monitor. Размер ее был всего 256 байт, не Кб. Она позволяла работать с командной строкой с помощью клавиатуры и экрана, смотреть содержимое памяти, набирать и запускать программы, и так далее.
По сравнению с UNIX (шестое издание на то время, см. habrahabr.ru/post/194160), назвать прошивку Apple I операционной системой не поворачивается язык. С другой стороны, UNIX-совместимый компьютер стоил тогда десятки тысяч долларов. Намного более дешевый Apple I был предназначен для широких масс гиков любителей.
Apple II

Apple I был на конвеере меньше года, зато следующая модель, Apple II, прожила намного дольше. Apple II основан на том же процессоре 6502, но проектировался Возняком как интегрированный компьютер. Клавиатура была встроена прямо в корпус. Это был первый ПК, способный работать с цветной графикой.
Линейка Apple II была довольно разнообразной: Apple II+, IIe, IIc, IIc+, IIe Enhanced, IIe Platinum, и наконец 16-битный IIgs в 1986 году. (IIgs тут не вполне уместен, потому что был сделан на новой платформе и новом процессоре, но умел работать в режиме совместимости с старыми Apple II — прим. перев.) Некоторые из этих моделей также были проапгрейжены в ходе выпуска.
Для Apple II было создано несколько операционных систем.
Apple DOS

Вскоре после релиза Apple II в 1977 году стало очевидно, что без дисковода компьютер жить не будет. Возняк разработал прекрасный флоппи-дисковод Disk II. (этот эпизод хорошо описан в мемуарах Возняка. Очень рекомендую — прим. перев.) К дисководу понадобилась и дисковая операционная система. Первая версия Apple DOS 3.1 (не только Windows NT начала нумерацию с тройки — прим. перев.) вышла в июле 1978 года.

Никакого отношения к еще не вышедшей MS-DOS система не имела. В то время диски были роскошью, поэтому абрревиатура DOS активно использовалась для пиара, примерно как сегодня приставка
i
.
Такая странная нумерация получилась из-за того, что один из программистов, Пол Лафтон, фактически заменил номер версии номером билда. Все началось с 0.1, а бета-версия была под номером 3.0.
Apple Pascal


p-System была разработана в Университете Калифорнии и Сан-Диего (UCSD) и пользовалась большой популярностью в 70-х и начале 80-х годов. Это была портируемая операционная система, де-факто — виртуальная машина, выполняющая байткод p-code. Самый популярный язык разработки — UCSD Pascal. В Apple его модифицировали для Apple II. Марк Аллен и Ричард Гливс, студенты UCSD, разработали интерпретатор для 6502 летом 1978 года. В 1979 году на базе этой разработки вышел Apple II Pascal. Apple Pascal выпускался пять лет.
Apple CP/M

Microsoft разработал сопроцессорную плату Softcard в 1980 году. Изначально она называлась Microsoft Z-80 SoftCard, но потом ее переименовали во избежание судебной тяжбы с Zilog. Карта позволяла запускать на Apple II программы для процессора Z-80 и ОС CP/M. В те годы под нее было много софта. Из полезного и популярного можно вспомнить dBase и WordStar.

Были и другие сопроцессорные карты, с поддержкой различных процессоров. Карта Stellation Mill с процессором Motorola 6809 позволяла запускать на компьютерах Apple операционную систему реального времени OS-9.
Apple SOS

Apple III выпустили в 1980 году для бизнес-пользователей. Новая ОС, SOS, официально получила свое название из-за сложности и продвинутости (Sophisticated Operating System), но реально один из разработчиков увековечил имя своей дочери — Sara’s Operating System. Каждая программа загружала в память также и операционную систему. На диске было ядро SOS.kernel, интерпретатор SOS.Interp и набор драйверов SOS.Driver.

SOS эволюционировала в Apple ProDOS.
Apple ProDOS

На смену Apple DOS 3.3 в октябре 1983 года пришла ProDOS 1.0, основанная на SOS. В новой системе было удобней программировать на Бейсике, ассемблере и прямо в кодах. В SOS улучшили работу с прерываниями, ускорили и упростили доступ к диску, и внесли множество других улучшений. Также появилась иерархическая файловая система с такими возможностями:
  • Поддержка нескольких логических томов на одном физическом носителе
  • Поддержка до 20 разных типов файлов, 10 из них доступны для назначения пользователем
  • До восьми открытых одновременно файлов
  • Любое количество файлов в подкаталоге. Хотя в корневом каталоге могло быть не более 51


После выхода 16-битного Apple IIGS ProDOS версии 1.1.1 на тот момент разделили на 8-битную ветку ProDOS 8 и 16-битную ProDOS 16.
Поиск источников вдохновения

В 1984 году Apple выпускает Macintosh, а в 1983 — Apple Lisa. Здесь будет уместно вернуться в 1968 год. До появления UNIX, до основания Apple и Microsoft. За 17 лет до выхода Windows 1.0.
NLS: oNLine System

9 декабря 1968 года в Сан-Франциско на конференции FJCC (Fall Joint Computer Conference) Дуглас Энгельбарт представил NLS. Он с 1962 года создавал ее с 17 сотрудниками в Исследовательском центре дополненной реальности в Стенфордском исследовательском институте в Калифорнии. Это был прорыв и переполнение количества инноваций на единицу времени.

Дадим слово самому Энгельбарту.

Суть этого проекта вкратце такова: представь, что у тебя в офисе есть компьютер с экраном, который работает на тебя весь день и моментально откликается на твои действия. Сколько можно было бы дополнительно заработать с таким помощником? Мы стремились именно к такой картине.
Мышь

Энгельбарт показал первую мышь. Указывающее устройство с тремя кнопками и пятном-”жучком” на экране. Снизу была два перпендикулярных колеса, на каждом по потенциометру. Если возить мышкой по поверхности, жучок на экране ползает соответственно перемещению.
Аккордная клавиатура

Другая новинка на этой презентации — пятипальцевая аккордная клавиатура. Она позволяет вводить 2**5-1 = 31 символ. Минус единица сооветствует всем ненажатым клавишам.
Работа с документами

Энгельбарт показал, что текст можно вводить, перетягивать, копипастить, форматировать, прокручивать, иерархически группировать, и так далее. Созданный текст можно сохранить в файле с метаданными типа имени автора и времени создания. Если использовать мышку, то все это несложно и быстро. Энгельбарт называл общий механизм всего этого view control.
Система была удобна для написания кода. Блоки кода можно было сворачивать, работало автодополнение. Также поддерживалась разметка, которая позволяла форматировать документ в соответствии с назначением, например для печати.
Гипертекст и карты изображений

С помощью гипертекста Энгельбарт реализовал переходы между фрагментами текста. Это может быть переход к результату поиска или просто переход по видимой или невидимой гиперссылке.
Система также поддерживала рисование. В картинки тоже можно было встраивать гиперссылки на манер современных карт изображений, image map.
Слово “гипертекст” придумал Тед Нельсон, а саму идею приписывают Ванневару Бушу. Он был советником по науке Франклина Рузвельта, и в 1945 году предложил ассоциацию вместо индексирования как способ связи фрагментов информации.
Поиск

Был реализован мощный инструментарий поиска с весами ключевых слов и выводом результата в виде гипертекста.
Окна

Экран можно было разделить на две части, одна из которых статичная, а вторая интерактивная. Например, при чтении мануала появилось непонятное слово. Можно было открыть во втором окне словарь и уточнить его значение. В целом, это было похоже на HTML-фреймы.
Совместная работа

Также можно было совместно работать над документами, править чужой текст, оставлять заметки соавторам — почти как Гитхаб.
Также можно было оставить сообщение конкретному человеку, а не пользователю вообще. Программируемый фильтр позволял показывать разное содержимое файла различным пользователям.
Интерактивная совместная работа

А еще показывали живую видеоконференцию. Можно было даже показывать удаленным пользователям одно и то же изображение на экране, но предоставить разные права доступа. Например, один редактирует, а второй наблюдает в рид-онли.
Результат

Энгельбарт утверждал, что такая система позволит пользователям эффективно справляться со сложной информацией, в которой контент представляет собой концепции. NLS должна была стать инструментом для навигации по структурам, которые не могут быть отображены простым текстом.
Энгельбарт также работал над созданием ARPANet. В планах был специальный сервис для работы с актуальной информации о сети и ответов на вопросы типа “Кто предоставляет этот сервис?”, “Какой протокол мне надо использовать?”, “Какие хосты онлайн, а какие отключены?”.
Активно использовалась концепция бутстрепинга. Краткий смысл: “Мы создаем этот инструмент, чтобы с его помощью создать еще лучшие инструменты”.
Даже такие инновации не спасли NLS. Институт прекратил финансирование. Многие разработчики перебрались в новый проект Xerox PARC, где они планировали создать распределенную сетевую версию NLS. Энгельбарт ушел в телефонную компанию Tymshare. По иронии судьбы, его офис был недалеко от Apple.
Smalltalk

Разработка Xerox PARC очень сильно изменила подход к компьютерным интерфейсам вообще. Первую версию Smalltalk выпустили на PARC в 1972 году. Это был первый полностью объектно-ориентированный язык. В основе лежал язык Simula. Была также среда разработки с оконным интерфейсом. На Smalltalk написали много чего интересного для той платформы: WYSIWYG редактор, софт для захвата и редактирования звука, анимации и так далее.
Позже, глядя на Smalltalk, разработали язык Objective-C. Главный разработчик Smalltalk Алан Кей был основателем проекта PARC. В конце 60-х он предложил идею чего-то в духе современного КПК под названием Dynabook. Позже он работал во многих крупных компьютерных компаниях, включая Apple, на должности главного по науке.
Xerox Alto

В Xerox не забывали и о персональных компьютерах в сегодняшнем смысле этого слова. В результате получился Xerox Alto. У него был 16-битный процессор, вертикальный экран с разрешением 606х808, клавиатура обычная и аккордная, трехкнопочная мышь с шаром и красивый корпус. Были в наличии интерфейсы для принтера, плоттера, Ethernet со скоростью 2.94 Mbps. Поддерживалась сеть и сетевая печать, но не было виртуальной памяти. В 1979 году в эксплуатации было около 1500 станций Alto. Они продавались и сторонним покупателям.
Alto OS

Был встроенный эмулятор стандартного набора команд, который выполнялся с наименьшим приоритетом. Он выполнялся из ROM. (< — этот фрагмент мне не понятен, дополнительные источники ничего внятного не говорят — прим. перев.) Другие стандартные задачи включали в себя низкоуровневые драйвера диска, сети, памяти, экрана, включая развертку и курсор.
ОС была написана на языке BCPL. Дебаггер под названием Swat (руки чесались перевести как ОМОН, но сдержался — прим. перев.) позволял сохранить состояние машины в Swatee-файл для отладки. Было некое подобие шелла, Alto Executive. Его сетевая версия NetExec могла загружать программы с сервера по Ethernet вместо локального диска.
Приложения

Их было много, и они были полезные. Краткий список: текстовый процессор Bravo, менеджер сообщений Laurel, иллюстратор документов Markup, векторный редактор Draw, файловый менеджер Neptune, я зыки программирования Mesa (вариант Паскаля), Smalltalk, Lisp.
Эти приложения довольно продвинутые, даже при взгляде из будущего. В редакторе Draw экран был разделен на несколько областей: меню кистей, команд, шрифтов, само изображение, заголовок и окно сообщений. Officetalk, редактор форм, позже включили в офисную систему STAR System. Туда же вошли многие наработки по интерфейсам. Сетевые возможности включали в себя FTP и Telnet.
Xerox STAR System


Xerox представил новую систему 8010 STAR Information System на торговой выставке в Чикаго в апреле 1981 года. Железо было обновлено по сравнению с Alto, но отличия были в основном количественные. Главная фишка — интерфейс разработали до железа и софта.
Интерфейс STAR был основан на виртуальных метафорах к обычным офисным реалиям: бумаге, папкам, картотекам, почтовым ящикам, калькуляторам, котикам. Позже это все перетекло в многочисленные подражания. Примеры:
  • Был рабочий стол с иконками документов, папок и почтовых ящиков
  • Иконки открывались или запускались по щелчку. Поддерживались почти все функции из нынешнего меню правой кнопки мыши в Windows.
  • У окон были заголовки с именем, контекстным меню и контекстной помощью. При необходимости появлялись полосы прокрутки. В целом интерфейс был заточен на тайловые окна, без перекрывания.
  • Были развиты способы визуализации работы с текстом, например инструментарий поиска с кучей опций.

В следующей серии будут Маки эпохи Моторолы 68k и ранних PowerPC.

История операционных систем Apple. Часть 2. Взлет Macintosh / Habr

Продолжаем знакомиться с историей операционных систем Apple. Сегодня Lisa, Macintosh вплоть до System 7 и ранние попытки использовать Unix.
Первая часть: habrahabr.ru/post/194696
Приход графики


Apple представил компьютер Lisa в январе 1983 года, за год до Макинтоша. Стартовая цена составляла $9995. Сердцем новинки был 32-битный процессор Motorola 68000. При создании разработчики явно вдохновлялись Xerox PARC, см. habrahabr.ru/post/194696. Этому способствовала договоренность между Xerox и Apple — акции в обмен на технологию. Следует заметить, что проект Lisa начали еще до причащения к PARC. В целом непонятно, какие именно идеи позаимствовали у Xerox, а какие изобрели своими силами.
Lisa OS

Lisa Office System (OS), операционная система этого компьютера, имела полностью графический интерфейс. Был файловый менеджер с иконками, при клике запускалось соответствующее приложение. В комплекте также был табличный процессор LisaCalc, программа для рисования диаграмм LisaGraph, продвинутый редактор списков LisaList, менеджер проектов LisaProject, рисовалка LisaDraw, эмулятор ANSI терминала LisaTerminal и т. д. Кроме того, на Lisa поддерживалась работа SCO Xenix.


В Lisa впервые ввели некоторые элементы интерфейса, которые используются Apple по сей день. Это меню вверху экрана, правда пока без кнопки с яблочком. Символ яблока был на клавиатуре и использовался в шорткатах. При дабл-клике открывающееся окно анимировалось. Можно было перетащить документ в корзину для удаления.
Подобно STAR, интерфейс Lisa базировался на метафорах реальных офисных объектов. Поэтому обои десктопа изображали однотонный белый лист. В те годы мониторы мерцали, а белый фон мерцал особенно сильно. Для сохранности глаз пользователей увеличили частоту развертки, что плохо отразилось на стоимости компьютера. Про белый фон вроде бы не подтверждается. Была сетка, которая действительно должна мерзко мерцать — прим. перев. Дополнительная память и диск делали цену прилично пятизначной в тех еще долларах. Были и проблемы с длительной загрузкой системы. В целом, Lisa была далеко не такой совершенной, как ее создавали.
Macintosh


В начале 80-х в Apple разрабатывался проект Annie. Джефф Раскин, тридцать первый (видимо, по порядку найма — прим. перев.) сотрудник Apple переименовал его в Macintosh. Вообще-то, сорт яблок правильно называется McIntosh, но такая торговая марка уже была. Во время попыток подобрать созвучное название пробовали и аббревиатуры. Например, MAC (Mouse Activated Computer). Сотрудники быстренько придумали альтернативный перевод Meaningless Acronym Computer, Малозначащая Аббревиатура Компьютера. Раскин также написал на тему персональных компьютеров документ для внутреннего пользования The Book of Macintosh. Это был первый весомый вклад в проект.
Стив Джобс представил общественности Macintosh 24 января 1984 года в Купертино. Позже эту модель обозначат Mac 128K из-за соответствующего объема памяти. Компьютер построен на основе процессора Motorola 68000 без блока управления памятью, работы с плавающей запятой и каких-либо кэшей. В корпус встроен девятидюймовый черно-белый монитор с разрешением 512х342. Из накопителей — только 3.5” дисковод, 400 Кб на дискету.
На 400 Кб дискете поставлялась однопользовательская однозадачная операционная система. Название ее постепенно определилось как Mac System Software, или просто System.
System 1

Macintosh ROM содержал смесь низкоуровневого кода для инициализации железа, драйверов и высокоуровневой библиотеки Toolbox. Она избавляла программиста от необходимости самому рисовать интерфейс, все программы получались в едином стиле. Toolbox поддерживал отображение и обработку диалоговых окон, шрифтов, иконок, меню, окон, ввод и редактирование текста, простые вычисления, и так далее. Компонент QuickDraw содержал примитивы для рисования фигур, диалогов, выпадающих меню, скролл-баров, окон. Этот фрагмент кода практически идентичен таковому в Lisa. На то время это был невероятно богатый API. Он позволил создать достаточно долгоживущую систему с поддержкой обратной совместимости.

Приложение по умолчанию, которое запускалось при старте, называлось Finder. Это был интерфейс для работы с файлами и запуска программ, по типу сегодняшних десктопов. Система была однозадачная, поэтому при запуске программы Finder закрывался, а после завершения запускался снова. Файловая система MFS была неиерархической, все файлы хранились в одной куче. В то же время, отображение вложенных каталогов было реализовано. В корне каждого диска был каталог Empty Folder. Чтобы создать новый каталог, надо было переименовать Empty Folder, который после этого респавнился. От Lisa новой системе досталось верхнее меню с добавленным яблочком и корзина. Корзина опустошалась при каждой перезагрузке. Примерно тогда же появился Apple’s Human Interface Guidelines.
В те годы корзина использовалась еще и для безопасного извлечения диска. Это вызвало волну критики. Apple аргументировало свою позицию по этому вопросу, там все неочевидно и интересно.
Из дисковых носителей был только один дисковод. Уже тогда многие программы требовали несколько дискет для работы. Система поддерживала кэширование списка файлов на дискете, которая уже извлечена. Иконка такой дискеты делалась серой, а при попытке ее открыть выбрасывалось приглашение вставить ее обратно. В то же время, можно было очистить этот кэш перетягиванием дискеты в корзину.
Таким образом. чтобы извлечь дискету окончательно, надо было сначала дать команду “Извлечь”, а потом перетащить иконку в корзину. Поэтому переписали логику этого действия: перетягивание активной дискеты извлекало ее и очищало кэш.
Одновременно вышла и Lisa 2. Позже ей добавят жесткий диск, эмулятор Macintosh под названием MacWorks и переименуют ее в Macintosh XL.
Кроме всех программных новшеств, в этих компьютерах впервые обеспечили программное управление такими сугубо железными функциями как выброс дискеты, регулировка яркости и включение-выключение компьютера.
Алан Кэй однажды сказал, что интерфейсы IBM 3270/PC и Macintosh относятся друг к другу как машкоды к КОБОЛу. Дальше были несколько лет эволюционного развития с неожиданными отступлениями от общей темы.
System Software версий 2 — 6

Долгое время у Apple была крайне запутанная система нумерации версий софта, у каждого компонента ОС была своя система нумерации и план обновления. Отдельно учитывались System Software Release, System, Finder, MultiFinder, LaserWriter и т.д. Постепенно это унифицировали.
Улучшения за этот период:
  • Ускорили Finder, включая дисковый кэш и minifinder для быстрого запуска программ.
  • Добавили команды для обычных действий: выключение компьютера, создание нового каталога, извлечение диска
  • Иерархическая файловая система HFS с адекватной логикой работы
  • Поддержка нескольких мониторов и больших дисков
  • Улучшения в клиенте AppleShare
System 6


Здесь наконец-то появилась многозадачность через MultiFinder. Изначально это был отдельный софт, работающий параллельно со старым Finder. Но вскоре его сделали обязательным. Он позволял запустить несколько программ одновременно и раздать нужный объем памяти каждой из них. В интерфейс добавили прогресс-бар с кнопкой отмены для операций копирования и удаления файлов. Но в то же время Finder оставался черно-белым даже на компьютерах, поддерживающих цвет. Для исправления этого фатального недостатка выпустили Color QuickDraw.
Цветные проекты Apple

В марте 1988 года некоторые инженеры и менджеры Apple в тайне от руководства обсудили глобальные планы на будущее. Идеи сортировали по безумности и записывали на цветные карточки — синие, розовые и красные.
Blue — проект улучшения уже имеющейся ОС. Он стал основой для System 7.
Pink — система, переписанная с нуля. Предполагали внедрить ООП, полную защиту памяти, легковесные потоки, отдельные защищенные адресные пространства, многозадачность и много еще чего интересного. Проект развивался вяло, и его отдали в компанию Taligent. Но об этом чуть позже.
Red — вещи, слишком прорывные даже для Pink.
В это время актуальной была System 6.х. К 1991 году допишут Blue и выпустят под именем System 7. Это будет очень значительный шаг, сравнимый разве что с выходом Mac OS X. В этом промежутке времени Apple выпустила два интересных проекта: GS/OS и A/UX.
GS/OS


Как мы говорили в первой части, Apple II продержался на конвейере 14 лет. Даже выход Macintosh не сдвинул его с трона. В 1986 году вышел Apple IIGS, некий микс этих двух очень различных систем. Это был первый и единственный 16-битный Apple II. Буквы GS обозначали Graphics and Sound. Процессор был совместим с 6502, поддерживались режимы 200×320 16 цветов и 200×640 4 цвета, 32-х канальный звуковой чип Ensoniq Digital Oscillator поддерживал до 15 инструментов.
Apple ProDOS разделили на 8- и 16-битную ветки для поддержки Apple IIGS. ProDOS 16 поставлялась как ОС весьма недолго, вскоре Apple представляет GS/OS. Это новая, изначально 16-битная система, которая работает намного быстрее. Из новинок — FST, file system translators. Это что-то типа набора драйверов для поддержки различных ФС. Источник вдохновения — vfs из UNIX. Из коробки поддерживались ФС Apple Pascal, Apple DOS 3.3, ISO/High Sierra, HFS, FAT, ProDOS и сетевой протокол AppleShare.

Finder умел отображать сетевые тома, а GS/OS даже поддерживала загрузку из сети.
В GS/OS была Панель управления, которая могла дополняться сторонними апплетами под названием CDEV.
Последняя версия GS/OS 4.02 поставлялась с Apple IIGS System 6.0.1.
A/UX

Apple выпустила собственную версию POSIX-совместимого Unix в конце 1988 года. Ранние версии были основаны на 4.2BSD и AT&T UNIX System V Release 2, но вскоре в ход пошли 4.3BSD и последующие релизы System V.
A/UX включала контроль задач, сигналы, сеть (AppleTalk, STREAMS, TCP/IP, сокеты, NFS с поддержкой YP и т.д.), файловую систему ffs, систему контроля версий SCCS, печать, X Window, совместимость с API BSD и System V, компиляторы cc и f77 и т.д.

Кроме этого, в A/UX входили многие компоненты из ОС Macintosh, в частности Finder. A/UX 2.x построена на System 6, а A/UX 3.x — на System 7. Поддерживались приложения Macintosh, Unix с командной строкой и X, DOS через эмулятор. Также были гибридные приложения, совмещающие API Unix и интерфейс Toolbox. Для процессов Unix многозадачность была вытесняющая, а для Macintosh — только кооперативная через MultiFinder. Для запуска среды исполнения Macintosh использовались программы startmac и startmac24, в зависимости от используемой схемы адресации памяти. Поддерживалось множество настроек, даже замена Finder на другое приложение.
Сторонники A/UX от него тащились. Инсталляция на поддерживаемое железо была максимально простой для Unix, даже на фоне сегодняшнего дня. Кое-что из A/UX дожило до времени Mac OS X. Например, команда appleping. Или каталоги /.mac/hostname/Desktop Folder и /.mac/hostname/Trash. Про разделитель каталогов / и говорить стыдно. В Маках в то время был разделитель :, подмена в случае работы с HFS делалась на лету. Хоум был в /users, и так далее. Спорный абзац, ну да ладно — прим. перев.
Последняя версия A/UX 3.1.1 вышла в 1995 году. Система работает только на Apple с процессорами 68 серии с поддержкой плавающей запятой и управления памятью.
В поисках свежей крови

В начале 90-х в Apple осознали, что накопившийся в ОС код пора бы и переписать. Упомянутый выше проект Blue вылупился под названием System 7.
System 7

Маленький шаг в нумерации, большой прыжок для всех Macintosh.

Обновления:

  • MultiFinder встроен и используется по умолчанию. Многозадачность только кооперативная.
  • Встроенная поддержка сети AppleTalk и сетевых дисков AppleShare
  • 32-битная адресация памяти
  • AppleScript для автоматизации работы, управление цветом ColorSync, совместная работа и электронная почта через PowerTalk, QuickTime, TrueType, WorldScript поддерживал несколько языков как системные. Не все эти компоненты входили в поставку, некоторые надо было добавлять отдельно.
  • Поддержка виртуальной памяти

Первый Macintosh с блоком управления памятью вышел в 1987 году под названием Macintosh II. До выхода System 7 блок вообще не использовался. В этой версии поддержка виртуальной памяти была в весьма зачаточной стадии. Не было защищенных адресных пространств, mmap, блокировки страниц, разделения памяти и т.д.

Были и некоторые изменения интерфейса. Можно переключать запущенные приложения через меню. Корзина стала обычной папкой, убрали автоочистку. Текст можно не только копипастить, но и перетягивать между приложениями. Появились ярлыки. Поменяли структуру Панели управления и Расширений.
Примерно в это же время Apple объединяет усилия с IBM и Motorola для перехода на PowerPC. Это потребовало еще одного переписывания системы.
Наша цель — POWER

В свое время господствовала концепция набора команд процессора, приближенного к языку высокого уровня — CISC. Это привело к появлению очень сложных процессоров. В противовес этому, Сеймур Крей в начале 60-х разработал суперкомпьютер CDC 6600 (он же CRAY-1) с компактным набором команд. Это был RISC, но тогда этого слова еще не знали. RISC (Reduced Instruction Set Computer), компьютер с уменьшенным набором команд. Кроме этого, почти все команды работают только с регистрами, а операции загрузки в память и выгрузки оттуда вынесены отдельно. Это позволяет сделать эффективный конвейер и выполнять каждую команду за меньшее число тактов. Сейчас граница между CISC и RISC сильно размылась.
В 1975 году в IBM запустили RISC-архитектуру под кодовым номером 801. В начале 80-х Беркли и Стэнфорд начали проекты RISC и MIPS соответственно. К 1990 году на рынке было несколько конкурирующих RISC-архитектур. Например, MIPS, PA-RISC, SPARC V8, Motorola 88k, IBM RS/6000. RS/6000 — это второе поколение архитектуры под общим названием POWER. В рамках проекта Jaguar были попытки Apple использовать Motorola 88k. Но проект не пошел, и в работу взяли PowerPC.
В 1991 году Apple, IBM и Motorola создали AIM Alliance с целью создания единой аппаратной платформы CHRP (Common Hardware Reference Platform). В результате получилась платформа PowerPC. Первый процессор PowerPC 601 поддерживал большинство инструкций POWER. Архитектура сразу разрабатывалась как 64-битная, с возможностью динамического переключения между 32- и 64-битными режимами. Процессоры вплоть до G5 поддерживали только 32-битный режим. Как оказалось, PowerPC пришел надолго.
Следует заметить, что CHRP предполагалось лицензировать для продажи сторонними производителями. Для PowerPC даже существовала версия Windows NT.
Apple и ARM


Еще в начале 90-х были серьезные попытки Apple использовать RISC. Первый процессор ARM1 вышел в середине 80-х. Еще до AIM Apple и Acorn пытались совместно создать новый процессор. Инвестор и первый покупатель лицензии — VLSI Technology. Процессор ARM6 610 архитектуры ARMv3 с частотой 20 МГц использовался в планшете MessagePad с операционной системой Newton. Про это будет отдельная глава.
Mac OS для PowerPC

Впервые PowerPC поддерживалась в System 7.1.2. Портирование всех компонентов заняло уйму времени. Особую прелесть процессу добавляла необходимость сделать эмулятор старого процессора, для обратной совместимости. В итоге получился HAL (слой абстракции от железа) и эмулятор собственно 68k.
Для PowerPC было разработано наноядро — меньшее, чем микроядро. Оно выполнялось с высшим приоритетом, выступало в роли HAL и предоставляло низкоуровневые интерфейсы для обработки прерываний, исключений, управления памятью. Напрямую к ядру могли обращаться только службы ОС и дебаггер.
Эмулятор 68k запускался при загрузке. Он эмулировал только общий набор инструкций процессора 68LC040, без плавающей запятой и блока управления памятью. Стек исключений был взят из процессора 68020, для лучшей совместимости. Были и другие мелкие ограничения. A/UX на этом эмуляторе не запускается. На современных программных тоже — прим. перев.
Поскольку одновременно могли использоваться два набора инструкций, был специальный системный компонент Mixed Mode Manager, который управлял переключением контекста между двумя типами кода. Взаимные вызовы между ними тоже поддерживались. Менеджер был незаметен для кода 68k, но код PowerPC его видел.
Следует заметить, что первые версии Mac OS для PowerPC содержали мало нативного кода. Большинство существующих приложений, драйверов, бОльшая часть Toolbox и собственно кода ОС использовали эмуляцию. Их только предстояло переписать. Предполагалось, что наноядерная архитектура этому поможет.

В System 7.5 появились OpenTransport (реализация Mentat Portable STREAMS), QuickDraw 3D, Java, OpenDOC (местный аналог OLE). Из украшений появился экран загрузки с логотипом Mac OS и прогресс-баром.
MAE

Mixed Mode Manager также использовался в Macintosh Application Environment (MAE). Это эмулятор Мака для X Window под SunOS и HP-UX. Была эмуляция 68k и трансляция команд в родные для хост-системы. Поддерживалась System 7.x и многие ее компоненты. Еще из похожего — Mac-on-Unix (MAS), для запуска приложений Macintosh под Unix на PowerPC.
NetWare для PowerPC

Apple и Novell сотрудничали в середине 90-х для портирования NetWare на PowerPC. Этот порт намного проще настраивался по сравнению с х86, планировалось запускать его на сервере Apple Shiner. Проект был в приличной степени готовности, но закрыт до выхода готового продукта. Название Shiner перешло к Apple Network Server под управлением AIX.
AIX для PowerPC

Через несколько лет, в 1996 году, Apple выпускает малоудачный Apple Network Server. Он был основан на процессоре PowerPC и поддерживал горячую замену дисков, вентиляторов и блоков питания, RAID, много устройств SCSI и PCI, заменяемый процессор на отдельной плате и экран на корпусе для отображения статуса.

Network Server поставлялся с AIX for Apple Network Servers и не поддерживал Mac OS. Это была очень продвинутая ОС с поддержкой вытесняющей многозадачности, многопоточности, множества сетевых протоколов, RAID, JFS, LVM и прочих приятных суровым админам-юниксоидам штук. На выбор были командная строка или графические AIXwindows и CDE.

Эту линейку серверов сняли с производства в 1997 году. Apple вернется на рынок только через 5 лет, когда выйдет Xserve.

В следующей части будет про разброд и шатания в середине 90-х и поиск источника вдохновения для очередного полного переписывания. Если вмещусь по объему, то затрону поздние версии Mac OS Classic.

История операционных систем от Apple, часть 1 — от System Monitor до Apple CP/M

EijT4aOYpqVrdO5h.huge.jpg

Около полугода назад я написал цикл статей по истории Windows, iOS и Android. И, чтобы закончить эту тему, осталось рассказать об истории macOS и Linux (все другие ОС имеют менее 1% на пользовательском рынке), и начать я решил с первой. Отследить историю трех ОС выше никаких проблем не вызывало — последние две развивались вообще на наших глазах, ну а система от Microsoft всегда называлась Windows и тоже не настолько стара, чтобы информация о ней затерялась в анналах истории.

Изначально было принято решение писать об истории Mac OS X, но, чтобы рассказать о ней, пришлось бы «залезть» и в более ранние System 7 и Mac OS 8 и 9 — получилось бы достаточно странно. Так что давайте начнем с самого начала — компьютера Apple I и его прошивки, и будем медленно продвигаться вплоть до последней версии macOS X.

System Monitor — прошивка для Apple I

apple_1_auction.jpg

Про Apple I, выпущенный в 1976 году, было сказано уже очень много, и особо смысла повторяться нет. Вкратце — компьютер представлял собой одну плату и был основан на процессоре MOS Technology 6502 — ибо его конкуренты, Intel 8080 и Motorola 6800, стоили почти на порядок дороже, около 200 долларов против всего 25 за детище MOS: с учетом того, что Стивам Джобсу и Возняку нужно было сделать для продажи хотя бы 50 плат, а денег у них было не так много — эта экономия была очень и очень существенной. Поставлялся компьютер с 4 Кб памяти, которые можно было расширить до 8, а из разъемов имелись лишь порт для подключения клавиатуры и выходы на телевизор и кассетный микрофон. Причем в комплект входила только плата — и корпус, и клавиатуру, и блок питания — пользователь все должен был купить сам.

Что касается операционной системы, то ее в общем-то… не было. По сути, компьютер имел прошивку под названием System Monitor, которая весила всего 256 байт — четверть килобайта! Основные ее задачи — это дать возможность пользователю работать с командной строкой с помощью клавиатуры и экрана, набирать и запускать программы и смотреть содержимое памяти. Работа поддерживалась только с языком программирования Apple BASIC, кассета с которым, к счастью, была в комплекте. Разумеется, такого понятия как «пиксели» прошивка не знала, и компьютер умел выводить на подключенный телевизор лишь 24 строки по 40 символов в каждой. Графики, конечно же, тоже не было.

apple1display.jpg

Разумеется, в то время существовали «нормальные» операционные системы — к примеру, тот же UNIX V6: это была полноценная ОС с ядром, работающая на языке C и имеющая множество относительно современных функций. Но вот стоила ее лицензия порядка 20 000 долларов, и поэтому пользовались ей в основном в университетах, для обычных домашних ПК она, понятное дело, не подходила чисто по цене.

Apple DOS

И хотя компьютер Apple I был вполне себе успешным, на рынке он пробыл менее года. Основная проблема была в том, что он представлял собой конструктор, и просто для начала работы нужно было потратить время на покупку и сборку остальных комплектующих — и далеко не все тогда (да и сейчас) в этом разбирались. Поэтому в 1977 был представлен Apple II — компьютер вида «все-в-одном», уже с интегрированной клавиатурой и в корпусе. Более того — он поддерживал цветную графику и был первым таким домашним ПК. В итоге этот компьютер стал очень популярным, и последняя его версия вышла аж десятью годами позже — в 1986 году был представлен 16-битный IIgs. Разумеется, за все это время под эти ПК было написана не одна операционная система.

apple_mac_apple_ii_1977_macintosh_94603_3888x2588.jpg

Встроенная память тогда была очень дорога (как SSD несколько лет назад), из-за чего выгодно было хранить систему на внешних носителях (хотя и они дешевизной не отличались), поэтому первая система для Apple II называлась DOS — Disk Operating System, или дисковая операционная система. Разумеется, к MS-DOS она не имела ровно никакого отношения, а первая версия для Apple II называлась DOS 3.1 (привет Windows NT, которая тоже начиналась в 3-ей версии). Причина, по которой релиз был не первой версии, достаточно проста: первый билд системы имел номер 0.1, в дальнейшем с каждым новым билдом вторая цифра увеличивалась на один. Когда она становилась 9-ой, то следующий билд обнулял ее и увеличивал уже первую цифру (то есть после 0.9 следовала 1.0). Пол Лафтон, один из программистов этой ОС, решил заменить номер версии номером билда, который на тот момент был 3.1 — поэтому систему и стали называть DOS 3.1, и никакие первые две версии нигде не потерялись.

С учетом того, что дисковод был один, а данные как-то нужно на ПК передавать, было придумано достаточно простое решение: при запуске в Apple II вставлялась дискета с Apple DOS, после чего система с нее полностью загружалась в оперативную память, и дискету можно было вынуть и заменить на любую другую. Сама система была уже куда более продвинутой — хотя и работала на том же BASIC. Она поддерживала имена файлов вплоть до 30 символов, а типов файлов было целых четыре: тип A — Applesoft BASIC, тип B — двоичный, тип I — Integer BASIC, и тип T — текстовый. Изначально система работала только с дисководом Apple Disk II и только с односторонними дискетами на 140 Кб. Для каждого файла на диске сохранялось его имя, тип, флажок защиты от записи, номер первого сектора и размер файла в секторах. В будущем система научилась работать и с жесткими дисками, которые определялись как множество локальных дисков по 140 Кб каждый. Достаточно забавный факт — система не умела работать со временем, поэтому узнать, когда был создан или изменен тот или иной файл, было невозможно.

help.jpg

В общем и целом — система была куда продвинутей совсем уж примитивного System Monitor, но все еще до того же UNIX V6 было далековато. Но большинству пользователей этого вполне хватало, что и сделало Apple II очень популярным.

Apple Pascal

В 70-80-ых годах была достаточно популярная система p-System, созданная в Калифорнийском университете Сан-Диего (UCSD). Система была достаточно гибкой и легко портируемой, по факту — виртуальной машиной, выполняющей байткод p-code. Самый популярный язык разработки для нее — UCSD Pascal. Марк Аллен и Ричард Гливс, студенты из этого университета, адаптировали ее для процессора 6502 летом 1978 года, после чего, годом позже, вышла система Apple Pascal и одноименный ПК Apple II Pascal, который выпускался порядка 5 лет.

20af1cbf98432e2d8bef8c45fa8e48c1.jpg

Сама система была достаточно сильно улучшена в сравнении с Apple DOS. Во-первых, изменился способ записи файлов: если в DOS система писала файл в первый попавшийся свободный сектор, то теперь система старалась писать файл, состоящий из нескольких секторов, в последовательные секторы на диске — это существенно повышало скорость чтения.

Во-вторых, система научилась работать со временем, и теперь к меткам файла на диске добавились время его создания и последнего изменения.

В-третьих, были переработаны названия файлов: если раньше они могли включать 30 любых символов, то теперь только 15, и допускались лишь буквы и цифры — это было сделано для того, чтобы на 40-символьном экране уместилась другая информация о файле.

В комплект с ОС шла утилита для обслуживания дисков, компилятор Pascal и ассемблер, работающий куда лучше такового в Apple DOS. И хотя вроде система была куда лучше, чем DOS, была одна достаточно серьезная проблема — она не умещалась на одну дискету в 140 Кб, их требовалось минимум две, желательно вообще три. Поэтому при работе постоянно приходилось менять дискеты, что было достаточно долго и неудобно.

Apple CP/M

В конце 70-ых на смену популярнейшего MOS 6502 пришел не менее популярный Zilog Z-80, под который даже сейчас, спустя 30 лет, все еще пишут софт. И Microsoft решила не оставаться в стороне, выпустив сопроцессорную плату Z-80 SoftCard. Ее смысл заключался в том, что при ее подключении к Apple II компьютер получал еще один полноценный процессор — Z-80 — и возможность запуска софта для популярной тогда системы CP/M.

CPM.png

По своим возможностям эта система ничуть не уступала UNIX, и была уже достаточно похожа на современные ОС — был и BIOS, и базовая дисковая система, и процессор командой строки. Из-за этого сопроцессорная карта с Z-80 продавалась очень хорошо — ведь по сути пользователям не нужно было покупать новый ПК на этом процессоре, а хватало лишь одной платы, которая стоила, разумеется, дешевле компьютера.

Успех SoftCard привел к тому, что появились аналоги и на других процессорах — так, была плата Stellation Mill, основанная на процессоре 6809, позволявшая запускать систему реального времени OS-9.

В итоге все эти карты существенно продлили срок жизни Apple II, но было понятно, что пора идти дальше, и в 1980 году вышел Apple III с системой SOS — но об этом поговорим уже в следующей статье цикла истории операционных систем от Apple.

История операционных систем от Apple, часть 11 — современность

bd068906748a599ca4f6cb75ecd64b0c.jpg

Вот мы и подошли к концу истории ОС от Apple — эта часть, имеющая номер 11 (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10), будет последней, и в ней мы поговорим про современные версии OS X и macOS, которые до сих пор поддерживаются Apple.

OS X 10.11 El Capitan

Продолжая по традиции называть системы наименованиями различных мест в Калифорнии, компания на этот раз использовала название горного образования в национальном парке Yosemite — это явно намекает на то, что новая система является лишь улучшением старой, без введения множества новых функций — и на деле так оно и было.

Система была представлена на WWDC 8 июня 2015 года, а релиз состоялся 30 сентября того же года. Разумеется, она распространялась абсолютно бесплатно через Mac App Store, а системные требования действительно удивляли: поставить ОС можно было на Mac, которые поддерживали аж Mountain Lion (10.8) — то есть на устройства от Apple начиная с 2007 года! Единственное требование — объем ОЗУ должен был быть 2 ГБ или больше — сравнимо с Windows x64.

os-x-10-11-el-capitan-review-493129-2.jpg

Как я говорил выше — система была лишь улучшением Yosemite, но достаточно серьезным: так, PDF стали открываться в 4 раза быстрее, переключение приложений и просмотр писем в Mail стал вдвое более шустрым, а запуск приложений в среднем стал на 40% быстрее. После достаточно тормозной Yosemite такой «буст» оценили все, даже владельцы топовых Mac с Core i7.

Были решены все проблемы с графической частью — анимации снова стали плавными и быстрыми. Благодарить за это стоит новый низкоуровневый графический API от Apple — Metal. Он работает в разы эффективнее OpenGL и позволяет GPU обрабатывать внешний вид системы с очень небольшими затратами энергии. Увы — по факту на Mac этот API прижился слабо — многие разработчики 3D-приложений сейчас пользуются мультиплатформенным API Vulkan.

Также следует отметить, что некоторым интегрированным видеокартам после обновления теперь доступен больший объем видеопамяти — так, HD 4000 при наличии в системе 8 ГБ ОЗУ и больше теперь может оперировать 1536 МБ памяти вместо 1024. Конечно, памяти много не бывает, но вопрос, зачем слабой интегрированной графике 4-летней (на тот момент) давности столько памяти, остается открытым.

Разумеется, кроме исправлений стабильности и скорости было введено несколько новых функций, и самая серьезная — System Integrity Protection (SIP, или Защита целостности системы). По факту SIP запрещает изменять определенные системные папки и файлы, и влиять на некоторые системные процессы — идея здравая, но проблема в том, что даже пользователи с root-доступом (sudo) не имеют доступа к этим данным. Казалось бы — ну и хорошо, тем лучше защита, но на практике это сломало работу множества программ по мониторингу и чистке, и чтобы заставить их работать, приходилось перезагружаться и отключать SIP. Так что по факту достаточно полезная функция скорее мешала, чем помогала.

Еще одним достаточно важным изменением стало расширенное управление окнами: теперь в полноэкранном режиме можно было разделить экран на две части, и на каждой из них будет выводиться своя программа. Идея, конечно, здравая, но на практике реализована она была не очень хорошо: во-первых, в таком режиме скрывались статус-бары, во-вторых, эти две программы выделялись в отдельный рабочий стол, поэтому если, например, приходило уведомление, то при нажатии на него вас перекидывало на другой рабочий стол, и потом приходилось возвращаться. В итоге функция, конечно, полезная, но не очень удобная.

ShapeItApp.png

Остальные изменения были менее значительными: так, в приложение Фото были добавлены инструменты для быстрой обработки картинок, Spotlight стал умнее и научился работать с погодой, акциями, новостями и т.д.: теперь запрос «показать фотографии, сделанные в Москве в сентябре 2013» будет обработан корректно. Приложение Заметки было кардинально переделано — появилась возможность делать списки дел, встраивать фото и видео, странички из интернета, карты, документы и так далее. 

В общем и целом, система должна была решить проблемы Yosemite — система эти проблемы решила, и очень хорошо, так что, как говорится, и на том спасибо. Но а крупные изменений появились уже в следующей версии — Sierra.

macOS 10.12 Sierra

В 2016 году Apple решила привести названия своих систем к общему виду, и идея была здравая: теперь вместо OS X система для Mac называется macOS, часы работают на watchOS, Apple TV — на tvOS, ну а мобильные устройства на iOS.

Как уже стало принято, система была представлена на WWDC 13 июня 2016 года, а выпущена была 20 сентября 2016 года в Mac App Store, разумеется — бесплатно. Sierra — это название горного хребта в Сьерра-Неваде, за пределами парка Yosemite, что намекает на то, что в этой версии Apple сосредоточилась на внедрении новых функций.

macos-sierra-features-mission-control-1440x900.jpg

Также в компании решили, что не стоит тянуть такой хвост поддерживаемых устройств, и теперь самые старые девайсы, официально работающие на этой ОС, датируются концом 2009 года. При этом требования по ОЗУ остались на прежнем уровне — 2 ГБ. Причины урезания были логичны и нелогичны одновременно: с одной стороны, для работы новой системы требуются инструкции процессора SSE4.1, что сразу отсекает некоторые старые CPU, с другой стороны — эти инструкции и сейчас использует не так много софта, поэтому особого смысла требовать их поддержку не было и нет.

С другой стороны, изменений было много и они были серьезными, и вполне возможно, что старые Mac просто не вытянули бы их. Одним из самых серьезных нововведений стала Siri — спустя 5 лет она все же посетила десктопы, причем в оптимизированном виде: она не только умеет отвечать на вопросы и искать в интернете, но и, к примеру, найденные ею картинки можно было сразу перетаскивать в нужный документ, что достаточно удобно.

Еще одним нововведением стал встроенный в систему iCloud Drive — по сути программа для работы с облачным диском, по аналогии в OneDrive в Windows 10. Его можно использовать и для хранения данных приложений, и для резервных копий, и просто как обычный облачный диск — единственным ограничением является небольшой объем бесплатного места, всего 5 ГБ.

Так же удобной функцией стала автоматическая разблокировка Mac, если к нему поднести связанные с ним Apple Watch — правда, по понятным причинам для этого требовались как сами часы, так и относительно новый Mac (2013 года и новее).

Был доработан режим Continuity — теперь между устройствами Mac, iPhone и iPad, связанными одной учетной записью и находящимися в одной сети Wi-Fi, существовал общий буфер обмена — можно было скопировать текст на Mac и вставить его на iPhone, и наоборот.

Не обделили вниманием и Safari — в нем появился режим картинка в картинке, который позволял выводить видео поверх всех окон, а также возможность закреплять вкладки в начале окна. И если вторая функция уже давно есть во всех браузерах, то вот режим картинка в картинке только появится в общедоступном Chrome через несколько месяцев, так что тут Apple опередила Google больше чем на два года. Также в браузер добавили поддержку Apple Pay — теперь продавцы могут размещать соответствующую кнопку на сайтах, а оплата происходит при помощи iPhone или Apple Watch.

maxresdefault.jpg

Стоит упомянть и функцию Night Shift, перекочевавшую в macOS из iOS. Смысл ее в том, что ночью она делает экран теплее, что позволяет быстрее заснуть и лучше спать. Что самое забавное — такая простая казалась бы возможность, как понижение точки белого, работала только на Mac 2012 года и новее, при этом аналогичная функция в Windows 10 работает абсолютно на любом «железе». Искусственность ограничения подтверждается и тем, что функцию смогли заставить работать на неподдерживаемых устройствах, и к какой-то потере производительности это не привело.

Самым важным «подкапотным» изменением стала возможность использовать новую файловую систему APFS, разработанную вместо устаревшей HFS+ (если вы внимательно читали этот цикл статей, то помните, что HFS появилась еще в 90-ых). Новая ФС была специально разработана для твердотельных накопителей, имеет встроенную поддержку TRIM («чистка» SSD), возможность создавать моментальные «слепки» системы и многое другое.

Apple в этой версии системы убрала несколько функций, как полезных, так и не очень. Так, исчезло приложение Game Center (при этом служба осталась в системе) — это был очевидный шаг, ибо им пользовались на Mac мало. Также была удалена встроенная поддержка протокола PPTP VPN — Apple стала считать его недостаточно безопасным, а на практике из-за этого перестали работать некоторые VPN-сервисы.

В итоге, систему приняли очень положительно: так, Macworld поставил ей 4.5 звезды из 5 — и пользователи, и критики оценили действительно большое количество новых фишек, таких как Siri и Apple Pay в Safari.

macOS 10.13 High Sierra

Вот мы и подошли к последней на данный момент десктопной ОС от Apple, вышедшей в релиз 25 сентября 2017 года. Название High Sierra относится в одному из районов Sierra в Калифорнии, что намекает на то, что эта система нацелена скорее на доработку, чем на внедрение новых функций. Системные требования не изменились: все также требуется не менее 2 ГБ ОЗУ и Mac 2009 года или новее. 

Ключевых изменений было три: во-первых, APFS стала использовать по умолчанию. Во-вторых, появился обновленный API Metal 2, который научился работать с виртуальной реальностью и внешними видеокартами. В-третьих, Mac новее 2015 года научились работать с форматами HEVC и HEIC с аппаратным ускорением, причем устройства с процессорами Kaby Lake теперь умеют работать с 10-битными цветами.
apple_eGPU-min.png
Хотя официальная работа с внешними видеокартами была анонсирована еще на WWDC, реально Mac научились нормально работать с ними буквально несколько месяцев назад, с релизом 10.3.4, и то — только с решениями от AMD (при желании и с танцами с бубном подключаются почти все видеокарты и от Nvidia, причем еще несколько лет назад была такая возможность). 

Также в этой версии при запуске 32-битных программ пользователи стали получать уведомления, что они скоро перестанут работать. С учетом того, что это уже произошло в iOS 11, ничего удивительного в этом нет, да и таких программ осталось очень и очень мало.

Некоторые встроенные программы также получили обновления: например, приложение Фотографии научилось обнаруживать на фото людей, в Safari появилось интеллектуальное отслеживание, которое может блокировать третьим лицам возможность отслеживать действия пользователей, Siri получила более естественный голос, а начиная с 10.13.5 и iOS 11.4 наконец-то появилась возможность сохранять сообщения в iCloud.

Разумеется, не обошлось без багов, причем достаточно забавных: так, в 10.13 и 10.13.1 можно было получить root-доступ не вводя пароль. Но в общем и целом систему восприняли положительно, хотя и отмечали, что на некоторых старых устройствах производительность все же снизилась. 

На этом я заканчиваю цикл из 11 статей по истории ОС от Apple. Конечно, уже есть 10.14, и она сейчас доступна для бета-тестеров, но все еще до релиза больше месяца, а некоторые новые функции могут появиться в минорных обновлениях, поэтому про Mojave я не пишу — но при желании со списком нововведений вы можете ознакомиться тут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *