Гил амелио – Руководители Apple о создании кампуса Infinite Loop, работе с Джобсом и бесплатной пицце
Ветераны Apple: где они теперь?
Где они теперь – бывшие сотрудники Apple, которые творили историю и изменяли мир?
Энди Херцфельд
Энди Херцфельд был членом команды разработчиков Macintosh в начале 1980 года и участвовал в разработке программного обеспечения операционной системы. В его визитной карточке Apple можно было прочитать «мастер программного обеспечения». Сейчас он инженер по программному обеспечению Google, и был ключевым дизайнером интерфейса пользователя в Кругах Google+.
Эви Теванян
Эви Теванян был вице-президентом по разработке программного обеспечения в NeXT Computer, и ответственным за оказание помощи в разработке следующей операционной системы, которую Apple позже купила и превратила в OS X. Он присоединился к Apple и разрабатывал технологии программного обеспечение до 2006 года. Сейчас он генеральный партнер венчурной компании Elevation Partners.
Билл Аткинсон
Билл Аткинсон, член команды разработчиков Macintosh, разработавший много оригинальных пользовательских интерфейсов, а также написавший ключевые графические программы для компьютера Apple, в том числе QuickDraw, что позволило создать графический интерфейс Mac, а также MacPaint – первую программу для рисования Mac. Он также разработал HyperCard, первую популярную программу для создания презентаций, которые связаны различными типами носителей информации, включая текст, графику, звук. Давний фотограф, Аткинсон специализируется на фотографии природы.
Баррелл Смит
Баррелл Смит, сотрудник Apple № 282, является аппаратным гением, который разработал оригинальную плату (материнскую плату) для компьютера Macintosh, а также материнскую плату для принтера LaserWriter Apple. После Apple, он пошел дальше, чтобы помочь в создании производства совместимого оборудования Radius (дисплеи, видеокарты и процессоры для Mac) с другими бывшими сотрудниками Apple. Сейчас он на пенсии и живет в Калифорнии.
Клемент Мок
Клемент Мок пришел в Apple в 1982 году как арт-директор в команду запуска продукта Macintosh перед тем как возглавить креативный отдел обслуживания компании Apple в 1985 году. Он участвовал в разработке всех рекламных акций для Mac, что «в конечном счете, стало графическими стандартами для компьютеров Apple». Он покинул Apple в 1988 году, чтобы организовать свою собственную фирму дизайна.
Донна Дубински
Донна Дубински присоединилась к компании Apple в первые дни в качестве сотрудника технической поддержки связи, а затем заняла пост главы по международным продажам Claris – вспомогательного программного обеспечения Apple. Она стала соучредителем компании Palm Inc. и Handspring, которые способствовали популяризации рынка персональных цифровых помощников. В 2005 году она стала соучредителем компании исследования мозга Numenta с ее давним партнером по Palm и Handspring Джеффом Хокинсом.
Фред Андерсон
Фред Андерсон был финансовым директором Apple с 1996 по 2004 год в составе команды, которая изо всех сил пыталась удержать компанию на плаву, а затем принял участие в антикризисных мероприятиях со Стивом Джобсом. Он тесно сотрудничал с Комиссией по ценным бумагам США от лица Apple, в результате чего опционы на акции достигли $ 3,6 млн. Это позволило ему действовать в качестве должностного лица или директора публичных компаний. В настоящее время является управляющим директором фирмы с венчурным капиталом Elevation Partners.
Гил Амелио
Гил Амелио, бывший генеральный директор компании National Semiconductor, стал членом совета директоров компании Apple в 1994 году, а затем пошел дальше, чтобы стать генеральным директором компании в 1996 году. Он купил NeXT Software в декабре 1996 года, что открыло дорогу для возвращения Стива Джобса и привело к собственному отстранению Амелио от Apple. Он пошел на соучреждение в компанию под названием Acquicor со Стивом Возняком (соучредитель Apple) и был венчурным капиталистом.
Гай Кавасаки
Гай Кавасаки является бывшим главным идеологом компании Apple, задачей которого было убедить разработчиков программного и аппаратного обеспечения создавать продукты для компьютера Macintosh. Он является основателем и партнером в Garage Technology Ventures и является соучредителем Alltop.com – сайтом, который отслеживает популярные темы, обсуждаемые в Интернете. Кроме того, он является автором 10 книг.
Хайди Ройзен
Хайди Ройзен соучредитель компании T/Maker Co, которая создала программное обеспечение для Mac. Она проработала год в Apple, начиная с 1996 года, выступая в качестве вице-президента по международным связям с разработчиками. Была венчурным капиталистом и в настоящее время выступает в качестве партнера с Draper Fisher Jurvetson в Силиконовой долине.
Жан-Луи Гассе
Жан-Луи Гассе работал в Apple с 1981 по 1990 год, сначала в качестве главы Apple во Франции, потом в качестве лидера развития Macintosh после свержения Джобса в 1985 году, а позже начальником отдела перспективного развития продуктов и маркетинга во всем мире. Он регулярно пишет для блога Monday Note о медиа и технологиях, а также является основным партнером в Allegis Capital.
Джоанна Хоффман
Джоанна Хоффман была пятым членом команды разработчиков Macintosh в 1980 году и помогла написать первый проект руководящих принципов пользовательского интерфейса Mac. Она состоит в браке с Аленом Росманом, еще одним бывшим членом команды Mac и давним предпринимателем Силиконовой долины. Живет со своей семьей в Силиконовой долине.
Джон Скалли
Джон Скалли был президентом Pepsi, пока Стив Джобс не убедил его стать генеральным директором Apple вопросом: «Вы хотите продавать подслащенную воду всю оставшуюся часть вашей жизни или вы хотите пойти со мной и изменить мир?» Он был генеральным директором Apple в период с 1983 по 1993 год, когда Джобс как глава развития Macintosh был вытеснен из компании. Он является партнером Sculley Brothers, частной инвестиционной компании.
Джон Рубинштейн
Джон Рубинштейн работал со Стивом Джобсом в NeXT над разработкой аппаратных средств и продолжал вести команду iPod в Apple, прежде чем уйти в 2006 году. Затем он присоединился к частной акционерной компании Elevation Partners, а позже стал генеральным директором компании-производителя мобильных устройств и программного обеспечения Palm Inc., которая была приобретена Hewlett-Packard. Он покинул HP в январе 2012 года и не сказал, что он будет делать дальше.
Марк Бениофф
Марк Бениофф, основатель и генеральный директор Salesforce.com, работал программистом в отделе Macintosh в начале своей карьеры.
Майкл Шпиндлер
Майкл Шпиндлер присоединился к компании Apple в 1980 году и получил прозвище «Дизель» за свой продолжительный рабочий день, был главой Apple Europe, прежде чем стать генеральным директором, в должности которого он проработал с 1993 по 1996 год. Несмотря на некоторые успехи за время его пребывания в должности, в том числе PowerPC, были также памятные неудачи, включая Newton и клоны Mac – компьютеры, которые управлялись операционной системой Mac. Шпиндлер был свергнут с поста генерального директора и заменен на Гила Амелио.
Майк Марккула
Майк Марккула, легендарный венчурный капиталист, был первым спонсором компании Apple и стал вторым генеральным директором компании. Он продолжает инвестировать в стартапы и обеспечивает Марккула Центр прикладной этики в Университете Санта-Клары.
Рейд Хоффман
Рейд Хоффман, сооснователь LinkedIn и теперь венчурный капиталист, работал в компании Apple в области управления продуктами в начале своей карьеры.
Рон Джонсон
Рон Джонсон, прежде чем стать генеральным директором JC Penney в прошлом году, был главой розничного бизнеса Apple. Он присоединился к компании Apple в 2000 году и помог контролировать расширение сети магазинов в многомиллиардном бизнесе.
Сьюзен Каре
Сьюзен Каре, которая присоединилась к Apple в 1982 году, является дизайнером иконок и пользовательского интерфейса, была ответственной за создание цифровых шрифтов и экранной графики для компьютера Macintosh. Она была также креативным директором NeXT Inc. Стива Джобса. Kare имеет свою собственную дизайнерскую компанию. Привлекалась в качестве эксперта от имени Apple в патентном споре с Samsung Electronics по значкам, используемым на iPhone.
Тони Фаделл
Тони Фаделл был старшим вице-президентом подразделения iPod Apple, взяв на себя эту должность после того, как Джон Рубинштейн подал в отставку в 2004 году. Он ушел из Apple в 2008 году и в 2010 году организовал компанию Nest Labs, которая занимается тем, что она называет «изучением термостата».
Джеф Раскин
Джеф Раскин начал проект Macintosh в Apple в 1979 году, осуществляя свою идею, которая заключалась в том, что компьютер может быть простым в использовании, в отличие от Apple II. Он умер в феврале 2005 года в возрасте 61 года.
Стив Возняк
Стив «Воз» Возняк стал одним из основателей компании Apple Стива Джобса 1 апреля 1976 года. Известный филантроп, он основал Electronic Frontier Foundation, был основателем и спонсором Tech Museum, Silicon Valley Ballet и Children’s Discovery Museum Сан-Хосе. В настоящее время главный научный сотрудник Fusion-io.
Энди Рубин
Энди Рубин, один из основателей Android Inc. и теперь старший вице-президент мобильного и цифрового контента, работал в Apple в качестве инженера-технолога с 1989 по 1992 год.
Дэйв Морин
Дэйв Морин в настоящее время является генеральным директором социальной сети Path, работал в Apple в течение двух лет, начиная с 2004 года, по направлению «обучение дизайнерскому мышлению и маркетингу».
Алан Кей
Алан Кей, бывший исследователь Xerox PARC, который сказал знаменитую фразу «Лучший способ предсказать будущее – это создать его». Был сотрудником Apple, начиная с 1984 года, и работал в Advanced Technology Group. Он основал Viewpoints Research Institute в 2001 году, являющийся некоммерческой организацией, направленной на повышение качества образования с помощью технологий, и выступает в качестве его президента.
Королева Райна
Королева Иордании Рания Аль-Абдулла Джордан работала в отделе маркетинга Apple в Аммане, столице Иордании. В 1993 году в качестве сотрудника Apple она присутствовала на званом обеде, организованном сестрой принца Абдаллы II Бен Аль-Хусейна, где она встретила будущего короля.
Билл Кэмпбелл
Уильям «Билл» Кэмпбелл, председатель Intuit Inc., является давним руководителем отдела технологий маркетинга, был членом Совета директоров Apple, когда Стив Джобс вернулся в компанию в 1997 году. Бывший главный тренер сборной по футболу Колумбийского университета, он был нанят генеральным директором Apple Джоном Скалли в качестве вице-президента по маркетингу, а затем возглавил Claris – подразделение программного обеспечения Apple.
Рекомендуемые темы:
Поставьте 5 звезд внизу статьи, если нравится эта тема. Подписывайтесь на нас Telegram, ВКонтакте, Instagram, Facebook, Twitter, Viber, Дзен, YouTube.
Загрузка…
10 смелых решений Джобса на посту главы Apple | Стиль жизни
Стив Джобс сумел изменить мир, потому что не боялся рисковать.
Джобс — один из основателей Apple. В какой-то момент он покинул компанию на некоторое время, а потом спас ее от разорения, вернувшись обратно. Он добился этого, раз за разом делая непростой выбор и принимая решения, в успехе которых не всегда был уверен до конца.
Брент Шлендер и Рик Тетцели рассказали о решительных действиях Джобса на посту главы Apple в новой книге «Становление Стива Джобса» (Becoming Steve Jobs: The Evolution of a Reckless Upstart into a Visionary Leader).
1. Он рискнул и нанял Джона Скалли
Джобс нанимал много сотрудников, которые не принесли компании особой пользы, но его ставка на Джона Скалли была, пожалуй, наиболее рискованной. Джобс убедил Скалли перейти работать в Apple в 1983 году, полагая, что исполнительный директор компании, включенной в список Fortune 500, поможет ему в управлении Apple. Однако, несмотря на огромный опыт Скалли в PepsiCo, оказалось, что он не особо разбирается в бизнесе Apple. Ни к чему хорошему это не привело.
2. Когда дела пошли плохо, Джобс попытался уволить Скалли. Это решение обернулось против самого Джобса
Когда со Скалли все пошло не по плану, Джобс решил его уволить. Своим ближайшим соратникам он в доверительной беседе рассказал, что собирается сообщить об отставке Скалли во время его поездки в Китай. Однако Жан-Луи Гассе, в то время управляющий европейским отделом Apple, предупредил об этом других, и весь совет директоров высказался против Джобса.
3. Его реклама Mac оказалась такой противоречивой, что ее показали только один раз
Реклама «1984», возможно, одна из самых знаменитых в истории. Джобс представил ее совету директоров в самый последний момент — за день до Суперкубка по американскому футболу. Шлендер и Тетцели пишут, что члены совета пришли в ужас. Они приняли все меры, чтобы рекламу показали один-единственный раз.
4. Он утвердил очень высокую цену первого Macintosh, хотя компьютер не отличался особой скоростью
Хотя первый Macintosh получил отличные отзывы и в целом был гениальным изобретением, ему не хватало мощности. Он выполнял задачи крайне медленно. И все же в Apple решили продавать его по $1995 за штуку — это, кстати, одна из причин, почему продажи первого Macintosh оказались невысокими.
5. Он выступал против Гила Амелио, когда у компании были большие неприятности
Когда Джобс вернулся в Apple, успев запустить собственный проект NeXT, во главе компании стоял Гил Амелио. В то время у Apple были большие долги и плохая репутация. Стив считал, что это вина Гила, и очень нелестно о нем отзывался.
В знак своего нерасположения он тайно избавился от 99% акций компании, которые получил от продажи NeXT. Он оставил себе только 1%, и все еще мог посещать ежегодные встречи совета директоров. Авторы книги пишут:
«Этим он хотел показать высшую степень недоверия руководству. Амелио чувствовал себя так, словно ему всадили нож в спину. По сути, так оно и было».
6. Возглавив компанию, он уволил весь совет директоров
Одно из первых решений, которые Джобс принял на посту главы Apple — уволить практически всех членов совета директоров. Он считал, что на них лежит ответственность за проблемы компании во время руководства Амелио.
7. Из-за разногласий с Adobe он отказался от Adobe Flash для iPhone
Джобс отказался от поддержки Flash на первых iPhone и iPad. Он был крайне зол на одного из основателей Adobe Джона Уорнока за то, что тот отдавал явное предпочтение продукции Microsoft. В те времена это было очень смелое решение, потому что Flash проигрывал основной мультимедийный контент в Сети.
8. Он сделал ставку на сенсорный экран для первого iPhone
Хотя сейчас сложно представить смартфон без сенсорного экрана, в 2007 году все выглядело иначе. До iPhone все предпочитали нажимать на кнопки своих BlackBerry. В модели iPhone впервые был реализован принцип полностью сенсорного экрана, без возможности использования кнопок.
9. Он заключил сделку с AT&T, хотя они стремились все контролировать
Сначала Apple пытался заключить сделку с другим поставщиком связи, Verizon, но представителям компании не нравилось то, что Apple хочет сам разрабатывать пользовательский интерфейс для iPhone. В ходе долгих переговоров Apple заключил сделку с AT&T — Джобсу пришлось сильно постараться, чтобы убедить компанию отдать Apple контроль над мобильным устройством. Джобс считал, что именно он должен контролировать разработку iPhone — только в этом случае продукт ждет успех.
10. Он представил iPhone до официального выпуска
Первый iPhone, продемонстрированный Джобсом на большой сцене, имел с десяток неполадок. Его еще не успели толком протестировать, и он серьезно зависал. Но в AT&T проявляли все больше беспокойства, и Джобс решил, что пора показать публике реальный продукт.
DeepApple • Мистический 1997 год
Август 2010. Все не просто плохо — ужасно. Страшный год: дожди пытались смыть в океан Пакистан и Китай, жара воспламенила среднюю полосу России, ядовитый смог укутал большие города, iPhone 4 — самый лучший смартфон в истории — стал притчей во языцах из-за одной-единственной проблемы, смартфоны на платформе Android, впервые в истории, обошли iPhone по объемам продаж.
Но и это еще не все: у тех, кто неравнодушен к Apple, десятки причин для тревоги. iPad в опасности, поскольку этой осенью конкуренты выводят на рынок соперников этого устройства, и нагнетают неслабый интерес к этим новинкам у публики, и она уже готова купиться на обещания — тех, кто очень не любит Apple, или не очень ее любит, во все времена превышало число поклонников.
Рецепт прекрасного самочувствия прост. Никогда ни к чему не прикипайте душой, будьте циничными и равнодушными. Симпатия — это тревоги и беспокойство. И что бы не происходило в мире, вас это не лишит сна. Взамен сна, равнодушный циник лишает себя чего-то большего. Сделка. Кстати, о сделках…
Согласно одной из теорий, Адольф Гитлер в 1932 году подписал договор с дьяволом, сроком на 13 лет. 1932 + 13 = 1945. В 1932 году национал-социалистам Германии действительно не везло, партия теряла популярность и стояла на грани катастрофы… И вдруг все изменилось, и все мы знаем, чем обернулись перемены.
1. 13 лет назад
13 лет назад Стив взял в свои руки судьбу Apple, безнадежно больной компании, быстро терявшей последние жизненные силы, и за десять лет (к 2006-2007) превратил ее в одного из лидеров индустрии… (а если судить по косвенным показателям, таким как биржевая капитализация, в лидера, уступающего только Exxon Mobil, последней из непотопляемых транснациональных сырьевых корпораций, которые Apple еще не удалось обойти).
Что, если 13 лет назад Стив заключил контракт с тем же самым субъектом, и на тот же срок — а теперь часы пробили полночь, карете пора превращаться в тыкву, а на месте «айфонов» и «айпадов», через очень короткое время, повсюду будут «андроиды» и «хромы»?
Идиотские теории хороши лихо закрученным сюжетом, простотой и понятностью. К теме моего очерка приход Адольфа к власти отношения не имеет — но нельзя не отметить совершенно немагические причины произошедшего. А договор Гитлера с дьяволом, якобы найденный в его бумагах в начале 21 века, оказался фальшивкой.
И то, что случилось за последние 13 лет, тоже не было мистикой. Apple внезапна и непредсказуема, но по прошествии некоторого времени загадочные и непонятные действия компании выстраиваются в запредельно логичные и достаточно простые схемы, очевидные до недоумения «а почему я (или мы) об этом не догадался сам».
Никакой дьявольщины. Рано или поздно, в одной из стратегических цепочек, что-то должно было сработать не совсем так, как замышлялось. Одно или два звена.
Apple добилась успеха, который иначе чем феноменальным не назовешь, но в этом успехе, пришедшем в середине первого десятилетия нынешнего непросвещенного века, не было никакой дьявольщины. Весь этот путь был пройден «пешком», были и ошибки, и поражения — и все, что Apple удалось, честно ей заработано.
И тем не менее, 1997 год был самым необычным в истории Apple. Озвученная выше идиотская теория утверждает, что в том году Стив подписал договор с врагом рода человеческого, и «ему тут же стало невероятно везти»…
16 сентября 1997 года Стив Джобс, вернувшийся в начале того же года в родную компанию из 12-летнего изгнания, стал «временно исполняющим обязанности главы Apple Computer». О том, что происходило в 9 месяцев между возвращением Джобса и его вступлением в должность, в наши дни почти ничего неизвестно.
А в сентябре 1997 года, когда это произошло, мало кому были известны детали и подробности происходящего — некоторые из них стали известны только сейчас. Да, Стив возглавил компанию, впервые в своей жизни (после 1976 года) став самым главным «яблочником» во Вселенной — но это не было ни везением, ни удачей. Это была жертва.
Это не могло быть промыслом «врага рода человеческого», дающего все и сразу в обмен на взаимные услуги в будущем, как будто в кредит. Хотя бы поэтому.
В 1996, в интервью одному из популярных изданий, Стив объявил войну между операционными системами для персональных компьютеров оконченной. «Мы все очень хорошо знаем, кто в этой войне победил».
Без особых эмоций он расстался с NeXT Software, купленной Apple, согласился на должность «советника», ни к чему не обязывающую — и разрешение на посещение территории компании «в любое время».
Острословы до сих пор утверждают, что это NeXT купила Apple, а не наоборот: главой компании стал Джобс, ключевые позиции в компании заняли выходцы из NeXT, будущее Apple с этого момента было больше связано с разработками NeXT, чем с собственно Apple — но это лишь часть правды.
В течении двух или трех лет, формально управляя двумя компаниями (NeXT Software и Pixar Studios), он проводил все свое время в самой компьютерной из всех некомпьютерных компаний в мире. Когда он приобрел у Джорджа Лукаса самое убыточное и бесперспективное подразделение, его проект был безнадежнее и нереальнее в тысячи раз, чем любая из основанных им компьютерных компаний.
Путь к успеху Pixar Studios был невероятно сложен, но в середине 90-х компании удалось реализовать свой нереальный замысел, революционно изменив индустрию мультипликации, дав ей новую жизнь, и теперь наступил момент истины, Студия Pixar и ее мультфильмы завоевывали самые престижные награды, собирали рекордные суммы в прокате, а на стапелях были еще более многообещающие фильмы…
Успех студии революционно изменил анимационное кино. И Стива.
Он решил окончательно и навсегда оставить компьютерную индустрию, много раз обманувшую его надежды, и посвятить себя, целиком и полностью, искусству. Он нашел себя, и у него были планы — громадные и амбициозные — большую часть из которых он так никогда и не осуществил. Он просто не представлял себе другого будущего.
Но не навестить родные стены (руины?) он не мог. Ностальгия. И это была судьба.
2. Судьба
Он был поражен увиденным. То, что он увидел, кардинально отличалось от его представлений о компании (приговоренной к неминуемой, но честно заслуженной гибели). То, что он увидел, было беспрецедентно, и это еще мягко сказано.
Он не ожидал встретить в этих стенах инженеров и специалистов самого звездного уровня, он был уверен, что они уже далеко отсюда — но они были здесь, и они вовсе не были настроены сдаваться. Они были готовы работать за бесплатно, без сна и выходных, чтобы отстоять «яблочные ценности», они были готовы стоять до конца, и у них были идеи… — и они, по их собственным словам, истекали шестицветной кровью.
По их собственным словам, они не могли уйти или сдаться, потому что, как сказал один из этих гениев, «они истекали кровью цвета логотипа Apple». В 1997 логотип был шестицветным, если кто не в курсе. Одноцветным он стал в 1998.
За этой неожиданностью последовала еще одна: в коридорах Apple самые разные люди, и ветераны, с которыми он был когда-то знаком лично, и молодежь — и все спрашивали у него, как быть и что делать — в более чем непростой ситуации — и это было одновременно и здорово, и ужасно.
Человек почти с улицы, не отвечая ни за что, фактически руководил компанией стоимостью в 15 миллиардов долларов.
Всей душой он был на студии Pixar, где создавались очередные шедевры, но и Apple Computer, самое первое и втайне любимое им детище, теперь не давало ему покоя. Он понял, что меньше всего на свете он готов смириться с неизбежным. Он начал действовать.
А дела у Apple были ужасны, даже еще ужаснее, чем об этом знали мы — те, кто не был посвящен в секретные детали и подробности ситуации.
Гил Амелио, руководивший в то время Apple Computer, возлагал на Стива большие надежды. Доктор Амелио был впоследствии очень однобоко представлен в ярких негативных тонах в околояблочной прессе, но человек он был неоднозначный, как и все выдающиеся люди, и он искренне болел за порученное ему дело — за Apple.
По мнению доктора Амелио, Стив должен был стать неформальным лидером Apple, вселить в персонал надежду и веру — а он, Гил Амелио, использовал бы энергию веры и энтузиазм для возвращения компании к жизни. В основном, Гил пытался делать совершенно правильные вещи, просто не все получалось, а кроме того, он слишком оптимистично оценивал ситуацию.
В одном из кварталов 1996 года Apple Computer потерпела убытки на сумму почти в миллиард долларов. Почти половина этой суммы пришлась на приобретение NeXT Software (429 миллионов). Оптимисты утешали себя замечательной сентенцией о том, что «не у всякой компании вообще есть миллиард долларов, не говоря уже о том, что не каждая компания пережила бы его потерю», но все было очень плохо.
Это не отставание на 20% от более удачливого соперника (Android) — это была настоящая катастрофа. Каждый прожитый компанией день добивал ее репутацию, в нее все меньше верили потенциальные клиенты, и, что было невообразимо хуже, инвесторы и финансовые круги США. Все труднее было получать займы, а в один из дней, через 2 или 3 месяца, у Apple могли потребовать к оплате выданные ей векселя — и случился бы эффект домино, и компания просто испарилась бы, оставив выжженный след.
А вместе с компанией непреодолимый ущерб потерпели бы «яблочные ценности», то есть, творческий подход к делу, ноноконформизм, поиски нестандартных решений, попытки изменить (улучшить) окружающий мир, и что-то еще, без чего наш сегодняшний мир был бы многократно скучнее и печальнее.
Стив неоднократно встречался с Гилом Амелио. Гил — человек мягкий в общении, любитель вкусно поесть и поболтать о прекрасном, умеющий внимательно слушать и тактично отказывать, неизменно оставался при своем мнении — и отказывался что-либо менять в своей политике. Он руководил Apple Computer, и не терпел возражений. Если бы дела на Apple были хотя бы на пару градусов лучше, он был бы лучшим яблочным CEO за всю историю компании.
Но время было таким, каким оно было. Каждый день существования компании добивал ее репутацию, и делал спасение компании все менее вероятным. Клиенты не уходили от компании — они бежали, спасались, эмигрировали, фактически уже царила паника, и если бы не нелюбовь финансистов к поспешным действиям, все бы уже кончилось. Они все еще чего-то выжидали, сами не зная чего, но мотивы их были далеки от жалости к кому-нибудь кроме них самих.
В случае обвального развала Apple они потеряли бы очень большие деньги…
3. Кто подставил Гила Амелио?
Далеко не все тайное становится явным. Пусть какое-то утверждение тысячу раз считается пословицей и народной мудростью, пусть оно изречено великими — оно не истина в последней инстанции.
О событиях 1997 года до сих пор известно не все. И не все из того, что известно о тех днях — правда.
Время безжалостно стирает подробности, воспоминания смертных предвзяты и неточны. В каждой судьбе случаются моменты, о которых не хочется вспоминать. Смертные хотят, чтобы о них думали как можно лучше (а те, кому все равно, не пишут мемуары).
Судьбы же не просто переплетены с историей — они и есть ее плоть и кровь.
И тем не менее, у нас сегодня есть неоспоримое преимущество перед теми, кто все это видел и осязал: мы знаем, к чему случившееся привело. Что было потом — через год, через пять лет, через десять. Уверяю вас, в те дни никто (может быть, даже Стив, по слухам читающий будущее, как книгу) не смог бы представить это.
Для многих тот июль обернулся личной катастрофой, крушением надежд, утратой смысла жизни. Я не знаю, были ли жертвы в прямом смысле этого слова — судя по грандиозности и жесткости перемен, они вполне могли бы быть — но обиженных и разгневанных было очень много. И они не стали молчать. Это естественно, как и то, что в написанном ими едва ли стоит искать трезвый и взвешенный анализ случившегося.
Кое-что тайное становится явным. Ситуация на Apple была куда катастрофичнее, чем считали непосвященные. У компании были резервы в форме краткосрочных обязательств — но кроме этого у Apple были еще и долги, обязательства, жестоко испорченная репутация, операционные расходы — и баланс был не в ее пользу…
Тогда этот момент удалось скрыть. Ложь во спасение — не грех…
Стив начал действовать: он (именно он, это теперь достоверно известно) убрал с поста главы компании Гила Амелио. Советник сместил главу компании. Для этого пришлось поступить некрасиво, но другого выхода не было.
Поводом для отставки Гила Амелио стали разборки по поводу резкого падения курса акций компаний из-за того, что какой-то анонимный акционер избавился от акций на полтора миллиона долларов, что вызвало панику и обвал и без того самого низкого за последние 12 лет курса акций…
Совет директоров был напуган и взбешен, и 9 июля 1997 года доктор Амелио был отстранен от занимаемой должности. С каждым из членов совета директоров Стив пообщался лично, убеждая их принять правильное решение.
Официально, временно исполняющим обязанности главы компании стал ее CFO, или финансовый директор, Фред Андерсон. Юридически, он совмещал оба поста — но фактическим главой Apple Computer стал Стив. Первое, что Стив сделал после этого, было увольнение совета директоров.
Гил Амелио уверен, что за всем этим стоял Стив Джобс, преследовавший какие-то своекорыстные цели. И будто бы, под давлением фактов, в беседе тет-а-тет, Стив «дал понять, что это было так»… Публично, Стив в этом никогда не признавался, но он вполне мог стоять за произошедшим. У него просто не было другого выхода.
4. Гил Амелио
В 1997 Гил Амелио и сам понял, что он не сможет вывести Apple Computer на спасительный курс. Он резал расходы, закрывал проекты, увольнял людей, реструктурировал долги компании — он честно делал все, что мог, но компания продолжала тонуть и истекать кровью. Он собирался оздоровить ее, насколько можно, финансово — и передать в руки более способного лидера. Возможно, Стива Джобса, но не факт.
Амелио получил Apple в куда более плачевном состоянии, чем отдал, и если бы не он, катастрофа могла бы случиться задолго до второго пришествия Джобса. Совет директоров заключил с Амелио контракт на пять лет, на невероятно выгодных для Амелио условиях — но в 1997 у Гила появилась возможность заняться политикой. Чтобы принять участие в выборах, он должен был уйти со своего поста, что вроде бы и собирался сделать в сентябре.
То есть, через те самые «два-три месяца», которые только и оставались у Apple на все про все, по мнению Джобса.
В глазах общественного мнения, ситуация на Apple Computer была безнадежна уже тогда, когда Амелио, в качестве кризисного управляющего, занял место у ее штурвала. Но если бы компания пошла на дно во время его правления, на своей политической карьере он мог бы поставить крест.
Ему был нужен успех Apple Computer, не обязательно большой и существенный — но заметный. Он был уверен в том, что к сентябрю обязательно, несмотря ни на что, добьется этого успеха. Последний квартал его правления, в результате жесткой экономии и драконовских мер, удалось свести с положительным балансом (слава за это досталась уже Джобсу), но это достижение было краткосрочным.
А Стив, по его собственным словам, «видел» что-то в ближайшем будущем, и у него просто не было времени вести себя красиво, Гил Амелио был главой компании — и, не сознавая того, угрозой ее существованию. Переубедить его не удавалось, время уходило.
5. Кто вернул Стива Джобса?
Джобса вернул Гил Амелио. И возможно, этим он спас компанию от гибели, хотя ни в 1997, ни в 2001, ни даже в 2005 — в это никто бы не поверил.
Именно Гил принял решение прекратить работу над собственной «современной ОС», и вместо этого приобрести ее (или ее основу) «на стороне». И именно он, из трех «зол» (Windows NT, BeOS или NeXTstep) выбрал NeXTstep.
Это был самый опасный вариант для него лично, и он не мог это не сознавать — а дальше…
За 500 дней во главе Apple Computer, доктор Амелио совершил поразительно мало глупостей — но самым сильным его решением, как мне кажется, был возврат к истокам. Он пригласил на роль советников Стива Джобса и Стива Возняка, и на январском MacWorld 2007 оба Стива появились перед отчаянно аплодирующей публикой.
В июле 1997 состоялся последний в истории Apple Бостонский MacWorld. Уже со следующего года летние MacWorld проводились в Нью-Йорке. Джобс безжалостно рвал с традициями.
Последний Бостонский MacWorld открывал Стив Джобс. Он объявил о настоящем перевороте, произошедшем в компании в последние месяцы, об отставке доктора Амелио, и об изменении состава совета директоров компании, об альянсе с врагом и конкурентом Apple номер один (Microsoft), о губительности лицензирования Mac OS и о планах свернуть легальное клонирование Маков, и о том, что…
Билл Гейтс, будто бы по каналам космической связи, выступил с большого экрана со словами любви к Маку, объявил о безусловном выпуске новых версий версий MS Office для Маков в течении пяти лет, о разрешении включения в комплект поставки Mac OS лучшего на тот момент web-браузера Internet Explorer, и о приобретении «неголосующих акций Apple Computer» на сумму в 150 миллионов долларов.
150-миллионная инвестиция Microsoft, вопреки распространенному заблуждению, не была приобретением последней Apple Computer, а с финансовой точки зрения не была сколько-нибудь значительной суммой — в тот момент биржевая капитализация Apple была более чем в десять раз ниже, чем сейчас, на уровне 15 миллиардов, то есть, инвестиция Microsoft сделала Apple богаче всего на 1%.
Apple смогла встать на ноги вовсе не «за деньги Microsoft». Инвестиция Microsoft убедила деловые круги Wall Street в жизнеспособности Apple Computer, чем спасла ее от кредиторов.
Совет директоров, много раз принимавший губительные для компании решения, из лучших побуждений, естественно, был отправлен в отставку. В совете директоров были люди, сделавшие очень много для Apple в ее самые ранние годы, без которых она едва ли стала бы тем, во что превратилась в наши дни — но их время прошло.
Я видел, как уходил Майк Марккула, ставший вдруг очень старым, в смокинге и с бабочкой. Почему то сжалось сердце.
В тот день, как и предсказывали эксперты, Apple Computer умерла, но вместо нее, тут же, родилась новая Apple, и это была совсем другая компания.
И впервые за всю его карьеру, великий шоумен и харизматический лидер Гай Кавасаки, выступавший после Джобса, показался скучным и неинтересным. А главное — Apple Computer будет бороться за свое будущее и победит.
Когда на огромном экране появилась огромная голова Гейтса, задние ряды затопали и засвистели, но огромная голова, как будто не слыша этого рева, говорила и говорила о том, как они (Microsoft) любят и ценят Мак… Но Apple, начиная с этого дня, уже никогда не шла на поводу своих поклонников, упрямо делая только то, что руководство компании считало правильным.
В 2007 году раскрылась страшная тайна: никакого телемоста между Бостоном и штатом Вашингтон не было. Огромную голову Билла Гейтса показывали в записи.
И скорее всего, это не было неуважением к Apple и поклонникам компании, скорее простой осторожностью.
Уже на следующий день у Apple Computer не было проблем с кредитом и долгами, а в 1998 компания стала устойчиво приносить пусть небольшую — но прибыль…
6. Доктор Амелио и план «А»
В июле 1997 года, пока еще неофициально и с оговорками, Стив встал за штурвал тонущей Apple. Он все еще не был готов признаться самому себе в том, что его «зацепило», в том, что судьба самой необычной компании в мире, истекающей шестицветной кровью, ему далеко не безразлична — но теперь это уже не имело значения.
Было ли это случайностью? Результатом стечения обстоятельств?
Не исключено. Но, как мне кажется, факты говорят о другом. Совет директоров Apple Computer пригласил Гила Амелио на роль «кризисного управляющего» в начале 1996. К тому моменту компания была скорее мертва, чем жива — просто никто еще не понял этого. Ее готовили к продаже, но она не годилась даже для этого.
Вместо кризисного управления, доктору Амелио пришлось перезапускать сердце больной компании. Снова и снова. Доктора вызвали вовремя. Пациент все время пытался «уйти», но электрические разряды упорно возвращали его к жизни.
Долго это продолжаться не могло, а Гил Амелио — человек амбициозный, умный, честолюбивый, опытный — не мог позволить себе поражение. В перерывах между реанимационными мероприятиями, он не мог не думать о том, как вывести Apple из этого состояния, и вариантов было не слишком много.
О продолжении разработки собственной операционной системы, к сожалению, речь идти не могла. В 2001, когда жизни Apple уже ничто не угрожало, журналисты Ars Technica пришли к выводу, что никаких технических причин для остановки проекта Copland/Gershwin не было. Более того: новая система вышла бы в свет года на два раньше, чем Mac OS X, и переход на нее был бы менее болезненным.
С инженерной точки зрения они правы. Это почти очевидно. Но кроме технических и технологических аспектов были еще и финансовые, и у Apple Computer просто не было в запасе двух лишних лет.
Самым простым решением мог бы стать переход на Windows NT. У Microsoft была версия NT для PowerPC, Билл Гейтс, глава Microsoft и пользователь Мака, был в восторге, инвесторы и кредиторы рыдали бы от счастья, но не надо было быть семи пядей во лбу чтобы понять, что в этом случае, возможно уже через те же самые два года, от Apple остались бы только воспоминания…
Оставалась Be Inc, и ее глава, харизматичный и эксцентричный француз Жан Луи Гассе, в прошлом один из топ-менеджеров Apple Computer, фантазер и авантюрист, который не понравился Амелио… Да и операционная система, на основе которой предстояло бы создавать новую «яблочную» систему, была одновременно и очень привлекательной, и очень сырой. Для нее не было программного обеспечения, она не интересовала большие софтвер-хаусы, но инвесторы и кредиторы были готовы дать отсрочку в случае ее приобретения. Увы — большей частью по причине своей слабой технической грамотности.
Жан Луи Гассе во главе Apple Computer? Это могло сработать, но Амелио не был уверен в этом.
Это был «план B» (название буквы B и название компании Be в английском языке звучат одинаково), он же — главный и основной. Совет директоров был готов потратить на реализацию этого плана 100-125 миллионов долларов, Гассе требовал 200 миллионов.
Был еще и план A — приобретение NeXT Software, со всеми ее технологиями (в том числе WebObjects и D’OLE), со Стивом Джобсом в придачу. На пути реализации плана А был целый ряд препятствий. Во-первых, приобретая NeXT нужно было учесть права лиц, инвестировавших сотни миллионов долларов в эту компанию. Во-вторых, с технической точки зрения разработка сплава из NeXTstep и Mac OS была более чем нетривиальной задачей. В-третьих, Стив Джобс категорически не хотел возглавлять Apple Computer.
План «А» — то есть, «план Амелио»?
Стив Джобс во главе Apple? Могло бы это сработать? Мы сегодня знаем, что это «сработало», но в 1996 лишь единицы из живущих на земле могли в это поверить. Это считалось самым худшим вариантом из возможных.
План А приносил Гилу Амелио немалые неприятности, пять миллионов долларов компенсации, и политический капитал. План сработал, но немного не так, как того хотелось Амелио. Взрыв оказался слишком мощным, и одной из его первых жертв стал он сам.
Интересы третьих лиц были учетны. NeXT Software была приобретена за целых 429 миллионов долларов, из которых Джобсу досталось чуть больше ста. О том, каким именно образом будет разработан «сплав» из двух систем, рассказала Элен Хэнкок, прежде чем освободить свое кресло для Эви Теваняна, пришедшего из NeXT Software.
Уговорить совет директоров потратить 429 миллионов на приобретение NeXT Software было очень нелегко. Они отказались заплатить 200 миллионов за Be Inc. Еще труднее было убедить Маковских разработчиков в том, что предлагающая им вместо общепринятого C++ «какой-то еще» Objective-C компания-почти-не-жилец не сошла окончательно с ума, и это не ее предсмертный бред.
Но труднее всего было заставить Стива Джобса спасать Apple. Гил поступил самым умным способом: он не стал уговаривать Стива. Вместо этого, советника Джобса попросили вникнуть в положение дел, и предложить руководству компании свои идеи.
Теперь Амелио оставалось только не дать Apple утонуть до «второго пришествия» Стива Джобса, после чего тихо и красиво уйти. В сентябре.
Гил ушел намного раньше, и «некрасиво». Он вынужден был отказаться от своих политических амбиций, он был обижен и оскорблен в лучших чувствах. Он знал, что Стив Джобс — это стихия, но недооценил ее мощь…
Олег Свиргстин
Software Director
iPhone Developers EAST
Джобс: Империя соблазна — Википедия
«Джобс: Импе́рия собла́зна» (англ. Jobs, стилизовано как jOBS) — художественный фильм режиссёра Джошуа Майкла Штерна о жизни американского предпринимателя, бизнесмена, менеджера, дизайнера и инвестора Стива Джобса c 1974 по 2001 год, то есть период, когда он был студентом Рид-колледжа и представил первый iPod в 2001 году[2]. Премьера картины состоялась на закрытии кинофестиваля «Сандэнс» 27 января 2013 года[3]. В России фильм вышел в прокат 19 сентября 2013 года.
Фильм сосредоточится на аспекте превращения Стива Джобса из своенравного хиппи в соучредителя компании Apple.
Фильм начинается с того, что в 2001 году немолодой Стив Джобс (Эштон Кутчер) презентует первый iPod в Apple Town Hall.
Затем фильм повествует о периоде студенчества Стива Джобса в Рид-колледж (1974 год). Стив отчислился из колледжа из-за высоких расходов на обучение, но по-прежнему мог посещать занятия с разрешения декана Джека Дадмана (Джеймс Вудс), который взял его на карандаш. Джобса особенно интересует курс по каллиграфии. Он встречается со своим другом Дэниелом Коттке (Лукас Хаас). В это время Джобс имел на руках копию книги «Быть здесь и сейчас» писателя Рама Дасса. Под влиянием этой книги и их опытов с ЛСД, Джобс и Коттке проводят время в Индии.
Два года спустя, Джобс возвращается в Лос-Альтос, Калифорния, возвращается домой к своим приёмным родителям Полу (Джон Гетц) и Кларе (Лесли Энн Уоррен). Он работает на Atari и развивает партнёрство со своим другом Стивом Возняком (Джош Гэд) после того, как он видит, что Возняк построил персональный компьютер (Apple I). Они создают свою компанию и называют её Apple Computer, несмотря на существование звукозаписывающего лейбла Apple Records, основанного группой The Beatles (Возняк затем дразнит Джобса, фаната творчества группы, а сам Возняк обожает творчество Боба Дилана). Возняк демонстрирует Apple I в Клубе самодельных компьютеров. К Джобсу позже подходит Пол Террелл (Брэд Уильям Хенке), который проявляет интерес к компании Apple. Зная, что им будет нужно помещение, в котором они могли бы разместить свои рабочие места, Джобс убеждает своего отца Пола, чтобы тот позволил им использовать семейный гараж (как помещение со столярными инструментами) для своей новой компании. Поняв, что они не могут построить эти компьютеры в одиночестве, Джобс привлекает в свою компанию Коттке, Билла Фернандеса (Виктор Расук) и Криса Эспинозу (Эдди Хассел)[4].
Террелл, однако, разочарован в Apple I. Такая реакция вдохновляет Джобса на создание второй модели. Он нанимает Рода Холта (Рон Элдард), чтобы изменить концепцию системы питания в компьютере. Кроме того, после многих неудачных попыток, Джобс, наконец, завоевывает интерес венчурного капиталиста, Майка Марккулы (Дермот Малруни), который также присоединяется к Apple. Они выпускают Apple II в 1977 и презентуют его на West Coast Computer Faire, на котором их ждёт успех.
Успех отдаляет Джобса от друзей и школьной подруги Крисанн Бреннан (Ана О’Райли). Когда Бреннан говорит ему о своей беременности их ребёнком, он быстро разрывает с ней отношения. Бреннан в конце концов рожает Лизу Бреннан Джобс, которую Джобс не считает своей дочерью. Он также приглашает в компанию Джона Скалли (Мэттью Модайн) на должность CEO компании. Так как его поведение становится все более непредсказуемым, Джобса отстраняют от работ над Apple Lisa и Macintosh, над которыми он работал вместе с Биллом Аткинсоном, Барреллом Смитом (Ленни Джейкобсон), Крисом Эспиносой, и Энди Херцфельдом (Элден Хенсон). Он также вынуждает лидера команды работ над созданием Макинтоша, Джефа Раскина, уйти. В 1985 году Джобс вынужден уйти из компании.
Действие фильма переносится в 1996 год. Джобс женится на Лорин Пауэлл Джобс (Эбби Браммелл) и признал Лизу (Анника Берти) своей дочерью (она живёт с ними). У него есть сын, Рид (Пол Баретто). Джобс стоит во главе компании NeXT, которую Apple решает купить. Генеральный директор Джил Амелио просит Стива вернуться в Apple в качестве консультанта. Джобс соглашается и в скором времени снова становится генеральным директором, в конечном счёте увольняет Амелио и своего бывшего друга Марккулу (который отказался поддержать Джобса, когда он был вынужден уйти из Apple 11 лет назад). Джобс заинтересованн в услугах Джонатана Айва (Джайлз Матти) и берёт его в компанию. Фильм заканчивается сценой записи диалога для коммерческой рекламы Think Different 1997 года. Перед началом титров показываются оригинальные фотографии всех главных персонажей в паре с актёрами, которые их играют, плюс посвящение Стиву Джобсу.
Создание[править | править код]
Сценарист Мэтт Уайтли начал работу над сценарием примерно в то время, когда Стив Джобс ушёл из Apple, чтобы бороться с раком поджелудочной железы [5]. Директор Джошуа Майкл Стерн заявил в интервью, что все материалы для сценария были собраны посредством исследований и интервью:
У Марка Хюльма, нашего продюсера, была экспертная группа исследователей, которая нашла все публичные записи и интервью, которые имели какое-либо отношение к Стиву Джобсу. Марк, сценарист и исследовательская группа также взяли на себя собеседование с довольно большим количеством людей, которые либо работали в Apple, либо работали со Стивом, чтобы убедиться, что мы изображаем точный портрет и рассказываем о возможных событиях в рамках ограничений хронометража фильма [6].
Производство[править | править код]
Производство началось в июне 2012 года в детском доме Джобса в Лос-Альтос, Калифорния, с помощью мачехи Джобса Мэрилин Джобс (которая до сих пор живёт там)[7]. Его также заметила его сестра Пэтти[8]. Большая часть фильма была снята в регионе Лос-Анджелеса[5][9].
Амелио, Джанни — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Амелио.Джанни Аме́лио (итал. Gianni Amelio, род. 20 января 1945, Сан-Пьетро-ди-Маджизано, Италия) — итальянский кинорежиссёр и сценарист, обладатель множества престижных кинематографических наград.
Ранние годы[править | править код]
Вскоре после рождения Джанни, его отец эмигрировал в Аргентину; мальчик рос с мамой и бабушкой. Отсутствие отцовской фигуры — один из постоянных мотивов в творчестве Амелио. По ходу своего образования, в Мессинском университете на факультете философии, Амелио начал интересоваться кинематографом. Принимал участие в кинопросмотрах и дискуссиях; писал критические статьи в местном киножурнале Giovane Critica.
Работа на телевидении[править | править код]
В 1965 году переехал в Рим, где работал оператором и ассистентом режиссёра в 6 фильмах, сотрудничая с Джанни Пуччини, Витторио Де Сета, Анна Гобби, Андреа Фрецца и Лилиана Кавани. Параллельно, с 1967 года, работал на телевидении, снимая документальные фильмы и ассистируя Уго Грегоретти, Альфредо Анджели, Энрико Санниа и Джулио Парадизи. Принимал активное участие в жизни Римского Экспериментального Киноцентра.
В 70-х Амелио снимает ряд телепередач для канала RAI; в этот период гостелевидение предоставляло простор действия молодым режиссёрам. Так, для киносерии «Экспериментальные фильмы для ТВ» Амелио снимает в 1970 году «Конец игры» (La fine del gioco), в 1973 «Солнечный город» (La città del sole) (о творчестве Томаззо Кампанелла), и в 1976 «Бертолуччи, следуя кино» (Bertolucci secondo il cinema) (о фильме «Двадцатый век» Бертолуччи). На протяжении следующих 3 лет Амелио пробует себя в жанре триллер («Спецэффекты» — Effetti speciali) и джалло («Смерть на работе» — La morte al lavoro). «Маленький Архимед» (Il piccolo Archimede), снятый в 1979, считается его лучшим телефильмом. Последняя работа Амелио на телеэкране датируется 1983 годом, «Парусники» (I velieri), снятая в рамках киноцикла «10 итальянских писателей, 10 итальянских режиссёров».
Работа в кино[править | править код]
В самое сердце / Colpire al cuore[править | править код]
В 1982 году Амелио наконец дебютирует на большом экране с кинокартиной «В самое сердце» ([Colpire al cuore). Фильм исследует терроризм в призме отношений отца и сына, смелая по тем временам тема. Картина демонстрируется на Венецианском кинофестивале и удостаивается многих лестных отзывов — как широкой публики, так и кинокритиков.
Ребята с улицы Панисперна / I ragazzi di via Panisperna[править | править код]
Репутация Амелио укрепляется в 1987 году психологической ретродрамой «Ребята с улицы Панисперна» (I ragazzi di via Panisperna). В фильме описывается жизнь группы физиков 30-х годов, среди них Энрико Ферми и Эдоардо Амальди. Снятая одновременно в двух версиях (укороченная для кино и полная для телепроката), картина удостоилась множества призов, в том числе — за лучший сценарий на Кинофестивале Бари.
Открытые двери / Porte aperte[править | править код]
Третий фильм, «Открытые двери» (Porte aperte), принёс Амелио международную славу. Снятый в 1989 году по одноимённой пьесе Леонардо Шаша, фильм удостоился 4 премий Феликс, 2 наград Серебряной Ленты, приза Давид ди Донателло в 4 категориях и 3 Золотых Глобусов, а также был номинирован в 1991 году на Оскар.
Похититель детей / Il ladro di bambini[править | править код]
Наибольший коммерческий успех принёс Амелио кинофильм 1992 года «Похититель детей» (Il ladro di bambini). Амелио был удостоен Гран-при на Каннском фестивале, Феликса, 5 призов Давид ди Донателло и ряда других наград.
Ламерика / Lamerica[править | править код]
Так они смеялись / Così ridevano[править | править код]
Ключи от дома / Le chiavi di casa[править | править код]
Потерянная звезда / La stella che non c’è[править | править код]
Телевидение[править | править код]
Кино[править | править код]
Амелио, Джанни — это… Что такое Амелио, Джанни?
Джанни Аме́лио (итал. Gianni Amelio, р. 20 января 1945, Сан Пьетро ди Маджизано, Италия) — итальянский кинорежиссёр и сценарист, обладатель множества престижных кинематографических наград.
Биография
Ранние годы
Вскоре после рождения Джанни, его отец эмигрировал в Аргентину; мальчик рос с мамой и бабушкой. Отсутствие отцовской фигуры — один из постоянных мотивов в творчестве Амелио. По ходу своего образования, в Мессинском университете на факультете философии, Амелио начал интересоваться кинематографом. Принимал участие в кинопросмотрах и дискуссиях; писал критические статьи в местном киножурнале Giovane Critica.
Работа на телевидении
В 1965 году переехал в Рим, где работал оператором и ассистентом режиссёра в 6 фильмах, сотрудничая с Джанни Пуччини, Витторио Де Сета, Анна Гобби, Андреа Фрецца и Лилиана Кавани. Параллельно, с 1967 года, работал на телевидении, снимая документальные фильмы и ассистируя Уго Грегоретти, Альфредо Анджели, Энрико Санниа и Джулио Парадизи. Принимал активное участие в жизни Римского Экспериментального Киноцентра.
В 70-х Амелио снимает ряд телепередач для канала RAI; в этот период гостелевидение предоставляло простор действия молодым режиссёрам. Так, для киносерии «Экспериментальные фильмы для ТВ» Амелио снимает в 1970 году «Конец игры» (La fine del gioco), в 1973 «Солнечный город» (La città del sole) (о творчестве Томассо Кампанелла), и в 1976 «Бертолуччи, следуя кино» (Bertolucci secondo il cinema) (о фильме «Двадцатый век» Бертолуччи). На протяжении следующих 3 лет Амелио пробует себя в жанре триллер («Спецэффекты» — Effetti speciali) и джалло («Смерть на работе» — La morte al lavoro). «Маленький Архимед» (Il piccolo Archimede), снятый в 1979, считается его лучшим теле-фильмом. Последняя работа Амелио на телеэкране датируется 1983 годом, «Парусники» (I velieri), снятая в рамках киноцикла «10 итальянских писателей, 10 итальянских режиссёров».
Работа в кино
В самое сердце / Colpire al cuore
В 1982 году Амелио наконец дебютирует на большом экране с кинокартиной «В самое сердце» ([Colpire al cuore). Фильм исследует терроризм в призме отношений отца и сына, смелая по тем временам тема. Картина демонстрируется на Венецианском кинофестивале и удостаивается многих лестных отзывов — как широкой публики, так и кинокритиков.
Ребята с улицы Панисперна / I ragazzi di via Panisperna
Репутация Амелио укрепляется в 1987 году психологической ретродрамой «Ребята с улицы Панисперна» (I ragazzi di via Panisperna). В фильме описывается жизнь группы физиков 30-х годов, среди них Энрико Ферми и Эдоардо Амальди. Снятая одновременно в двух версиях (укороченная для кино и полная для телепроката), картина удостоилась множества призов, в том числе — за лучший сценарий на Кинофестивале Бари.
Открытые двери / Porte aperte
Третий фильм, «Открытые двери» (Porte aperte), принёс Амелио международную славу. Снятый в 1989 году по одноимённой пьесе Леонардо Шаша, фильм удостоился 4 премий Феликс, 2 наград Серебряной Ленты, приза Давид ди Донателло в 4 категориях и 3 Золотых Глобусов, а также был номинирован в 1991 году на Оскар.
Похититель детей / Il ladro di bambini
Наибольший коммерческий успех принёс Амелио кинофильм 1992 года «Похититель детей» (Il ladro di bambini). Амелио был удостоен Гран-при на Каннском фестивале, Феликса, 5 призов Давид ди Донателло и ряда других наград.
Ламерика / Lamerica
Так они смеялись / Così ridevano
Ключи от дома / Le chiavi di casa
Потерянная звезда / La stella che non c’è
Фильмография
На телевидении
- 1973 — Конец игры / La fine del gioco
- 1973 — Солнечный город / La città del sole (film)|La città del sole
- 1974 — Спецэффекты / Effetti speciali
- 1976 — Бертолуччи, следуя кино / Bertolucci secondo il cinema
- 1978 — Смерть на работе / La morte al lavoro
- 1979 — Маленький Архимед / Il piccolo Archimede
- 1983 — Парусники / I velieri
В кино
- 1982 — В самое сердце / Colpire al cuore
- 1987 — Ребята с улицы Панисперна / I ragazzi di via Panisperna
- 1989 — Открытые двери / Porte aperte]
- 1992 — Похититель детей / Il ladro di bambini
- 1994 — Ламерика / Lamerica
- 1998 — Так они смеялись (фильм вышел в прокат также под названием Сицилийцы) / Così ridevano
- 2004 — Ключи от дома / Le chiavi di casa
- 2006 — Потерянная звезда / La stella che non c’è
- 2011 — Первый человек / Le premier homme
Примечания
Ссылки
Амелио, Джанни — это… Что такое Амелио, Джанни?
Джанни Аме́лио (итал. Gianni Amelio, р. 20 января 1945, Сан Пьетро ди Маджизано, Италия) — итальянский кинорежиссёр и сценарист, обладатель множества престижных кинематографических наград.
Биография
Ранние годы
Вскоре после рождения Джанни, его отец эмигрировал в Аргентину; мальчик рос с мамой и бабушкой. Отсутствие отцовской фигуры — один из постоянных мотивов в творчестве Амелио. По ходу своего образования, в Мессинском университете на факультете философии, Амелио начал интересоваться кинематографом. Принимал участие в кинопросмотрах и дискуссиях; писал критические статьи в местном киножурнале Giovane Critica.
Работа на телевидении
В 1965 году переехал в Рим, где работал оператором и ассистентом режиссёра в 6 фильмах, сотрудничая с Джанни Пуччини, Витторио Де Сета, Анна Гобби, Андреа Фрецца и Лилиана Кавани. Параллельно, с 1967 года, работал на телевидении, снимая документальные фильмы и ассистируя Уго Грегоретти, Альфредо Анджели, Энрико Санниа и Джулио Парадизи. Принимал активное участие в жизни Римского Экспериментального Киноцентра.
В 70-х Амелио снимает ряд телепередач для канала RAI; в этот период гостелевидение предоставляло простор действия молодым режиссёрам. Так, для киносерии «Экспериментальные фильмы для ТВ» Амелио снимает в 1970 году «Конец игры» (La fine del gioco), в 1973 «Солнечный город» (La città del sole) (о творчестве Томассо Кампанелла), и в 1976 «Бертолуччи, следуя кино» (Bertolucci secondo il cinema) (о фильме «Двадцатый век» Бертолуччи). На протяжении следующих 3 лет Амелио пробует себя в жанре триллер («Спецэффекты» — Effetti speciali) и джалло («Смерть на работе» — La morte al lavoro). «Маленький Архимед» (Il piccolo Archimede), снятый в 1979, считается его лучшим теле-фильмом. Последняя работа Амелио на телеэкране датируется 1983 годом, «Парусники» (I velieri), снятая в рамках киноцикла «10 итальянских писателей, 10 итальянских режиссёров».
Работа в кино
В самое сердце / Colpire al cuore
В 1982 году Амелио наконец дебютирует на большом экране с кинокартиной «В самое сердце» ([Colpire al cuore). Фильм исследует терроризм в призме отношений отца и сына, смелая по тем временам тема. Картина демонстрируется на Венецианском кинофестивале и удостаивается многих лестных отзывов — как широкой публики, так и кинокритиков.
Ребята с улицы Панисперна / I ragazzi di via Panisperna
Репутация Амелио укрепляется в 1987 году психологической ретродрамой «Ребята с улицы Панисперна» (I ragazzi di via Panisperna). В фильме описывается жизнь группы физиков 30-х годов, среди них Энрико Ферми и Эдоардо Амальди. Снятая одновременно в двух версиях (укороченная для кино и полная для телепроката), картина удостоилась множества призов, в том числе — за лучший сценарий на Кинофестивале Бари.
Открытые двери / Porte aperte
Третий фильм, «Открытые двери» (Porte aperte), принёс Амелио международную славу. Снятый в 1989 году по одноимённой пьесе Леонардо Шаша, фильм удостоился 4 премий Феликс, 2 наград Серебряной Ленты, приза Давид ди Донателло в 4 категориях и 3 Золотых Глобусов, а также был номинирован в 1991 году на Оскар.
Похититель детей / Il ladro di bambini
Наибольший коммерческий успех принёс Амелио кинофильм 1992 года «Похититель детей» (Il ladro di bambini). Амелио был удостоен Гран-при на Каннском фестивале, Феликса, 5 призов Давид ди Донателло и ряда других наград.
Ламерика / Lamerica
Так они смеялись / Così ridevano
Ключи от дома / Le chiavi di casa
Потерянная звезда / La stella che non c’è
Фильмография
На телевидении
- 1973 — Конец игры / La fine del gioco
- 1973 — Солнечный город / La città del sole (film)|La città del sole
- 1974 — Спецэффекты / Effetti speciali
- 1976 — Бертолуччи, следуя кино / Bertolucci secondo il cinema
- 1978 — Смерть на работе / La morte al lavoro
- 1979 — Маленький Архимед / Il piccolo Archimede
- 1983 — Парусники / I velieri
В кино
- 1982 — В самое сердце / Colpire al cuore
- 1987 — Ребята с улицы Панисперна / I ragazzi di via Panisperna
- 1989 — Открытые двери / Porte aperte]
- 1992 — Похититель детей / Il ladro di bambini
- 1994 — Ламерика / Lamerica
- 1998 — Так они смеялись (фильм вышел в прокат также под названием Сицилийцы) / Così ridevano
- 2004 — Ключи от дома / Le chiavi di casa
- 2006 — Потерянная звезда / La stella che non c’è
- 2011 — Первый человек / Le premier homme