Меню

Матрица камеры: Фотоматрица — Википедия – типы, размер, разрешение, светочувствительность, уход

Содержание

Матрица (светочувствительная матрица) в камерах видеонаблюдения

Матрица или светочувствительная матрица, видеоматрица (image sensor, imager) является основным элементов видеокамер, цифровых фотоаппаратов и предназначена для преобразования, проецированного на неё оптического изображения в аналоговый электрический сигнал или в поток цифровых данных (при наличии аналого-цифрового преобразователя непосредственно в составе матрицы). Если обойтись без википедии, то матрица преобразовывает свет в электрический сигнал.

Матрица или светочувствительная матрица, видеоматрица (image sensor, imager) камеры видеонаблюдения

Необходимо отметить, что сама матрица даже важнее процессора, который используется для оцифровки видео — пусть в ЦП и будет множество функций, но если на матрице получено плохое изображение, то процессор работает уже с плохим изображением.
Также отметим, что у одного производителя может быть две камеры с одинаковыми характеристиками (разрешение записи, угол обзора и т.п.), но разными матрицами, например одна камера с матрицей от Sony и вторая камера с матрицей от SOI (или Noname) — и цена таких камер может отличаться на 30-35%.

Матрица или светочувствительная матрица, видеоматрица (image sensor, imager) камеры видеонаблюдения

Производители матриц

Давайте и начнем с производителей. Наиболее известными и популярными производителями матриц для камер видеонаблюдения являются: ON Semiconductor Corporation, Omnivision Technologies Inc., Samsung Electronics и Sony Corporation. Производители используют матрицы этих брендов для создания основной линейки видеокамер и камер премиум класса. Также, отметим бренды Canon, Hikvision и Dahua — они также производят матрицы под собственные нужды.

Но, разумеется, что существует множество других производителей, которые предлагают бюджетные решения, например, одна из наиболее популярных компаний — это SOI (Silicon Optronics, Inc.), которая достаточно молодая, но уже пытается найти свою нишу среди именитых брендов. Как раз на базе матриц SOI множество производителей и делают бюджетные линейки видеокамер. То есть, если Вы видите, что даже у одного производителя есть камеры с абсолютно одинаковыми характеристиками, но с разной ценой — то, обратите внимание на матрицу и производителя этой матрицы, скорее всего разница только в этом. В целом, понятна и разница между брендами и любым ноунеймом. Да, все характеристики могут быть одинаковыми, разрешение передачи видео изображения, но разные матрицы и разные производители — на выходе вы увидите разные картинки, разную насыщенность и даже разные цвета (оттенки).

CCD и CMOS матрицы

CCD и CMOS матрицы

В старых статьях и обзорах в Сети вы можете увидеть много букв про преимущества и недостатки CCD или CMOS матриц и какую лучше выбрать. Но, победили CMOS матрицы, в основном из-за того, что они дешевле в производстве. Поэтому, при выборе камеры для видеонаблюдения нет больше выбора между CCD и CMOS матрицы — only CMOS. Поэтому, перейдем к остальным характеристикам матриц.

Формат (типоразмер) матрицы

В характеристиках видеокамеры вы обязательно увидите размер матрицы — 1/4 дюйма, 1/3″, 1/2.8 д и т.п. Формат матрицы — это размер матрицы по диагонали. Обозначение типоразмера досталось в наследство от электронно-лучевых трубок, и указывают формат матрицы в виде дроби с размерностью в дюймах.

CCD и CMOS матрицы

В формате матрицы очень простое правило — чем больше размер матрицы, тем лучше. Так как, при других равных условиях (разрешении, то есть одинаковом количестве пикселей) у большей матрицы крупнее пиксели, таким образом, она улавливает больше света. Кроме того, сами пиксели на матрице большего размера расположены менее тесно, что обеспечивает меньшее влияние взаимных помех и ниже уровень паразитных шумов, а это все влияет качество получаемого видеосигнала и получаемого изображения в итоге.

Также, физический размер матрицы влияет на угол обзора камера видеонаблюдения. При прочих равных условиях, чем больше матрица, тем больше углы обзора у видеокамеры.
От размера матрицы зависит и то, какие объективы можно устанавливать на камеру (если возможна смена объектива в камере видеонаблюдения).  Производители объективов всегда указывают размер матрицы, под которую подходит объектив, например 1/4 или 1/3. При этом, объектив для матрицы большего размера подойдет для камер с матрицей меньшего размера, но никак не наоборот.

И, что очевидно, матрица большего размера дороже в производстве. Поэтому, в бюджетных моделях камер видеонаблюдения вы редко увидите матрицы больше 1/4″, а в уже более дорогих камерах используются типоразмеры матрицы 1/3″,  1/2.8″ и т.п. В специальных профессиональных камерах высокого качества могут использоваться матрицы размером 1/2″ и 1/1.9″.

CCD и CMOS матрицы

Светочувствительность матрицы

Характеристика, которую вы также увидите в описание практически у каждого производителя, некоторые производители могут указывать просто как чувствительность матрицы. Светочувствительность матрицы определяет возможность работы матрицы в условиях окружающего освещения. Таким образом, чем меньше количество световой энергии необходимо для получения нормального изображения, тем выше и светочувствительность матрицы. Для всех матриц справедливо следующее — чем лучше освещенность, тем лучше изображение. Светочувствительность матрицы производители указывают в Люксах — ЛК, Lux, люкс. Но, обратите внимание, что производители указывают минимальный уровень освещенности, при котором видеокамера еще может зафиксировать какое-то изображение, но никто не обещает, что это будет изображение хорошего качества. Сегодня практически все камеры поддерживают режимы «день / ночь» и оснащены ИК-подсветкой и в темное время суток (при снижении освещенности) камера переключается автоматически в черно-белый режим съемки. Обычная ИК-подсветка позволяет снимать даже в полной темноте на расстоянии 20 – 25 м, кроме того, существуют модели с усиленной ИК-подсветкой, где можно снимать на расстоянии 60 – 100 м в полной темноте.

CCD и CMOS матрицы


Таким образом, светочувствительность критична для камер, без ИК-подсветки, которых сейчас практически нет (только специальные миниатюрные цилиндрические или корпусные камеры могут быть без ИК-подсветки). Как правило, все производители указывают светочувствительность 0,01 Lux, что соответствует по значениям освещенности как «Безлунная ночь» 0,01 Lux (для сравнения — «Лунная ночь» — 0,05 Lux, «Сумерки и хорошо освещенная автомагистраль ночью» — 10 Lux, «Дневное, естественное освещение на улице в солнечную погоду» — 5000 — 100000 Lux).

CCD и CMOS матрицы

Еще стоит немного упомянуть о технологиях, которые используются для улучшения светочувствительности матрицы в видеокамере и снизить потери света в процессе фиксации изображения. Как правило, для этого необходимо вывести светочувствительный элемент как можно ближе к микролинзе матрицы, которая собирает свет. Это технологии Exmor и Starlight. Такие камеры могут передавать даже в цвете с помещения освещенностью 0,01 Lux, и давать неплохое изображение в условиях освещенности 0,0001 — 0,001 Lux. Но стоит, отметить, что и цена таких камер немалая – это уже более профессиональная линейка. Есть смысл использовать такие технологии в роботизированных камерах, которые снимают, например, на больших территориях или для системы «Умный город». Для обычных объектов проще / и дешевле 🙂 / заняться вопросом освещения.

Надеемся, что после прочтения этой статьи вы больше узнаете о характеристиках матрицы и на что они влияют. Теперь вы понимаете насколько много зависит от производителя и качестве матрицы в видеокамере. Поэтому, в одном и том же производители в одинаковых характеристиках и корпусах могут быть камеры с разными матрицами и по разной цене (разница может составлять даже 30-35%).

Какая матрица камеры лучше — MOREREMONTA

ПЗС-матрица

Описание

Другое название – CCD. Это аналоговая микросхема, которая состоит из кремниевых диодов и применяется технология ПЗС — приборов с зарядовой связью. Данные тип создан с целью внедрения в камеры сотовых телефонов, цифровые и профессиональные фотоаппараты, медицинское оборудование и т. д.

Достоинства

К достоинствам относятся такие параметры:
· Изображения получаются менее шумными;
· Естественные неискаженные цвета;
· Простые в изготовлении;
· При длительном пользовании не нагреваются.

Недостатки

Камеры с матрицей такого типа весьма энергоёмкие. Фотоаппараты имеют большой размер, что обуславливается немалым размером самой матрицы.

КМОП-матрица

Описание

По-другому – CMOS. Чувствительная матрица, в основе которой лежит КМОП-технология. Невзирая на то, что этот вид используется несколько десятков лет, он не считается устаревшим. Они отлично справляются с видеонаблюдением. Каждый год выпускают новые модели камер, которые изготовлены по технологии CMOS.

Достоинства

· Небольшое потребление энергии.
· Сниженная стоимость, миниатюрный размер из-за отсутствия дополнительных процессорных микросхем, потому что аналоговая, цифровая и обрабатывающая схемы соединены вместе.
· Можно увеличить чувствительность матрицы с помощью различных усилителей. Баланс белого улучшается посредством регулирования усиления цветов.
· Простое и дешёвое производство.

Недостатки

· Низкое разрешение, а также высокий уровень шума из-за размера диода ячейки.
· Во время того, как аппарат считывает информацию, происходит его нагрев вследствие большого количества электронных элементов.

Live-MOS

Описание

Изготовителем и пользователем является Panasonic. В основе лежит МОП-технология, но с меньшим затрачиванием напряжения. Особенность этой разновидности – картинка в режиме «live» без перегрева и повышения уровня шумов.

Достоинства

· В статичном положении затраты электроэнергии минимальны.
· Фотоаппараты минимизированы, так как используется один и тот же способ изготовления с остальными частями камеры. Поэтому можно расположить электронику пикселей в одной части.
· Пользователю под силу настраивать усиление всех цветовых ячеек, что заметно улучшает передачу цвета.

Недостатки

· Часть чувствительного к свету компонента находится в одинаковых пропорциях с чувствительностью.
· Появление шума на изображении. Причиной этому является отдельная электрическая цепь для каждого пикселя, и у каждого пикселя отдельная зависимость между экспозицией и выходным зарядом.
· Возникает перегрев и шум из-за электрических компонентов.

Super CCD-матрица

Описание

Матрицы под названием Super CCD используются в камерах Fujifilm. В них имеются большие и маленькие зелёные пиксели. Это увеличивает фотографическую широту матрицы. Пиксели в данном варианте не прямоугольные, а восьмиугольные.

Достоинства

· Сильной стороной является тот момент, когда изображение, которое находится в объективе содержит строго горизонтальные или вертикальные линии.
· Повышенная чувствительность.
· Расширенный динамический диапазон.

Недостатки

· в отличие от классической матрицы SuperCCD пропустит диагональные линии, из которых и состоят объекты в действительности.

QuantumFilm

Описание

Матрица, основным элементом которой выступают квантовые точки. Именно из-за того, что применяется уникальная технология на квантовых точках, происходит почти 100% захват света. Это позволяет обеспечить высокую чувствительность света при низкой освещённости. Это матрица будущего.

Достоинства

· Низкая цена, поскольку соединяются две технологии: традиционная с использованием кремния и новая с квантовыми точками.
· Размер сенсора значительно меньше за счёт квантовых точек.

· Эта модель, которая очень чувствительна к свету обладает в несколько раз большим действием, а её динамический диапазон в два раза превышает диапазон обычных матриц, изготовленных по технологии КМОП или CMOS, как её ещё называют. Это преимущество возникает благодаря появлению квантового эффекта.
· Материал квантовой точки, из которого она изготовлена, одновременно является своего рода линзой и усилителем. При этом свет фокусируется на кремниевом элементе, который произведён по технологии CMOS.

Покупая фотоаппарат, неважно какой: профессионального класса или рядовой бюджетный компакт для съемок друзей и семьи на природе, хочется, чтобы снимки получались качественными, а сам аппарат давал как можно больше свободы. Зная, какая матрица для фотоаппарата лучше, можно не впадать в ступор в магазине при виде двух моделей разных марок, которые выглядят одинаково, но стоят очень по-разному. Все дело в сенсоре, который и отвечает за то, какое изображение будет получаться и насколько гибкие рамки пользования фотоаппаратом будут у владельца.

Немного технических сведений

Матрицы цифровых фотоаппаратов делятся на два основных типа по применяемым полупроводникам и технологии считывания информации.

  1. Тип матрицы ПЗС (CCD) — самый распространенный. Это достаточно дешевая технология, информация об изображении считывается последовательно с каждой ячейки.
  2. КМОП матрицы CMOS дороже, но эффективнее в плане скорости работы, поскольку позволяют считывать данные сразу со всех светочувствительных элементов. Такие сенсоры устанавливаются в дорогих камерах, поскольку ни один производитель не пройдет мимо шанса предоставить пользователю возможности съемки с очень малыми выдержками, что в свою очередь усложняет аппаратно-программный комплекс.

Большинство фотоаппаратов пользовательского класса оснащено ПЗС матрицами. При этом ставится вполне ожидаемое условие: для получения действительно качественных снимков при естественном освещении (или при недостаточном) лучше использовать штатив, поскольку время выдержки будет значительным. Аналогично — не получится делать снимки крайне быстро, поскольку нужно время на получение и обработку изображения.

Некоторые производители решают последнюю проблему достаточно просто: оснащают фотоаппараты буфером памяти. Туда помещаются кадры до обработки, когда ведется съемка в так называемом спортивном режиме — серией за короткий промежуток времени.

Дорогие фотокамеры, оснащенные КМОП матрицами, позволяют делать снимки «с рук» с малой выдержкой, имеют высокую светочувствительность и низкий уровень шума. С помощью такого оборудования можно проводить экспонометрию, снижается время автофокусировки, естественно, легко сделать хороший кадр.

Еще одна технология, которая применяется в самой дорогой фототехнике — многослойные матрицы. Это не очередной пункт в списке «виды матриц». Светочувствительная зона таких аппаратов состоит из трех слоев ПЗС, каждый из которых считывает только один цвет. В результате качество изображения просто потрясает. Техника с данной технологией особо маркируется: 3CCD.

Последнее, что стоит упомянуть, – технологические размеры матриц. ПЗС сенсоры можно сделать маленькими, они построены на кремниевых элементах. А КМОП матрицы достаточно большие, что является еще одним рациональным доводом в пользу их применения в дорогой профессиональной технике.

Количественный показатель качества

Задавая себе вопрос, какая матрица фотоаппарата лучше,- можно достаточно быстро получить ответ без необходимости вникать в технологические особенности. Обратите внимание на следующие характеристики:

  • заявленное количество мегапикселей в характеристике камеры;
  • эффективное количество пикселей, которое ответственные производители указывают в документации к фотоаппарату;
  • возможные размеры изображений, которые можно делать с помощью камеры.

Производители дешевых моделей фотоаппаратов часто лукавят, указывая, прежде всего, размерность картинки и выставляя огромные цифры как эффективный рекламный ход. Это не говорит о качестве получаемых снимков. Типы матриц фотоаппаратов могут быть разного класса. Однако если сенсор не имеет достаточной разрешающей способности, большие изображения на выходе будут иметь низкую детализацию и высокий уровень шума.

Еще больше о качестве камеры скажет соотношение между заявленными мегапикселями матрицы и количеством эффективных точек. Это напрямую говорит о применяемой оптике. Если аппаратная часть выполнена ответственно, заявленное и эффективное количество пикселей будет почти одинаково, что не только положительно характеризует продажную цену, но и напрямую отвечает за качество снимков.

Светочувствительность и шумы

Светочувствительность матрицы — еще одна характеристика, которая описывает фотоаппарат. Покупать камеру стоит, ориентируясь на планируемые возможности применения. Сегодня в документации в графе светочувствительности можно встретить очень высокие цифры — до 51000 и больше. Однако это не говорит напрямую о возможности делать качественные снимки. Нет и рекомендаций, какой должна быть светочувствительность. Работает все следующим образом:

  • для получения хорошего изображения требуется обеспечить выдержку, время которой зависит от уровня освещенности и светочувствительности матрицы;
  • при среднем и низком освещении приходится применять штатив;
  • если хочется продолжать снимать «с рук», можно программно поменять уровень светочувствительности матрицы в настройках фотоаппарата.

Однако высокая светочувствительность при малой установленной выдержке — это прямой путь к появлению шумов на снимке. Повышенная зернистость, появление мозаики — это те черты, которые раздражают и требуют тщательной вторичной обработки изображения.

Уровень светочувствительности является определяющим только при четком осознании того, в каких именно условиях будет использоваться камера. К примеру, при работе со штативом можно покупать фотоаппарат с высоким показателем, это даст широкие возможности съемки при самых разных освещениях без применения вспышки.

Физическая геометрия сенсора

Физический размер матрицы фотоаппарата в миллиметрах — еще один фактор, который не только напрямую отвечает за качество снимков, но и очень сильно формирует цену камеры. У самых лучших моделей соотношение размерности, которое основано на стандартном формате пленки 35 мм, близко к единице. Чем дешевле модель, тем выше показатель «кроп», обрезки, который сигнализирует о том, что матрица меньше по габаритам.

Чем меньше площадь сенсора, тем ниже охват визуального пространства перед объективом и:

  • ниже общее количество света, которое падает на матрицу, следовательно, приходится повышать светочувствительность и увеличивать цифровой шум;
  • больше теряется малых деталей, появляется размытие, это вызывают малые размеры, до которых преобразуется кадр.

Высокие значения кропа в фотоаппарате также означают, что разница в освещенности объектов в поле зрения фотоаппарата будет сглаживаться, что очень негативно сказывается на снимках, полученных в вечернее время без вспышки, например.

Коэффициент размерности указывается в документации к камере. Неважно, ориентируетесь ли на бюджетную или профессиональную модель — лучше будет купить аппарат с большой в геометрическом смысле матрицей.

Заключение

Невозможно сказать, какая матрица лучше. Выбирать фотоаппарат следует исходя из режимов, в которых он будет использоваться. Невозможно провести и всесторонне сравнение матриц фотоаппаратов – каждая проиграет в каком-то случае.

Правильно предсказанные условия съемок позволят камерам даже с относительно посредственными матрицами делать очень хорошие снимки. Главный фактор, который нужно учитывать обязательно — геометрические размеры матрицы. Тем, кто хочет получать действительно большие изображения в пикселях, также нужно обратить внимание на количество эффективных мегапикселей фотоаппарата.

ПЗС-матрица

Описание

Другое название – CCD. Это аналоговая микросхема, которая состоит из кремниевых диодов и применяется технология ПЗС — приборов с зарядовой связью. Данные тип создан с целью внедрения в камеры сотовых телефонов, цифровые и профессиональные фотоаппараты, медицинское оборудование и т. д.

Достоинства

К достоинствам относятся такие параметры:
· Изображения получаются менее шумными;
· Естественные неискаженные цвета;
· Простые в изготовлении;
· При длительном пользовании не нагреваются.

Недостатки

Камеры с матрицей такого типа весьма энергоёмкие. Фотоаппараты имеют большой размер, что обуславливается немалым размером самой матрицы.

КМОП-матрица

Описание

По-другому – CMOS. Чувствительная матрица, в основе которой лежит КМОП-технология. Невзирая на то, что этот вид используется несколько десятков лет, он не считается устаревшим. Они отлично справляются с видеонаблюдением. Каждый год выпускают новые модели камер, которые изготовлены по технологии CMOS.

Достоинства

· Небольшое потребление энергии.
· Сниженная стоимость, миниатюрный размер из-за отсутствия дополнительных процессорных микросхем, потому что аналоговая, цифровая и обрабатывающая схемы соединены вместе.
· Можно увеличить чувствительность матрицы с помощью различных усилителей. Баланс белого улучшается посредством регулирования усиления цветов.
· Простое и дешёвое производство.

Недостатки

· Низкое разрешение, а также высокий уровень шума из-за размера диода ячейки.
· Во время того, как аппарат считывает информацию, происходит его нагрев вследствие большого количества электронных элементов.

Live-MOS

Описание

Изготовителем и пользователем является Panasonic. В основе лежит МОП-технология, но с меньшим затрачиванием напряжения. Особенность этой разновидности – картинка в режиме «live» без перегрева и повышения уровня шумов.

Достоинства

· В статичном положении затраты электроэнергии минимальны.
· Фотоаппараты минимизированы, так как используется один и тот же способ изготовления с остальными частями камеры. Поэтому можно расположить электронику пикселей в одной части.
· Пользователю под силу настраивать усиление всех цветовых ячеек, что заметно улучшает передачу цвета.

Недостатки

· Часть чувствительного к свету компонента находится в одинаковых пропорциях с чувствительностью.
· Появление шума на изображении. Причиной этому является отдельная электрическая цепь для каждого пикселя, и у каждого пикселя отдельная зависимость между экспозицией и выходным зарядом.
· Возникает перегрев и шум из-за электрических компонентов.

Super CCD-матрица

Описание

Матрицы под названием Super CCD используются в камерах Fujifilm. В них имеются большие и маленькие зелёные пиксели. Это увеличивает фотографическую широту матрицы. Пиксели в данном варианте не прямоугольные, а восьмиугольные.

Достоинства

· Сильной стороной является тот момент, когда изображение, которое находится в объективе содержит строго горизонтальные или вертикальные линии.
· Повышенная чувствительность.
· Расширенный динамический диапазон.

Недостатки

· в отличие от классической матрицы SuperCCD пропустит диагональные линии, из которых и состоят объекты в действительности.

QuantumFilm

Описание

Матрица, основным элементом которой выступают квантовые точки. Именно из-за того, что применяется уникальная технология на квантовых точках, происходит почти 100% захват света. Это позволяет обеспечить высокую чувствительность света при низкой освещённости. Это матрица будущего.

Достоинства

· Низкая цена, поскольку соединяются две технологии: традиционная с использованием кремния и новая с квантовыми точками.
· Размер сенсора значительно меньше за счёт квантовых точек.
· Эта модель, которая очень чувствительна к свету обладает в несколько раз большим действием, а её динамический диапазон в два раза превышает диапазон обычных матриц, изготовленных по технологии КМОП или CMOS, как её ещё называют. Это преимущество возникает благодаря появлению квантового эффекта.
· Материал квантовой точки, из которого она изготовлена, одновременно является своего рода линзой и усилителем. При этом свет фокусируется на кремниевом элементе, который произведён по технологии CMOS.

Обсуждение:ПЗС-матрица — Википедия

Принципиальная ошибка 3[править код]

Цитата:

Являясь оптическим устройством, микролинзы в той или иной мере
искажают регистрируемое изображение. Чаще всего это выражается
в потере чёткости у мельчайших деталей кадра, так как их края
становятся слегка размытыми. 
Неверное утверждение. Каждая микролинза обеспечивает потоком ровно один пиксел. Никакие недостатки её не могут размыть края деталей кадра. Дефекты же переотражения и рассеивания намного больше у самих прозрачных электродов, нежели у линзы как таковой.Sergej Qkowlew 12:46, 23 марта 2008 (UTC)

Sergej Qkowlew,

Ознакомьтесь подробнее с устройством и работой пикселя — фотодиода. Микролинзы начали применять с одной целью — их устанавливают перед диодами, чтобы — сфокусировать , собрать световой поток в зону очень маленькой площади. Объекти не способен каждую точку объекта точно направить на пиксель. Именно вся проблема была в предметных точках, которые ложились между пикселями и на краях микролинз все это было, что вы не поняли. Происходили наложения волн, искажения и т.д. Дополнительно стали применять оптические low-pass фильтры — специальные оптические пластины, способные в определенных плоскостях срезать вредную частоту электромагнитных волн ИК лучей, ультрафиолетовых и других, падающих на пиксель с микролинзой и дополнительно уменьшить часть падающего светового потока для уменьшения цветных артефактов, муара, шума. Все Ваши последующие комментарии несут амбициозный и не аргуметированный характер. Думаю читатели разберутся. Moisey 08:35, 7 апреля 2008 (UTC)
Приведите источник, в котором написано приведённое Вами. Сейчас в данном абзаце у Вас написана абсолютно ложная мешанина из терминов. Она демонстрирует то, что Вы не понимаете ни принципа работы low-pass фильтра, ни того, какие частоты он «фильтрует», ни того, что он не имеет отношения ни к ИК, ни к ультрафиолету. Sergej Qkowlew 12:03, 7 апреля 2008 (UTC)

Принципиальная ошибка 2[править код]

Цитата:

В ряде случаев изображение, формируемое объективом, содержит линии, размер
и частота размещения которых близки к габаритам пикселя и межпиксельному
расстоянию матрицы. В этом случае в кадре часто наблюдается ступенчатость
(aliasing), то есть передача пикселу определённого цвета, не зависимо от того,
закрыт ли он деталью изображения целиком или только его часть. В итоге линии
объекта на снимке получаются рваными, с зубчатыми краями. Для решения этой
проблемы в камерах с матрицами без микролинз используется дорогостоящий фильтр
 защиты от наложения спектров (anti -aliasing filter), сенсор же с
микролинзами в этом случае в фильтре не нуждается.
Совершенно неверное утверждение. Если бы оно было вернО, в таком же фильтре нуждалась бы и матрица Foveon X3. На самом деле РАЗМЫВАЮЩИЙ картинку Anti-aliasing фильтр нужен для устранения цветных артефактов байеровского фильтра. Именно поэтому все байеровские матрицы сейчас снабжают таким фильтром. Sergej Qkowlew 12:26, 23 марта 2008 (UTC)

Принципиальная ошибка 1[править код]

В куске текста: Цитата:

 * Полнокадровые матрицы

Цитата:

Обычно полнокадровые фотосенсоры (24х36 мм и более) применяются в основном в
студийной  технике, а матрицы с буферизацией столбцов— в любительской. В
профессиональных камерах встречаются сенсоры обоих типов.

автор (из-за бесконечного числа правок от одного Участника мне влом искать, кто точно, а тем более почему) смешал в кучу:

  • понятие «полнокадровый», бездумно почерпнутое им из статьи http://www.3dnews.ru/digital/photo-matrix/ , и относящееся к способу переноса изображения в матрице. англ. Full frame transfer. Полный перенос кадра.
  • слово «полнокадровый» в употреблении «по размеру равный плёночному кадру».

Всем будущим корректорам, ПОЖАЛУЙСТА, НЕ ПУТАЙТЕ!Sergej Qkowlew 11:42, 23 марта 2008 (UTC)

не ограничивать сферы применения[править код]

ПЗС-матрица — светочувствительная матрица не только цифрового фотоаппарата, изначально она пришла из видеотехники, поэтому не стоит сужать область использования до фотоаппаратов, большинство видеокамер работает на этого-же типа матрицах.

Верно. А ещё есть факсы, ещё практически все современные компьютерные мыши имеют пусть маленькую, но матрицу. Системы наведения ракет и много где ещё.Sergej Qkowlew 11:42, 23 марта 2008 (UTC)
В результате сейчас из статьи вообще нельзя понять, что ПЗС-матрица — ключевой элемент всех современных цифровых фото- и видеокамер. Любители самонаводящихся ракет потёрли все такие пояснения в статье, и теперь читатель, который пришёл бегло просмотреть, что же такое ПЗС-матрица, так и остаётся с нерассеянными сомнениями. — Укларочить (обс.) 11:08, 5 декабря 2019 (UTC)

Может я чего и не понимаю (или незнаю), но о силиконовой подложке слышу впервые.

Цитата:

ПЗС-матрица состоит из поликремния, отделённого от силиконовой подложки...

Прямым переводом английской статьи, эта статья не является, поэтому источник информации о силиконе неизвестен. Однако, слово силикон, как мне кажется, появилось именно из-за перевода. Silicon в переводе означает вовсе не силикон, а кремний. Подобная путаница произошла со знаменитой Силиконовой Долиной (Silicon Valley), которая, на самом деле, кремниевая.

Из истории:«силиций» (от лат. silex — кремень). Откуда не точно, но силикон имеет право на существование. Лучше употреблять — кремний. Возможно поликремнием отделяется иатериал от чистого кремния, который назван по гречески-русски силиконом. Moisey 13:47, 19 декабря 2007 (UTC)

Касается Изображение:CCD in camera.jpg[править код]

ПЗС-матрица видеокамеры

Данное изображение следует отнести к Фотосенсору, т.к. снимок показывает элементы электронной схемы считывания или оцифровки.Moisey 19:04, 17 сентября 2007 (UTC)

Тоже самое и изображения — Ccd.jpg . Это в чистом виде фотосенсор. См. материалл Фотосенсор. Moisey 13:53, 19 декабря 2007 (UTC)

Немного о статье ПЗС-матрица[править код]

В связи с тем, что матрица (фото) является главной составляющей фотосенсора, материал подобран так,что он не затрагивает остальные элементы фотосенсора и освещает вопросы только матрицы(фото)-это все элементы материалов фотодиодов, покрытия,обработку, микролинз,фильтров и т.д,кроме отдельной области-электронных схем считывания или оцифровки. Все дано в доступной форме,пригодной для школьной и других программ,а также для огромной армии фотолюбителей. Читатель может сейчас эти понятия более четко определить. Что касается предположений некоторых участников,более полезным могло быть обсуждение на этой странице этих предположений. Ведь можно и нужно об этом сообщать. Странная формулировка «предположения некоторых участников». Для чего страница «Обсуждение»? Думаю необходимо этот шоблон также изменить. Moisey 06:47, 23 сентября 2007 (UTC)

Точно так же всё представление о Приборах с Зарядовой Связью как таковых я вынес сейчас в статью ПЗС где им самое место.Sergej Qkowlew 11:44, 23 марта 2008 (UTC)
И всё равно из Ваших речей я не смог выяснить, В ЧЁМ РАЗНИЦА между «ПЗС-Матрица» и «ПЗС-сенсор».
А её и нет!—Zutum 16:00, 23 марта 2008 (UTC)
Ах да, есть, матрица не может состоять из одного сенсора. Но в нашем случае нет никакой разницы.—Zutum 16:01, 23 марта 2008 (UTC)

Шаблон о предположеии некоторых участников…[править код]

Данный шаблон несет отрицательную нагрузку. В данном случае явно выставлен шаблом с целью компроментации статьи и автора. Автор шаблона явно не знаком с исследовательскими работами и скорее всего с материалом статьи. Любые исследования всегда сопровождаются графиками, математескими формулами, ссылками на рефераты по теме, а также как, правило, выступлениями аппонентов-специалистов по затргиваемому вопросу. Статья создана на базе известного материала (см.ссылки) и несет чисто справочный характер. Предполагаемые высказывания некоторых участников никому не понятны о предположениях, т.к. не несут , не ссылпются ни на одно место исследований в статье. Moisey 16:59, 8 октября 2007 (UTC)

В статье нет ни одного места и ни одного рассуждения об исследовании, т.к. весь материал составлен из сайтов — ссылок, отражающих отработанный и давно используемый на практике материал о матрицах ПЗС (CCD). В настоящее время они даже снимаются с производстав из-за разработанных более дешевых и технологичных CMOS матриц. (Sony, Nikon). Moisey 14:04, 9 октября 2007 (UTC)

О стиле статьи и перспективах ПЗС[править код]

Прочитал статью и сложилось впечатление, что автор весьма поверхностно знает русский язык. Про силикон (он же кремний) уже справедливо заметили. Теперь о сенсорах. В русском языке имеются достойные аналоги «датчик» и «приемник». Любой переводчик, выполняя перевод иностранного текста на другой язык в первую очередь должен выбирать слова именно того языка, на который делается перевод и только в крайнем случае оставлять транскрипцию. В настоящей статье сплошь идет жаргон, который приемлем среди людей определенного круга (в данном случае, инженеров), но никак не может быть использован в статьях энциклопедического характера.

Откуда взята вот эта информация: «В настоящее время они даже снимаются с производства из-за разработанных более дешевых и технологичных CMOS матриц»? Это не совсем так. КМОП-матрицы работают по другому принципу и имеют свои (и очень существенные) недостатки. Использование ПЗС-матриц совершенно не ограничено цифровой фотографией. Это наиболее широкий потребительский рынок, который активно влияет на ценообразование. Сами ПЗС-чипы очень активно используются в научной графике, в частности астрономии. Требования, которые предъявляет астрономия к приемникам излучения таковы, что нишу ПЗС-чипов не может занять ни один вариант КМОП-приемников. Eugene Semenko 09:28, 30 января 2008 (UTC)

Прочитав Ваш комментарий, решил ответить. Что касается стиля, то в статье после ее написания много людей трудились и жаль, что Вы сейчас это заметили.

Более о главном.CMOS и ПЗС матрицы существуют очень давно, когда еще не было цифровой фотографии и снимали в основном на пленке. Вы вступаете в диалог с материалами, которые лежат в архиве, как источники, которые легли в основу созданных современных фотодатчиков. Современные CMOS и ПЗС фотосенсоры настолько изменились во всех отношениях: размеры самих пикселей, их устройсва, упаковка, системы АЦП и др., что сейчас осталось у производителей только пиарство. Жесткая конкуренция вывела их на путь рекламы. Эти фотосенсоры настолько доведены, что трудно сейчас согласно тестам готовой продукции их различить. Но на данный момент главным фактором выступает стоимость их изготовления. Например, CMOS фотосенсор — CMOS (комплементарная логика на транзисторах металл-оксид-полупроводник отличается главным образом от ПЗС тем, что у него каждый фотодиод (пиксел)независим. И система АЦП работает в режие как бы персонального сканирования, каждый фотодиод способен принять больший объем фотонов и т.д. Откуда был шум, перегрев и сгорание пикселей. Сейчас это устранено. Но преимущество его перед ПЗС в том, что расход питания на работу АЦП намного меньше. (См. работу вентиля И-НЕ, построенного по технологии КМОП.) и т.д. Если Вы заметили жаргон, это не значит, что автор его преднамеренно применил. Главное — базис, содержание. Стиль у каждого свой. Стараюсь исправляться. Но после Вашего комментария у меня остался не приятный осадок. Moisey 09:32, 7 апреля 2008 (UTC)

ПЗС и для плёночных фотоаппаратов[править код]

Просто интересно, реально ли качественный плёночный ф/а переделать в цифровой, вставив в него ПЗС вместо плёнки? Говорят что

  • очень качественный и профессиональнтый плёночный ф/а такому подвергается
  • а фотик вроде Смены-8М и смысла нету дигитализировать.

А может всётаки есть? GK tramrunner RU 03:45, 16 мая 2008 (UTC)

За разумные деньги — нереально. Нету. Sergej Qkowlew 12:39, 16 мая 2008 (UTC)

Размеры фотографических матриц[править код]

И при чем здесь например Кэнон 5D? Канон всегда КМОП использовал Serg 08:36, 2 декабря 2010 (UTC)

Чувствительность CCD матрицы[править код]

Я хочу вернуться к обсуждению светочувствительности. Понимаю, что понятие это сложное, но попробуем согласовать взгляды.

Определение, которое приведено в статье некорректно. Цитирую:

интегральной светочувствительности, представляющей собой отношение величины фотоэффекта к световому потоку (в люменах) от источника излучения нормированного спектрального состава;

1. При чем тут люмены? Если говорить строго — люмены имеют отношение только к видимой части спектра, и только в применении к спектральной чувствительности человеческого глаза (что соответствует определению канделы). См. люмен, кандела. Матрица же имеет совершенно другую спектральную чувствительность. Поэтому световой поток имеет смысл выражать только в штуках фотонов. А в таком случае понятие чувствительности вырождается в понятие квантовой эффективности.

2. Мне непонятно почему понятие чувствительности разбито на 3 подпункта. Maiorov victor 11:32, 24 ноября 2012 (UTC)

Цитата:

ПЗС-ма́трица (сокр. от «прибор с зарядовой связью») или CCD-ма́трица (сокр. от англ. CCD, «Charge-Coupled Device») — специализированная аналоговая интегральная микросхема, состоящая из светочувствительных фотодиодов

Фотодиод — это, скорее всего, другой прибор. 77.47.204.76 10:03, 3 июня 2013 (UTC)

Цифровая кинокамера — Википедия

Цифрова́я кинока́мера — видеокамера высокого разрешения, предназначенная для съёмки кинофильмов по бесплёночной цифровой технологии. Для преобразования света в цифровые видеоданные такие кинокамеры используют ПЗС- или КМОП-матрицы. Цифровая технология фильмопроизводства позволяет обходиться полностью без киноплёнки, от съёмки исходного материала до демонстрации на экране при помощи цифровых кинопроекторов. Кроме того, с полученного такой кинокамерой цифрового фильма возможна печать фильмокопий на киноплёнке при помощи фильм-рекордера и их демонстрация обычным кинопроектором в обычных кинотеатрах, не оснащённых цифровым оборудованием.

Цифровая кинокамера «Arri Alexa» Внешний рекордер Codex для записи изображения цифровой кинокамеры.

Большинство существующих цифровых кинокамер используют киносъёмочные объективы, рассчитанные на работу с киноплёнкой. Поэтому физический размер матриц подбирается таким же, как размеры кадра существующих форматов киноплёнки. Это часто отражается в названии таких кинокамер — например, Phantom 65[1], что говорит о размере сенсора, соответствующего широкоформатной негативной киноплёнке шириной 65 мм. За редким исключением, цифровая кинокамера не имеет движущихся механизмов, что делает её бесшумной, в отличие от традиционного киносъёмочного аппарата. Это избавляет от необходимости применения специальной шумоизоляции для проведения синхронных киносъёмок. Запись полученного с матрицы изображения производится на внешний рекордер или съёмную твердотельную память большой ёмкости, например, карточки SxS. Визирование и наводка на резкость производятся оператором при помощи электронного видоискателя. Звук с выносных микрофонов или микшера записывается на тот же носитель, что и изображение. Для этого предусматриваются несколько звуковых входов профессиональных стандартов. Камера обязательно оснащается функцией записи временного кода вместе с изображением для последующей синхронизации со звуком, если он записан внешним рекордером, или с изображением других камер при многокамерной съёмке.

В отличие от традиционных видеокамер, предназначенных для тележурналистики или внестудийного видеопроизводства, цифровые кинокамеры, использующие стандартную киносъёмочную оптику, дают изображение, повторяющее по своему характеру (глубина резкости, угол поля зрения) изображение, получаемое на киноплёнке. Одна из важнейших особенностей заключается в возможности выбора значения гамма-коррекции, сопоставимой с характеристической кривой киноплёнки[2]. Кроме того, они функционально построены таким образом, чтобы технология обслуживания и управления камерой не отличались от традиционного киносъёмочного аппарата. Съёмочный процесс с цифровой камерой почти ничем не отличается от привычного для операторской группы, за исключением дополнительных возможностей контроля изображения[3].

В таких кинокамерах не применяется чересстрочная развёртка и стандартная частота смены кадров выбирается равной частоте киносъёмки — 24 кадра в секунду. Поэтому временна́я дискретность изображения соответствует плёночной, что придаёт ему кинематографический характер. Ещё одно принципиальное отличие цифровой кинокамеры от видеокамер — минимальная глубина цвета не должна быть ниже 10 бит для получения изображения без эффекта «пикселизации»[4]. Это приближает качество получаемого изображения к кинематографическому, расширяя динамический диапазон. Все цифровые кинокамеры имеют возможность получения видеоданных в несжатом формате RAW, например ARRIRAW или REDCODE RAW. Некоторые цифровые кинокамеры, кроме электронного видоискателя дополнительно оснащаются оптическим сопряжённым визиром и механическим обтюратором. Последний исключает артефакты движения, свойственные КМОП-матрицам, и обеспечивает работу сопряжённого визира[5].

Наибольшее распространение в цифровых кинокамерах получило использование одного сенсора «Супер-35». Он соответствует по физическим размерам кадру киноплёнки производственного формата «Супер-35» и превосходит кадр обычного формата. Большинство кинокамер с таким сенсором рассчитаны на использование как сферических объективов, так и анаморфотной оптики для съёмки фильмов с широким экраном и последующим цифровым дезанаморфированием. Встречаются цифровые кинокамеры с одним сенсором формата «Супер-16», а также с тремя матрицами 2/3 дюйма высокого разрешения. Основной тип присоединения объективов, применяемый в одноматричных цифровых кинокамерах — PL, соответствующий стандартному киносъёмочному байонету Arri. Разрешающая способность в цифровом кино имеет своё обозначение. На сегодняшний день существуют два основных стандарта разрешения цифрового кино — 2К и 4К. Первый соответствует количеству пикселей 2048×1080. Второй — в зависимости от соотношения сторон кадра до 4096×2304. Так, цифровая кинокамера Arriflex D-21[6] обладает сенсором «Супер-35» с максимальным разрешением 2880×2160 пикселей. Однако, существуют цифровые камеры с разрешением 8К и выше, например, Sony F65 CineAlta с широкоформатной матрицей 8768×2324 пикселей. Цифровая технология позволяет получать высококачественное изображение 3D (стереокино) и кинокамеры оснащаются специальными насадками для съёмки стереопары или создаются комбинации из двух идентичных камер. Полученный стереофильм также можно демонстрировать в обычном формате 2D, поэтому многие фильмы снимаются сразу в 3D для показа в различных вариантах.

Комбинация из двух цифровых кинокамер Arri Alexa для 3D киносъёмки

Размеры изображений, формируемых цифровыми кинокамерами.

Разрешение/
формат
Ширина,
пикселей
Высота,
пикселей
Соотношение
сторон кадра
6,5K656031002,11:1
4,5K448019202,33:1
4K409623041,85:1
4K / стандарт409620482:1
4K / 16:9384021601,78:1
4K / анаморф281623042,44:1
3K / 16:9307217281,78:1
3K / стандарт307215362:1
3K / анаморф211217782,44:1
2K / 16:9204811521,78:1
2K / стандарт204810242:1
2K / анаморф140811522,44:1

Разрешение свыше 4К избыточно, так как большинство существующих цифровых кинотеатров оборудовано проекторами с разрешением 2К. Кинотеатров с оборудованием 4К пока очень немного. Избыточное разрешение кинокамер используется для расширения возможностей обработки и создания спецэффектов или фильмов высокого разрешения, предназначенных для демонстрации в специальных кинотеатрах по системе IMAX Digital Theatre System. Главный недостаток цифровых кинокамер по сравнению с плёночными — меньший динамический диапазон. Также цифровое кино пока уступает по своей разрешающей способности формату IMAX, теоретическое разрешение которого достигает 70 мегапикселей. Однако цифровые технологии развиваются настолько быстро, что современные светочувствительные матрицы обеспечивают близкий к киноплёнке диапазон передаваемых яркостей до 11 ступеней и большую разрешающую способность. Производители цифровых кинокамер RED в модели Epic добавили функцию HDRx[7], позволяющую делать не одну, а две экспозиции за время съёмки каждого кадра. Вторая экспозиция существенно меньше первой, что даёт возможность при дальнейшей обработке отснятого материала получать изображение с динамическим диапазоном до 18 экспозиционных ступеней. Полное отсутствие механических повреждений фильма и стабильность цифрового кинопоказа позволили цифровым кинокамерам превзойти по качеству изображения большинство плёночных форматов.

Цифровая кинокамера «Blackmagic»

Первой в мире цифровой кинокамерой считается трёхматричная Sony HDW-F900 Cine Alta, созданная в результате совместных усилий компаний Panavision, Sony и Lucas film[8]. Камера давала изображение в стандарте HDTV 1080p24. Первым фильмом, в котором использованы сцены, снятые этой камерой, стала картина «Звёздные войны. Эпизод II: Атака клонов»[4]. Более поздние цифровые кинокамеры работали в стандартах цифрового кинематографа, сохраняя разрешение ТВЧ, как одну из дополнительных настроек. В 2004 году на рынке появилась камера Arriflex D20 с одной матрицей, зеркальным обтюратором и оптическим видоискателем. Эта камера, как и все последующие, не использовала стандарты ТВЧ, формируя изображение разрешением 6 мегапикселей кинематографического качества[4].

Основными производителями цифровых кинокамер на международном рынке на сегодняшний день выступают Arriflex, Panavision, Sony, Silicon Imaging, Vision Research (камеры Phantom), а также созданная в 1999 году в США Red Digital Cinema Camera Company, выпускающая обширную линейку камер «Red». Камеры всех производителей обладают модульной конструкцией и совместимы с большинством систем киносъёмочной оптики и оборудования. Компания «Кэнон» в 2011 году также запустила производство бюджетных цифровых кинокамер с сенсором «Супер-35» и линейкой специально разработанных киносъёмочных объективов. В России цифровые кинокамеры выпускает компания Kinor[9].

Первая цифровая камера с 6.5k разрешением ALEXA 65 компании ARRI Rental[10].

Наиболее известные цифровые кинокамеры различных производителей

ПроизводительМодельТипФормат и тип сенсораРазрешение,
мегапиксели
Получаемое изображениеЧастота съёмки
к/сек
Крепление объективаТип видоискателяГлубина цвета,
формат данных
Масса,
кг
Размеры,
мм
год
Panavision / SonyGenesis / F35Камера с

внешним рекордером

16:9

«Супер-35» одна ПЗС

~ 4600×2500, 12,4 Мп1080p

1920×1080, 16:9

1-50Panaflex / Arri PLЭлектронный10 бит RGB444>82005
ARRIAlexaКамера со

сменным накопителем SxS

16:9

«Супер-35» одна КМОП

3392×22002880×1620

1920 x 1080 (HD 16:9)

0,75-60;

0,75-30 в режиме ARRIRAW

Arri PLЭлектронный

(оптический визир при неработающей камере)

12 bit RGB444

10 бит YCbCr422

6,3330×160×1602010
P+S TechnikPS-Cam X35Камера со встроенным буфером

и внешним рекордером

16:9 одна КМОП1920×10801920×1080

(HD 16:9)

1—450Сменная система крепления: B4 2/3, C, Arri PL, Canon EF и FD, Nikon F, Leica R и M, PanavisionЭлектронный10 бит

12 бит RAW

7,5340×160×1802011
P+S Technik / Silicon ImagingSI-2KКамерная головка16:9

одна КМОП 2/3″

2048×1152, 2.4 Мп2K 2048×1152

1920×1080

25-150Сменная система крепления: B4 2/3, C, Arri PL, Canon EF и FD, Nikon F, Leica R и M, PanavisionЭлектронный и оптический10 бит log RAW

12 бит lin RAW

7,25

0,6 (головка)

290×210×160

105×70×45 (головка)

2007
RedOneКамера с

внешним рекордером

16:9

«Супер-35» одна КМОП

4900×2580,

12,6 Мп

2540p , 4K

4520×2540 16:9

<1-120Arri PL, Canon

Nikon, B4 2/3

Электронный и оптический10 бит RGB444

12 бит RAW

>4.5300×130×1602007
DalsaOriginКамера с

внешним рекордером

16:9

«Супер-35» одна ПЗС

4096×2048,

8,2 Мп

4K

4096×2048 16:9

24—30Arri PLОптический16 бит lin RAW>102006
SonyF23Камера с

внешним рекордером

16:9

3CCD 2/3

3×2,2=6,6 Мп1080p

1920×1080 16:9

1-60B4 2/3Электронный<30 10 бит RGB444

>30p 10 бит YUV422

>52007
ThomsonViperКамера с

внешним рекордером

16:9

3CCD 2/3

3×9,2=27,6 Мп1080p

1920×1080 16:9

24,25,30 — 1080

50,60 — 720

B4 2/3Электронный

черно-белый

10 бит RGB444

10 бит YUV422

>4,2210×130×2402003
CanonC300 PLКамера с

накопителем CF

«Супер-35»

одна КМОП

3840×2160

8,3 Мп

1080p

1920×1080 16:9

1-60Arri PLЭлектронный8 бит MPEG 4221,5133×179×177

(головка)

2011
KinorDC4KКамера с

внешним рекордером

22-мм

одна КМОП

4608×1920

8,8 Мп

2,35:11-150Arri PLЭлектронный10 бит RAW2,4210×132×1242010
BlackmagicProduction Camera 4KКамера со

сменным накопителем  2,5 дюйма

«Супер-35»4000×21604K 4000×2160 ProRes 3840×2160 и 1920×108023,98; 24; 25; 29,97 и 30Canon EFВстроенный сенсорный ЖК-экран12 бит RAW1,722×11,88

В настоящее время цифровые кинокамеры используются для съёмки кинофильмов наравне с плёночными киносъёмочными аппаратами. В отличие от последних бесплёночная технология полностью исключает киноплёнку и её лабораторную обработку, удешевляя, упрощая и ускоряя кинопроизводство. Кроме того, исключение высокотоксичных фотопроцессов делает его более экологичным. Некоторые современные фильмы полностью снимаются цифровыми камерами. Однако, несмотря на все преимущества цифровой съёмки, традиционные киносъёмочные аппараты не сдают своих позиций благодаря относительной дешевизне аренды и другим достоинствам. Современная технология кинопроизводства предусматривает сканирование получаемого плёночного негатива и дальнейшую обработку и монтаж фильма с помощью компьютера по технологии Digital Intermediate, такой же, как и в случае использования цифровой камеры. Так что зачастую в пределах одного фильма разные сцены и части могут сниматься как традиционными киносъёмочными аппаратами, так и цифровыми кинокамерами.

Совершенствование видеокамер, рассчитанных на стандарты высокой чёткости, приблизило уровень качества телевизионного изображения к кинематографическому. Поэтому сегодня зачастую невозможно провести чёткую грань между цифровыми кинокамерами и видеокамерами, в некоторых случаях используемых для цифрового кинопроизводства, несмотря на небольшой размер матриц и короткие фокусные расстояния[* 1]. Появилась разновидность оптических DOF-адаптеров, позволяющая использовать с видеокамерами киносъёмочную оптику формата 35-мм[11]. При этом матрица небольшого размера фиксирует полный кадр, формируемый объективом на промежуточной оптической поверхности адаптера. Получаемое изображение ничем не отличается от снятого таким же объективом непосредственно на большую матрицу.

С появлением цифровых однообъективных зеркальных фотокамер, оснащённых функцией видеозаписи, многие кинопродюсеры с небольшими бюджетами получили возможность снимать исходный киноматериал при помощи таких камер[12]. Благодаря применению «полнокадрового» сенсора размером 24×36 миллиметров, значительно превосходящего размер кадра киноплёнки формата «Супер-35» и большинства цифровых кинокамер, качество видео, получаемое таким фотоаппаратом, практически не уступает качеству профессиональных кинокамер, за исключением невозможности записи несжатого изображения и недостаточной глубины цвета. Кроме того, стоимость фотоаппарата или его аренды в несколько раз ниже стоимости аренды профессиональной цифровой кинокамеры[13]. Дальнейшее развитие эта тенденция получила с появлением нового класса аппаратуры: беззеркальных фотоаппаратов с функцией видеозаписи[14].

Многие низкобюджетные кинофильмы уже снимаются с использованием фотокамер. Даже высокобюджетный кинематограф в некоторых случаях прибегает к использованию такой технологии: известно, что до 40% исходных материалов картины Стивена Спилберга „Приключения Тинтина: Тайна «Единорога»“ сняты цифровыми фотоаппаратами[13]. Неожиданный успех в сфере цифрового кинематографа привёл к появлению нового класса фотоаппаратов, специально проектируемых для возможности профессиональной цифровой киносъёмки. Корпорация «Кэнон» запустила новую линейку фотоаппаратуры Canon Cinema EOS, название которой говорит само за себя. В 2012 году одной из камер линейки стал Canon EOS-1D C, специально предназначенный для киносъёмки с разрешением 4K[15]. Высокое качество получаемого видео позволяет использовать его отдельные кадры в качестве полноценных фотографий[16]. В свою очередь, некоторые фотографы начали использовать цифровые кинокамеры с разрешением 4К и выше для скоростной фотосъёмки сложных сцен.

  1. ↑ Современные видеокамеры высокой чёткости интенсивно занимают нишу малобюджетного кинопроизводства, благодаря своей стоимости, в несколько раз более низкой, чем у цифровых кинокамер
  1. ↑ Phantom 65 Gold 4K High-Speed Digital Camera (англ.). AbelCine. Дата обращения 9 мая 2012. Архивировано 6 сентября 2012 года.
  2. ↑ Техника и технологии кино, 2009, с. 42.
  3. Денис Панов. Arriflex D21: на земле и в воздухе (рус.) // «Техника и технологии кино» : журнал. — 2010. — № 5. — С. 27. Архивировано 16 октября 2012 года.
  4. 1 2 3 Камеры для цифрового кинематографа, 2009.
  5. ↑ Камера Sony F65, 2011, с. 24.
  6. ↑ Arri D-21 (рус.). Sintex. Дата обращения 9 мая 2012. Архивировано 6 сентября 2012 года.
  7. О. Плаксин, И. Плаксин. Мифы и факты о камере RED ONE (рус.). Журнал «MediaVision» (март 2012). Дата обращения 9 мая 2012. Архивировано 27 июня 2012 года.
  8. ↑ Справочник по кинооборудованию, 2011, с. 46.
  9. ↑ Справочник по кинооборудованию, 2011, с. 55.
  10. ↑ ARRI Rental | ALEXA 65
  11. ↑ Киноаксессуары для видеокамер, 2008.
  12. А. Лакуша. Камкордеры — отряд одноматричные (рус.) (недоступная ссылка). Журнал «Техника и технологии кино» (март 2011). Дата обращения 9 мая 2012. Архивировано 27 июня 2012 года.
  13. 1 2 София Петрова. Как снять кино без камеры (рус.). журнал «FilmPro». Дата обращения 9 января 2013. Архивировано 12 января 2013 года.
  14. ↑ MediaVision, 2015, с. 52.
  15. ↑ EOS-1D C: a 4K DSLR for the movie world (англ.). Cinema EOS. Canon Professional Network. Дата обращения 2 марта 2013. Архивировано 14 марта 2013 года.
  16. Ian Farrell. Abraham Joffe captures stills from 4K video with the EOS-1D C (англ.). News Alert. Canon Professional Network (March 2013). Дата обращения 2 марта 2013. Архивировано 14 марта 2013 года.
  • И. Поморин. Эти главные четыре буквы DSLR (рус.) (недоступная ссылка). Справочник по кинооборудованию. Журнал «Техника и технологии кино» (февраль 2011). Дата обращения 9 мая 2012. Архивировано 16 октября 2012 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *