Меню

Социальные сети и подросток – « Социальная сеть «ВКонтакте» глазами подростка и глазами взрослого человека, ее влияние на жизнь подростка»

Содержание

6 доводов в пользу того, что подростки в соцсетях это не страшно (а очень круто)

«Синие киты», педофилы и прочие ужасы — многие родители убеждены в том, что всё это подстерегает их детей в соцсетях. Преподаватель Мария Ерохина уверена, что таким родителям нужно как следует поработать с ограничивающими страхами в своей собственной голове. На самом деле мы боимся «пагубного влияния» социальных сетей только потому, что совершенно не понимаем, как именно и для чего их используют наши дети.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

В начале октября в нашу небольшую провинциальную физматшколу пожаловала с визитом статусная делегация — очень уважаемые дамы и господа возрастной категории 40+, занимающие вполне себе значимые должности в образовательной сфере. В череде общих профессиональных разговоров «о судьбах Родины» меня внезапно резануло странное: взрослые люди абсолютно серьёзно рассуждали о том, какой непоправимый вред наносят социальные сети нынешним подросткам. «Хотя, — заметил один из уважаемых гостей, — у меня самого, конечно, никаких аккаунтов в социальных сетях нет».

И вот это «хотя» («Пастернака не читал, но осуждаю») — оно же, на самом деле, про многих из нас. Как минимум про всех тех родителей, кто ужасно боится за своих подростков, постоянно висящих во «ВКонтактике» или инстаграме. Поэтому сегодня — пара слов о невероятном. О том, почему подростки в социальных сетях — это очень хорошо. С внутришкольной точки зрения.

1. Мы знаем о них почти всё. Они об этом, кажется, не всегда догадываются

Дети, даже если им уже за 15 лет, продолжают оставаться удивительно наивными в смысле запредельной личной откровенности на своих страничках в соцсетях. Поэтому мне всё чаще хочется то подсунуть им Оруэлла («Большой брат смотрит за тобой»), то провести какой-нибудь тематический ликбез о правильном построении личного бренда в публичном пространстве.

Серьёзно, такого короткого тематического курса жестоко не хватает современным подросткам, щедро выплёскивающим любые переживания на страницу во «Вконтакте» или профиль в инсте. В этом есть определённая проблема для всех участников образовательного процесса. Потому что правильное понимание подростком того, как выстраивать своё публичное интернет-пространство — это точно не школьный курс информатики, не работа школьного психолога и не забота классного руководителя.

Это то, что в идеале должны бы прививать в семье, но многие ли родители понимают такие вещи про самих себя? В сухом остатке детям остаются какие-то внешние образовательные курсы, которые, впрочем, тоже не дают гарантии конкретных качественных знаний по этому вопросу.

Пока же мы внутри школы имеем уникальную возможность видеть своих ребят с самой искренней стороны, которая только может быть.

Если в формате школьной учёбы их способы самовыражения всё-таки ограничены, то в соцсетях они пока не видят для себя никаких стоп-сигналов

И потому часто разворачиваются какой-то совершенно неожиданной для нас стороной. Школьный задира внезапно оказывается поклонником Бродского. Семиклашки бурно изучают новые выпуски курсов по биоинженерии на ПостНауке. Филологическая дева балдеет от нойз-рока с восточными мотивами.

Когда они становятся выпускниками, мы видим в своих лентах, как дальше складывается их жизнь и профессиональный рост уже далеко за пределами нашего города. По-прежнему знаем, чем дышат и интересуются те, кто так долго был частью нашей жизни.

2. Они всегда на расстоянии вытянутой руки

Скажем, я вообще не помню, когда звонила своим ребятам по деловому вопросу. Потому что приоритет канала коммуникации с подростками выбран давно и чётко — они моментально и точно реагируют на сообщение в чатике во «Вконтакте», зная, впрочем, что и сами могут написать мне туда в любое время суток.

И мне, и им так проще, понятнее, удобнее, привычней. И — удивительное дело — такой канал связи снимает все лишние барьеры «официозного» общения, переводя наши взаимоотношения на уровень равный с равным.

Без ненужных посредников в лице классных руководителей, учителей-предметников, секретаря, что не просто ускоряет любую коммуникацию в разы, но и экономит силы и время толпы взрослых людей.

3. Мы можем выстроить «нарративное обучение», делясь тем, что нам самим действительно важно и интересно

Если нарративная реклама скрывает за интересно рассказанной историей пропаганду конкретного товара, то значимый для подростка взрослый может действительно вовлечь его в мир своих интересов через тематические посты о том, что любит сам.

Один мой коллега, человек безупречного музыкального вкуса, ненавязчиво знакомит следящую за ним во «Вконтакте» «творческую молодёжь» с самым разным музыкальным наследием ХХ века, постепенно корректируя их иллюзии об уникальности современной эстрады, да и просто приучая к действительно хорошей и самой разной музыке.

Другой постит у себя на стене подборки фильмов — от голливудской классики до современного артхауса и фестивальной кинодокументалистики, сопровождая всё это комментариями.

Третий публикует подборки оригинальных физических опытов, разбирая их с точки зрения курса углублённой школьной физики. И подростки вовлекаются в эту игру — через лайки, шеры, комменты, которые потом переходят из онлайна в в школьные коридоры, разговоры на переменах, а то и развёрнутые обсуждения на уроках.

4. Через соцсети они действительно связаны со всем миром и могут делать проекты, которые взрослым кажутся невозможными

Нынешние старшеклассники, дети XXI века, в отличие от своих родителей, являются стопроцентными цифровыми туземцами. Прежде чем в очередной раз критиковать ребёнка, бесцельно зависшего, на ваш взгляд, в соцсетях, лучше потратьте пять минут на результаты научного исследования, связанного с определением характеристик этого поколения.

Вот чем, по мнению учёных, скорее всего, отличается ваш собственный «цифровой туземец»:

  • привычка быстро получать информацию, стремление к многозадачности и интерактивности;
  • новые методы поиска данных — постоянное сканирование информационного поля в процессе поиска изменений;
  • контактность, отсутствие ментальных ограничений, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • ценности: самостоятельность и независимость, хорошее образование, право на неприкосновенность частной жизни и свободу слова, невозможность расовой дискриминации, эмоциональная поддержка со стороны родителей, гражданская ответственность.

Как раз «контактность и отсутствие ментальных ограничений» они самым блестящим образом проявляют в социальных сетях.

Нужен комментарий узкого эксперта к своему проекту? Без проблем, берём и правильно пишем ему письмо в соцсетях, получаем в ответ очень крутую экспертизу. Нужно выяснить, стоит ли пойти учиться в конкретный вуз на конкретную специальность? Находим студентов этого вуза, выясняем у них всё напрямую. Нужны архивные неоцифрованные материалы? Ищем паблик архива или находим его сотрудников, получаем моментально квалифицированную инструкцию.

Собственно, о том же рассказывал и Дмитрий Быков на заседании Государственной Думы в видеоролике годовой давности.

5. Они очень много пишут. Гораздо больше, чем вы или я в их годы

Если советские дети были самыми читающими, то нынешние подростки — безусловно, самые пишущие. Они работают со словом в десятки раз больше и плотнее, чем мы, потому что для них именно текст становится главным способом смысловыражения в социальных сетях (ну и ещё иногда котики).

У тех из них, кто реально хочет своим пабликом качественно впечатлить сверстников, повышается мотивация, во-первых, к грамотному изложению своих мыслей, во-вторых, к чтению хороших авторов (ведь где-то нужно учиться интересно писать). Поэтому именно это поколение так активно участвует во всяческих молодёжных медиашколах, воркшопах и прочих формах организованного просветительского медиадосуга.

В целом они каждый день учатся писать чуть лучше (за грамматические ошибки они троллят друг друга и вообще это уже не модно), учатся думать чуть глубже и каждый год садятся за парты всероссийского «Тотального диктанта».

6. Их легко собрать в одно «корпоративное коммьюнити»

Это задача со звёздочкой, с далёким прицелом на будущее, которое настанет быстрее, чем нам кажется. Над школой как социальным институтом тучи финансового дефицита сгущаются всё больше и вряд ли рассеются в ближайшее время. Это значит, что выживут те, кто уже сейчас строит вокруг себя крепкую стену мощной общественной поддержки. Речь здесь даже не только и не столько о каких-то прямых финансовых вливаниях.

Многие вещи, которые нужны современной школе, делаются неравнодушными к её судьбе друзьями: экспертами, которые приходят читать узкоспециализированные лекции или вести исследовательские проекты, бизнесом, который берётся курировать профильный класс или организует профессиональные практики, учёными, которые работают с одарёнными детьми, готовя их к олимпиадам… Роль благодарных школе выпускников в этом, конечно, колоссальная.

Но работает вся эта система только в том случае, когда и сама школа прикладывает систематические усилия, чтобы формировать, пополнять и поддерживать то самое неравнодушное сообщество своих взрослых друзей. И я не знаю сейчас более правильного и простого способа для этого, чем социальные сети.

Потому что, повторюсь, там все мы друг у друга на расстоянии вытянутой руки. Не связанные никакими географическими, временными и статусными ограничениями. На одной волне, в одном онлайне, разделяющие комфорт пребывания в современном цифровом мире.

Подросток и соцсети. Опасности и возможности

Конечно, это здорово. Я тоже приветствую живое общение, но я не вижу возможности удалить, закрыть, вернуть эту реку вспять. Поэтому, мне кажется, нам нужно самим адаптироваться в этом вопросе.

Не знаю. У меня есть несколько взрослых коллег, у которых нет аккаунтов в социальных сетях и нет мессенджеров – очень ограниченные пользователи интернета. С ними очень сложно работать! Это классные специалисты, но с ними трудно о чем-то договориться, назначить встречу, связаться – они медленно отвечают.

То же самое происходит и с детьми. Если даже коллеги выпадают из социальной и профессиональной жизни, то для подростков тоже это большой вопрос. Интернет уже, скорее, воспринимается, как часть нормальной социализации. Нормальной в статистическом смысле, и нормальной с точки зрения того, что там усваиваются те навыки, которые нужны в будущем в общении в интернете.

В целом, это родительское право – взять и запретить интернет, удалить ребенка из социальных сетей. Это тоже может иметь свой положительный эффект, особенно если за этим стоит какая-то родительская система. То есть они понимают, что они делают и к чему это приведет, и, как правило, поддерживают живое общение.

Ведь если удалить ребенка из социальных сетей, он автоматически не пойдет общаться вживую. Нужно приложить какие-то усилия – предложить ему кружок, секцию, клуб общения – место, где действительно есть живое общение.

Да, но тут есть такой момент, что обычно эти клубы живого общения все равно как-то объединяются сейчас в группы в соцсетях для ускорения передачи информации. Например, мой ребенок увлекается танцами, но все их соревнования, тренировки, тренеры, новости – все это идет через соцсети. Именно там дети поддерживают профессиональное увлечение танцами! Если это исключить, ребенку будет сложно и вживую общаться.

Поэтому я не знаю, как это возможно сейчас. У меня как раз ощущение неизбежности этого процесса. Мне кажется, здесь вопрос больше – как адаптироваться самим прежде всего, и потом – понять, как это можно сделать совместно с ребенком. Может быть, я ошибаюсь, но мне трудно себе представить, как я могла бы удалить ребенка из всех соцсетей. Это очень…

Я вполне могу представить. Другое, как мне кажется, популярное заблуждение у родителей, что если я буду ограничивать своего ребенка в интернете, то он автоматически выпадет из всего общения потому, что все остальные дети в сети.

Это не так. Вообще не все дети всегда сидят в интернете. Многие месяцами ходят без телефона вообще, у них ограничен доступ дома. Это частая история – ограничение детского доступа в интернет, в мессенджеры, в мобильный интернет в том числе. С этим сталкиваются многие дети в своей жизни.

Важный вопрос – появляется в жизни интернет – да, он неотъемлемая часть всего, и как тогда вместе с ребенком разобраться, что такое интернет, как он работает, как там себя вести, чтобы это было безопасно. В том же исследовании были данные про то, что подавляющее большинство пользователей интернета – и взрослые, и дети – учатся пользоваться интернетом и социальными сетями самостоятельно. То есть их никто этому не учит – ни родители, никто.

Более того, ту небольшую поддержку, которую детям дает школа, рассказывая, как безопасно пользоваться интернетом, сами дети оценивают очень низко. Вроде бы им дают важные вещи, но не понятно, что делать, чтобы не попасть в проблемы.

Это, правда, очень простые вещи, которые можно делать, чтобы не попасть в проблемы – и для родителей, и для детей:
— Не оставлять личную информацию;
— Не рассылать свои фотографии;
— Не давать номер маминой кредитки никому.
Это совсем базовые вещи – конфиденциальная информация, но почему-то эта тема упускается.
Я уже думаю, что мне нужно пойти и поговорить дома, чтобы как-то с кредитками поаккуратнее!

Это, правда, очень интересно. В информационной справке, которую мы смотрели, говорили, что дети – это информационные аборигены, что они там живут, и как будто бы это автоматически делает их гениями интернета. На самом деле нет! Уровень грамотности у детей и родителей примерно одинаковый, причем примерно одинаково невысокий, как ни странно.

В вопросах базовой безопасности не то, чтобы совсем никто ничего не знал и ничего не умел, но там есть много места для улучшений.
Да, честно говоря, я не подумала эти вещи проговорить с сыном, ему 10 лет.

нужно ли их бояться родителям подростков?

Родители современных подростков мечтают оторвать своих детей от социальных сетей и гаджетов. Что это – бедствие или новая развивающая среда, рассказала читателям «Я-Родитель» аналитик Центра исследования современного детства Института образования НИУ ВШЭ

Диана Королева – автор исследований в области взаимодействия подростков с новыми информационными технологиями.

«Что он там нашел?»

Для современных подростков социальные сети – это всё в одном. Они там общаются, слушают музыку, просматривают видео, используют соцсети для обучения и подготовки к экзаменам. Даже когда они ищут информацию, то сначала пытаются найти ее в социальных сетях и только потом идут в поисковики. Социальные сети, хотим мы это или нет, настоящий микромир для подростков, в котором они удовлетворяют свои главные потребности.

Самое важное для подростков – это, с одной стороны, интимно-личностное общение с друзьями и сверстниками, а с другой стороны – поиск себя и проба разных образов. В целом, если посмотреть на социальные сети, то они предназначены и для того, и для другого, что очень удобно.

Подросток в сети может общаться тет-а-тет с кем-то одним или взаимодействовать с обществом в целом. Главное, у него есть возможность продемонстрировать что-то значимым для него людям и получить ответную реакцию, которая так важна подростку в поиске себя.

Если раньше, чтобы предъявить себя как настоящего рокера, нужно было сделать ирокез и прийти с ним в школу, то сегодня можно сделать селфи, выложить его в сеть и посмотреть как реагируют на это одноклассники.

Если новый образ получил мало лайков, то фотографию можно удалить и распрощаться с неподходящим образом, не обязательно в таком виде идти в школу. Подростки очень хорошо разбираются в том, сколько лайков у них в среднем получает фото и при каком количестве считается, что это «не катит».

Помимо текстов и фотографий, подростки активно высказываются через музыку, картинки и цитаты. Например, в этом возрасте еще сложно предъявить себя через собственные изречения, голос подростка только формируется. Примеряя различные понравившиеся цитаты, подросток заявляет, что хоть это сказал и не я, но мне это подходит.

Подростки вообще очень трепетно относятся к опубликованному на своей странице. Когда мы только начинали исследования в этой области, у нас был стереотип, что тинейджеры бездумно размещают в сети всё подряд. Это не так, они возвращаются к тому, как они предъявляли себя год, два года назад и чистят свою ленту, убирают то, что для них сегодня уже неактуально. Для подростков социальные сети – это шкатулочка, в которую они собирают самое ценное и сокровенное.

Развенчиваем мифы

Когда социальные сети только начали завоевывать Интернет-пространство, про них часто писали, что это зависимость, опасные контакты, что это темный мир, в котором подростки скрываются под вымышленными именами и чего там только не делают. Конечно, это присутствует, но наши исследования показывают, что всё не так мрачно, как это рисуют себе родители.

Социальная сеть скрывает истинное лицо

В настоящее время не так много подростков используют в сети вымышленные имена. В основном, это настоящие имена и фамилии, может с небольшими изменениями, а информация на странице – то, что действительно представляет подростка и отражает его мир.

Ребенок будет контактировать со взрослыми, неадекватными людьми

Подростки достаточно сознательно выбирают, с кем они будут общаться в социальных сетях. Такого, чтобы они бездумно добавляли в друзья «взрослых дяденек», мы в исследованиях не увидели. Подростки знают своих друзей, это может быть «пятое рукопожатие», но они все равно так или иначе знакомы. Да, все слышали об историях, когда родители вскрывали аккаунт ребенка и видели, что он переписывается с каким-то незнакомым взрослым, и все-таки подавляющее большинство подростков прекрасно осведомлены, с кем они переписываются и кто эти люди.

Виртуальное общение заменяет реальное

Это тоже оказалось не совсем так. Конечно, онлайн-общение занимает важное место, но совместные прогулки и живое общение продолжают оставаться для подростков очень значимыми. Сейчас эти два мира склеены между собой. Например, один участник исследования рассказывал, что когда он гуляет с друзьями, то вообще не смотрит в телефон, с товарищами сразу была договоренность – если мы вместе, то мобильные не трогаем. При этом, в его профиле были селфи с друзьями во время прогулки, а также переписка «здесь и сейчас» по поводу этих фотографий. На вопрос исследователей, считается ли это онлайн-общением, он ответил отрицательно, мол мы же просто сделали фотку и быстро обсудили. Поэтому такого понимания, что подросток только онлайн или только офлайн, сейчас нет. Если раньше подростки выходили на улицу, чтобы посмотреть, есть ли кто во дворе, то сегодня у них есть свои группы в социальных сетях, в которых обсуждается, кто и когда может выйти гулять. Компания начинает собираться сначала в сети, поэтому попытки вытолкать ребенка на улицу, когда так решил родитель, не всегда успешны. Подросток не может пойти «просто гулять», у него уже не тот возраст, когда прогулка – это бить палкой по забору. Чтобы быть на улице, подростку нужны друзья, которые, например, сейчас не могут выйти, и ребенок это видит в социальной сети.

В социальных сетях происходит много плохого

Подростки всегда стремятся попробовать что-то «другое», запретное, то, что родителям не понравится. Например, случается, что они начинают использовать нецензурную лексику во время переписки или вести себя вульгарно. Такого рода пробы характерны для подросткового возраста, они в любом случае где-то произойдут. И может быть лучше, если это будет в виртуальной реальности.

Социальные сети вызывают зависимость

Этот вопрос надо рассматривать, в первую очередь, с психологической точки зрения. Склонность к зависимости есть у ряда людей, и она может проявиться в чем угодно – не важно, в пристрастии к компьютерным играм, социальным сетям или наркотикам.

Социальная сеть – это не причина зависимости, а материал, на котором эта склонность может проявиться.

Социальные сети отвлекают от дел

Сегодняшняя мультизадачность – это действительно что-то новое. Дети делают уроки, при этом у них играет музыка, идет переписка в соцсетях, на видеосвязи висит кто-то из друзей. Вообще мультизадачность очень характерна для современного мира, и не только подросткового. Это и бесконечное количество информации, и большое количество задач, между которыми мы переключаемся. Плохо это или хорошо? Просто это наша реальность, в которой мы живем.

Родители «в друзьях» у детей

Что же делать родителям, чтобы отношение ребенка к социальным сетям было здоровым, а виртуальное общение приносило пользу? Сегодня практически у всех подростков есть гаджеты и никакой вины родителей или детей в этом нет, просто это современные реалии. Бывает, что родители принципиально не покупают детям никаких гаджетов, чтобы механически ограничить использование социальных сетей. По нашим исследованиям, своих гаджетов нет примерно у 2-3% московских школьников, в других крупных и малых городах процент увеличивается, но всё равно больше половины подростков обладают гаджетами даже в небольших населенных пунктах и селах. Поэтому сказать, что лишив ребенка гаджета, можно как-то его обезопасить и окружить заботой, я не могу. Подростки страдают, что они изолированы от этого общества, когда все собрались в соцсети, обсудили важные моменты, а им приходится узнавать об этом через друзей.

Конечно, чтобы регулировать вовлеченность подростка в виртуальную реальность, с ним нужно поддерживать контакт и понимать, что у него происходит в жизни. И это тема доверительных отношений, а не тотального контроля и лишения гаджетов.

Часто родители пытаются устроить за ребенком слежку в социальных сетях, есть даже такое понятие как «киберпреследование». Однако нет необходимости «подсматривать из-за угла», дети в интервью говорят, что они не против добавить в друзья родителей (или других значимых взрослых, например, учителя). Поэтому дружить с подростком виртуально вполне возможно по взаимному согласию. Вообще, очень полезно завести себе аккаунт в социальной сети, чтобы понимать, как этот механизм работает, видеть размещаемую информацию. Дети, как правило, не стесняются и публикуют то, что у них действительно происходит. Но здесь есть два момента. Во-первых, важно как родители реагируют на эту информацию. Агрессивное вмешательство в частную жизнь и «разборки» могут закончиться удалением из друзей. А это значит, что родителю снова придется «подсматривать из-за угла». Поэтому лучше выбирать нейтральную позицию наблюдателя и вмешиваться только в ситуации крайней необходимости. Второй момент – это понимание социального контекста, в котором ребенок находится. Не зная этого контекста, истолковать публикуемую информацию не всегда возможно. В западных исследованиях есть такой пример. Мама следила за дочерью в соцсетях и девушка об этом знала. Когда у нее случилась неприятная история с ее молодым человеком, она опубликовала у себя на странице статус: «Я сейчас чувствую себя как Гарри Поттер 31 октября». Мама, просмотрев страницу, не увидела в этом сообщении ничего настораживающего и спокойно продолжила заниматься своими делами. Только друзья, которые были в контексте и знали, что по книге 31 октября у Гарри Поттера умерли родители, поняли, что произошла какая-то трагедия, и начали писать слова поддержки. Такой социальный контекст и «шифры для своих» безусловно присутствуют.

Также нужно понимать, что переходы в социальные сети часто связаны со скукой. Именно об этом подростки рассказывают в своих дневниках. Переход в виртуальную реальность может быть и во время разговора с родителем, и во время урока. Сначала ребенок сфокусирован, а потом ему становится либо непонятно, либо это скучный материал. Можно в классе смотреть в окно и «считать ворон», а можно зависать в окне своего гаджета, прокручивая ленту обновлений. То же самое с родителями: если обсуждаемая тема не интересует подростка, или родитель включает «заезженную пластинку», высок шанс, что подросток уйдет туда, где ему будет интересно.

Соответственно, если стоит задача переключить ребенка с социальных сетей, то нужно предложить что-то интересное взамен, проводить с ним время качественно.

И это не вопросы: «Как у тебя дела в школе? Что ты поел? Сделал ли ты домашнее задание?», а совместные дела и активные мероприятия, например поход на футбол или увлекательная настольная игра, когда действительно нет возможности и желания достать гаджет.

Хорошо забытое старое

Сегодняшнее поколение сплошь пронизано современными технологиями, которые в принципе очень похожи на то, что происходило с родителями в их время – это прослушивание музыки, коллекционирование альбомов, пластинок, общение с друзьями, чтение книг, поиск информации по учебе.

Просто всё это из разных источников сфокусировалось в одном месте – волшебном гаджете и социальных сетях. Мы часто приводим такую аналогию, что социальные сети – это «место за гаражами». Такое пространство было у подростков предыдущих поколений, некое потайное место, куда они хотели спрятаться и провести время со сверстниками. Получается, что поменялись механизмы и оболочка, но суть и контекст остались прежними, поэтому нужно спокойнее к этому относится и больше доверять своему ребенку. Проводите больше времени друг с другом офлайн и онлайн, попробуйте себя в социальных сетях и подружитесь там со своим подростком. Будьте с ним на одной волне!

Беседовала Ирина Корнеева

Подросток не хочет общаться, у вас не получается мирно договориться – как быть в такой ситуации? Пройдите тест и получите информацию об особенностях вашего стиля воспитания и о взгляде подростка на то, как вы его воспитываете.

Пройти тест

нужно ли их бояться родителям подростков?

Родители современных подростков мечтают оторвать своих детей от социальных сетей и гаджетов. Что это – бедствие или новая развивающая среда, рассказала читателям «Я-Родитель» аналитик Центра исследования современного детства Института образования НИУ ВШЭ Диана Королева – автор исследований в области взаимодействия подростков с новыми информационными технологиями.

«Что он там нашел?»

Для современных подростков социальные сети – это всё в одном. Они там общаются, слушают музыку, просматривают видео, используют соцсети для обучения и подготовки к экзаменам. Даже когда они ищут информацию, то сначала пытаются найти ее в социальных сетях и только потом идут в поисковики. Социальные сети, хотим мы это или нет, настоящий микромир для подростков, в котором они удовлетворяют свои главные потребности.

Самое важное для подростков – это, с одной стороны, интимно-личностное общение с друзьями и сверстниками, а с другой стороны – поиск себя и проба разных образов. В целом, если посмотреть на социальные сети, то они предназначены и для того, и для другого, что очень удобно.

Подросток в сети может общаться тет-а-тет с кем-то одним или взаимодействовать с обществом в целом. Главное, у него есть возможность продемонстрировать что-то значимым для него людям и получить ответную реакцию, которая так важна подростку в поиске себя.

Если раньше, чтобы предъявить себя как настоящего рокера, нужно было сделать ирокез и прийти с ним в школу, то сегодня можно сделать селфи, выложить его в сеть и посмотреть как реагируют на это одноклассники.

Если новый образ получил мало лайков, то фотографию можно удалить и распрощаться с неподходящим образом, не обязательно в таком виде идти в школу. Подростки очень хорошо разбираются в том, сколько лайков у них в среднем получает фото и при каком количестве считается, что это «не катит».

Помимо текстов и фотографий, подростки активно высказываются через музыку, картинки и цитаты. Например, в этом возрасте еще сложно предъявить себя через собственные изречения, голос подростка только формируется. Примеряя различные понравившиеся цитаты, подросток заявляет, что хоть это сказал и не я, но мне это подходит.

Подростки вообще очень трепетно относятся к опубликованному на своей странице. Когда мы только начинали исследования в этой области, у нас был стереотип, что тинейджеры бездумно размещают в сети всё подряд. Это не так, они возвращаются к тому, как они предъявляли себя год, два года назад и чистят свою ленту, убирают то, что для них сегодня уже неактуально. Для подростков социальные сети – это шкатулочка, в которую они собирают самое ценное и сокровенное.

Развенчиваем мифы

Когда социальные сети только начали завоевывать Интернет-пространство, про них часто писали, что это зависимость, опасные контакты, что это темный мир, в котором подростки скрываются под вымышленными именами и чего там только не делают. Конечно, это присутствует, но наши исследования показывают, что всё не так мрачно, как это рисуют себе родители.

Социальная сеть скрывает истинное лицо

В настоящее время не так много подростков используют в сети вымышленные имена. В основном, это настоящие имена и фамилии, может с небольшими изменениями, а информация на странице – то, что действительно представляет подростка и отражает его мир.

Ребенок будет контактировать со взрослыми, неадекватными людьми

Подростки достаточно сознательно выбирают, с кем они будут общаться в социальных сетях. Такого, чтобы они бездумно добавляли в друзья «взрослых дяденек», мы в исследованиях не увидели. Подростки знают своих друзей, это может быть «пятое рукопожатие», но они все равно так или иначе знакомы. Да, все слышали об историях, когда родители вскрывали аккаунт ребенка и видели, что он переписывается с каким-то незнакомым взрослым, и все-таки подавляющее большинство подростков прекрасно осведомлены, с кем они переписываются и кто эти люди.

Виртуальное общение заменяет реальное

Это тоже оказалось не совсем так. Конечно, онлайн-общение занимает важное место, но совместные прогулки и живое общение продолжают оставаться для подростков очень значимыми. Сейчас эти два мира склеены между собой. Например, один участник исследования рассказывал, что когда он гуляет с друзьями, то вообще не смотрит в телефон, с товарищами сразу была договоренность – если мы вместе, то мобильные не трогаем. При этом, в его профиле были селфи с друзьями во время прогулки, а также переписка «здесь и сейчас» по поводу этих фотографий. На вопрос исследователей, считается ли это онлайн-общением, он ответил отрицательно, мол мы же просто сделали фотку и быстро обсудили. Поэтому такого понимания, что подросток только онлайн или только офлайн, сейчас нет. Если раньше подростки выходили на улицу, чтобы посмотреть, есть ли кто во дворе, то сегодня у них есть свои группы в социальных сетях, в которых обсуждается, кто и когда может выйти гулять. Компания начинает собираться сначала в сети, поэтому попытки вытолкать ребенка на улицу, когда так решил родитель, не всегда успешны. Подросток не может пойти «просто гулять», у него уже не тот возраст, когда прогулка – это бить палкой по забору. Чтобы быть на улице, подростку нужны друзья, которые, например, сейчас не могут выйти, и ребенок это видит в социальной сети.

В социальных сетях происходит много плохого

Подростки всегда стремятся попробовать что-то «другое», запретное, то, что родителям не понравится. Например, случается, что они начинают использовать нецензурную лексику во время переписки или вести себя вульгарно. Такого рода пробы характерны для подросткового возраста, они в любом случае где-то произойдут. И может быть лучше, если это будет в виртуальной реальности.

Социальные сети вызывают зависимость

Этот вопрос надо рассматривать, в первую очередь, с психологической точки зрения. Склонность к зависимости есть у ряда людей, и она может проявиться в чем угодно – не важно, в пристрастии к компьютерным играм, социальным сетям или наркотикам.

Социальная сеть – это не причина зависимости, а материал, на котором эта склонность может проявиться.

Социальные сети отвлекают от дел

Сегодняшняя мультизадачность – это действительно что-то новое. Дети делают уроки, при этом у них играет музыка, идет переписка в соцсетях, на видеосвязи висит кто-то из друзей. Вообще мультизадачность очень характерна для современного мира, и не только подросткового. Это и бесконечное количество информации, и большое количество задач, между которыми мы переключаемся. Плохо это или хорошо? Просто это наша реальность, в которой мы живем.

Родители «в друзьях» у детей

Что же делать родителям, чтобы отношение ребенка к социальным сетям было здоровым, а виртуальное общение приносило пользу? Сегодня практически у всех подростков есть гаджеты и никакой вины родителей или детей в этом нет, просто это современные реалии. Бывает, что родители принципиально не покупают детям никаких гаджетов, чтобы механически ограничить использование социальных сетей. По нашим исследованиям, своих гаджетов нет примерно у 2-3% московских школьников, в других крупных и малых городах процент увеличивается, но всё равно больше половины подростков обладают гаджетами даже в небольших населенных пунктах и селах. Поэтому сказать, что лишив ребенка гаджета, можно как-то его обезопасить и окружить заботой, я не могу. Подростки страдают, что они изолированы от этого общества, когда все собрались в соцсети, обсудили важные моменты, а им приходится узнавать об этом через друзей.

Конечно, чтобы регулировать вовлеченность подростка в виртуальную реальность, с ним нужно поддерживать контакт и понимать, что у него происходит в жизни. И это тема доверительных отношений, а не тотального контроля и лишения гаджетов.

Часто родители пытаются устроить за ребенком слежку в социальных сетях, есть даже такое понятие как «киберпреследование». Однако нет необходимости «подсматривать из-за угла», дети в интервью говорят, что они не против добавить в друзья родителей (или других значимых взрослых, например, учителя). Поэтому дружить с подростком виртуально вполне возможно по взаимному согласию. Вообще, очень полезно завести себе аккаунт в социальной сети, чтобы понимать, как этот механизм работает, видеть размещаемую информацию. Дети, как правило, не стесняются и публикуют то, что у них действительно происходит. Но здесь есть два момента. Во-первых, важно как родители реагируют на эту информацию. Агрессивное вмешательство в частную жизнь и «разборки» могут закончиться удалением из друзей. А это значит, что родителю снова придется «подсматривать из-за угла». Поэтому лучше выбирать нейтральную позицию наблюдателя и вмешиваться только в ситуации крайней необходимости. Второй момент – это понимание социального контекста, в котором ребенок находится. Не зная этого контекста, истолковать публикуемую информацию не всегда возможно. В западных исследованиях есть такой пример. Мама следила за дочерью в соцсетях и девушка об этом знала. Когда у нее случилась неприятная история с ее молодым человеком, она опубликовала у себя на странице статус: «Я сейчас чувствую себя как Гарри Поттер 31 октября». Мама, просмотрев страницу, не увидела в этом сообщении ничего настораживающего и спокойно продолжила заниматься своими делами. Только друзья, которые были в контексте и знали, что по книге 31 октября у Гарри Поттера умерли родители, поняли, что произошла какая-то трагедия, и начали писать слова поддержки. Такой социальный контекст и «шифры для своих» безусловно присутствуют.

Также нужно понимать, что переходы в социальные сети часто связаны со скукой. Именно об этом подростки рассказывают в своих дневниках. Переход в виртуальную реальность может быть и во время разговора с родителем, и во время урока. Сначала ребенок сфокусирован, а потом ему становится либо непонятно, либо это скучный материал. Можно в классе смотреть в окно и «считать ворон», а можно зависать в окне своего гаджета, прокручивая ленту обновлений. То же самое с родителями: если обсуждаемая тема не интересует подростка, или родитель включает «заезженную пластинку», высок шанс, что подросток уйдет туда, где ему будет интересно.

Соответственно, если стоит задача переключить ребенка с социальных сетей, то нужно предложить что-то интересное взамен, проводить с ним время качественно.

И это не вопросы: «Как у тебя дела в школе? Что ты поел? Сделал ли ты домашнее задание?», а совместные дела и активные мероприятия, например поход на футбол или увлекательная настольная игра, когда действительно нет возможности и желания достать гаджет.

Хорошо забытое старое

Сегодняшнее поколение сплошь пронизано современными технологиями, которые в принципе очень похожи на то, что происходило с родителями в их время – это прослушивание музыки, коллекционирование альбомов, пластинок, общение с друзьями, чтение книг, поиск информации по учебе.

Просто всё это из разных источников сфокусировалось в одном месте – волшебном гаджете и социальных сетях. Мы часто приводим такую аналогию, что социальные сети – это «место за гаражами». Такое пространство было у подростков предыдущих поколений, некое потайное место, куда они хотели спрятаться и провести время со сверстниками. Получается, что поменялись механизмы и оболочка, но суть и контекст остались прежними, поэтому нужно спокойнее к этому относится и больше доверять своему ребенку. Проводите больше времени друг с другом офлайн и онлайн, попробуйте себя в социальных сетях и подружитесь там со своим подростком. Будьте с ним на одной волне!

Беседовала Ирина Корнеева

Подросток не хочет общаться, у вас не получается мирно договориться – как быть в такой ситуации? Пройдите тест и получите информацию об особенностях вашего стиля воспитания и о взгляде подростка на то, как вы его воспитываете.

Пройти тест

Влияние социальных сетей на подростков — Сундук статей

Примерно один процент жителей России  не общаются в социальных сетях, двадцать девять процентов населения заходят на свои страницы от двух до четырех раза в день.

Лишь тридцать восемь процентов  ставят своей целью  посещения соц. сетей поиск новых знакомых, целых семьдесят процентов пользователей используют их в качестве связи с семьёй и друзьями и всего двадцать два процента создают страницы ради получения новой информации и знаний.

Шестьдесят один процент населения лишь пользуются знаниями, предложенными в интернете и только двадцать два процента жителей страны делятся своим мнением с окружающими.

Социальные сети в представлениях подростка:

  •  Новые знакомства. Подростку очень важно иметь друзей, у которых будут схожи взгляды на жизнь. Социальные сети очень удобны в этом отношении т.к. там сразу предоставляется основная информация о человеке, с помощью которой можно легко найти единомышленников.
  • Возможность спокойно выкладывать фотографии и видео со своим участием, а также возможность просмотра подобной информации на страницах своих друзей.
  • Возможность занять свободное время. В подростковом возрасте довольно трудно заставить заняться себя полезным занятием, намного проще занять себя легко доступным, но далеко не всегда полезным времяпрепровождением.
  • Доступность информации. Однако далеко не всегда речь идет именно о запрещенных детям темах, но об информации в целом. Каждый подросток стремится знать все что твориться вокруг него, что бы, к примеру, была возможность всегда поддержать разговор.
  • При переписке в соц. Сетях ты не видишь своего собеседника, его эмоции и следовательно можешь общаться с ним более раскованно.
  • В результате отсутствия прямого общения возникает раскованность, которая в свою очередь снижает ответственность за речь и поступки. Этот фактор очень привлекает подрастающее поколение.

Причины привязанности подростка к социальным сетям:

 Рассуждая о причинах, толкающих подростка к регистрацию в социальных сетях, можно выделить несколько, на мой взгляд наиболее важных:

Внешние:

  • Погоня человека за модой. Каждый стремится идти в ногу со временем, выглядеть модно , все это обусловлено тем, что люди(в том числе и взрослые) подвержены стадному чувству.
  • Поиск новой информации. Это обусловлено стремлением человека познававать новое, совершенствовать свои знания.
  • Многих привлекает возможность новых знакомств и общения. Особенно это привлекательно подросткам, которые очень активно ищут себе новых друзей, схожих по характеру и внутреннему миру.

Внутренние:

  • Бегство от реальности. Очень часто бывает что подросток не способен удовлетворить все свои мечты и желания идет более простым путем. В социальных сетях очень легко придумать себе новые достижения, найти свое место среди публики, которую ты сам же себе можешь выбрать и самое главное можно спрятать себя за ликом другого человка, которым он не является. Все эти возможности привлекают человека (подростка), который ищет свое местечко в мире, среди людей.
  • Попытки оградится от чрезмерного внимания . Большинство родителей постоянно пытаются уберечь свое чадо от внешнего мира, полностью контролируя их жизнь. Все это выражается боязнью родителей за своих детей. В связи с этим , социальные сети являются единственной возможностью детей оградится от влияния родителей, создав надежно запароленную, не редко даже фейковую страницу.

Однако стоит заметить, что чаще всего именно внешние причины служат факторами привязанности подростков к социальным сетям и далеко не всегда,  внутренние. Но также довольно часто возникают ситуации, при которых ребенок(и даже его родители) не думают о том что за простым сидением в интернете может скрываться именно внутренняя причина.

Влияние соц. сетей на психику ребенка может быть как положительным, так и отрицательным.

Положительные черты:

  1. Самореализация в жизни.
  2. Большое количество друзей. Даже если, далеко не все друзья являются настоящими, факт их присутствия играет большую роль в повышении самооценки подростка.
  3. Доступность большого количества информации и возможность найти сведения по интересующим вопросам.

Отрицательные черты:

  1. Возникновение зависимости. Чаще всего она возникает, когда подросток неудовлетворен реальностью.
  2. Большой риск стать жертвой мошенников, которые пользуются малограмотностью и полным отсутствием жизненного опыта у подростков, могут подтолкнуть его к совершению незаконных действий.
  3. Незащищенность личной информации. При взломе страницы личные данные могут быть использованными в любых и часто далеко не в самых хороших целях.

Как сохранить от вредоносного влияния социальных сетей подростка.

Из выше описанного следует, что нельзя утверждать как о пользе, так и вреде социальных сетей. В связи с этим можно обозначить определенные правила, при соблюдении которых вредное влияние можно снизить к минимуму:

  • Нужно признать права чада на его интересы. Многие родители считают, что их дети – это часть собственного «Я», однако, не так. В большинстве случаев интересы одних и другим могут не совпадать, поэтому нужно искать новые решения взаимодействия друг с другом и принимать во внимание их увлечения. Тогда ребенок с удовольствием будет делиться в реальном мире а не в виртуальном.
  • Искренний интерес к увлечению ребенка по любому сыграет огромную роль на связь родителей с детьми, и социальная сеть будет не в силах заменить эту связь, она сможет только дополнить то малое, что не под силу родителям.
  • Постепенное приобщение ребенка к реальной действительности. Реальные друзья и общение с ними должны быть более значимыми, чем друзья из социальных сетей.
  • Исключить жесткий контроль. Как говориться «Запретный плод всегда сладок», если родители не будут требовать от своего ребенка вывернуть наизнанку душу, то он сам не станет ее прятать.

Из этого следует признать что, при должном внимании и заботе родителей к своему ребенку, негативного влияния социальных сетей можно избежать. И помните что чрезмерное просиживание ребенка за компьютером может навредить его физическому здоровью. 

Также вам могут  быть интересны другие статьи:

Например, ребенка можно попробовать приобщить к какому нибудь творческому процессу. Может это значительно снизит интерес к социальным сетям.

Если Вы любите творить своими руками, думаю Вам будут интересны другие наши статьи:

Как социальные сети влияют на подростков при чрезвычайных ситуациях и что с этим делать?

В современном мире влияние соцсетей очень велико из-за всеобщей доступности, возможности быстрого обмена информацией, высокой популярности в среде молодежи, которая использует соцсети как наиболее доступный способ самовыражения.Недостаток, отсутствие или искажение правдивой, проверенной информации из официальных источников способствует быстрому распространению слухов и домыслов о чрезвычайном событии.

Последствия массовых трагедий вызывают развитие глубокой психотравматизации населения, которая может ощущаться многие годы, ухудшать качество жизни людей, ее эмоциональный фон, в том числе – провоцировать суициды.

В таких ситуациях тяжелая нагрузка ложится на систему образования.

25 марта 2018 года в ТЦ «Зимняя вишня» в городе Кемерово произошел пожар. Жертвами трагедии, по данным Следственного комитета, стали 60 человек, в том числе 37 несовершеннолетних.

Мониторинг СМИ и социальных сетей, а также результаты интервьюирования работников системы образования города Кемерово в этот период показали, что в первые дни после трагедии социальные сети, мессенджеры и СМИ стали для подростков источником большой опасности.

С момента появления первой информации о трагедии в социальных сетях наметилась очевидная тенденция к распространению ложных слухов о трагедии, вызывающих панику среди пользователей, особенно подростков. Слухи и недостоверная информация распространялись также через мессенджеры (например, чаты WhatsApp) и видеохостинг YouTube. Распространением слухов о том, что число жертв измеряется сотнями и намеренно занижается властями, занимались многие известные блогеры и журналисты.

Характерным примером является видеоролик, размещенный на YouTube Михаилом Печерским и Алексеем Псковитиным (проект NEMAGIA), канал которых имеет более 1 млн подписчиков.

В ролике рассказывается о «174 трупах в морге на Волгоградской». Представлен голос анонимной женщины из аудиосообщения WhatsApp. Другой женский голос сообщает о наличии сведений о 355 жертвах, которые ей передал «кто-то в МЧС». Ролик, по состоянию на 27 марта 2018 года, имел более 2 млн просмотров.

В сети были представлены обзорные публикации об информационных вбросах, в которых приводятся различные примеры, в том числе упоминаются блогеры, имеющие более 4 млн подписчиков, и ролики, имевшие миллионы просмотров на 27 марта 2018 года. По сведениям, которые приводятся в указанной публикации, в топе российского YouTube также оказались сразу несколько видео с почти 1 млн просмотров от малоизвестных авторов, часть из которых скрывается под никами. На видео показаны те же самые аудио WhatsApp и другая «правда, которую скрывают власти и СМИ». Через некоторое время большинство блогеров принесли свои извинения за публикацию недостоверной информации, часть из них удалили свои посты. Но свое разрушительное негативное влияние на подростково-юношескую аудиторию они оказали.

Задача организации работы со СМИ и социальными сетями в период ЧС — смещение акцента общественного внимания с поиска виновных (которым должны заниматься уполномоченные на то органы и службы) на оказание помощи пострадавшим. СМИ в период ЧС могут быть важным инструментом консолидации сообщества, сбора ресурсов для помощи пострадавшим, превенции суицидов и массового психотравмирования населения.

Почему так происходит?

Социальные сети сформировали новый вид сообществ, соединяющих в себе функции медиа и универсальной платформы для общения. Посты в социальных сетях носят ярко выраженный эмоциональный характер, и посредством механизма заражения эти эмоции очень быстро распространяются, причем это заражение имеет эффект снежного кома, усиливаясь с каждым новым перепостом.

Понятно, что в чрезвычайной ситуации и часто связанной с ней неопределенностью аффективность публикаций становится максимальной. Люди очень активно делятся информацией, которая их эмоционально «цепляет», эмоции захлестывают, и это тоже объяснимый и естественный процесс: существует вполне заслуживающая доверия теория американских психологов о том, что репосты публикации приводят к облегчению эмоционального возбуждения пишущего (нервная система которого активизирована).

Кроме того, делясь информацией, люди испытывают чувство соучастия, эмоциональной сопричастности.

В определенных типах сообществ перепост является чуть ли не хорошим тоном, так как пользователь, претендующий на позицию в медиа-пространстве, считает необходимым продемонстрировать включенность и вовлеченность в актуальную и волнующую всех тему.

Таким образом, сильные негативные эмоции, естественные в чрезвычайной ситуации, сразу проникая в социальные сети, очень быстро и многократно усиливаются в них, «истеризируются», страсти накаляются.

В такой ситуации подростки с их ориентацией на социальное окружение, большим количеством времени, проводимого в интернете, и низкой в силу возрастных особенностей эмоциональной компетентностью оказываются в зоне риска в первую очередь.

Чтобы педагогам и другим взрослым более эффективно помочь подростку справиться с этим, необходим проработанный алгоритм взаимодействия с информацией в социальных сетях, четкие рекомендации относительно того, что следует и чего не следует делать в подобных ситуациях. Это в первую очередь задача социальных и кризисных психологов.

В чем опасность социальных сетей в период чрезвычайной ситуации?

Во время масштабных чрезвычайных ситуаций (подобных трагедии в «Зимней вишне», Кемерово, 2018) наряду с позитивным обнаруживается значительное негативное влияние соцсетей, особенно среди детей и подростков. Опасность соцсетей в подобных ситуациях, на мой взгляд, состоит в следующем.

Публикуемая и распространяемая информация в подавляющем большинстве случаев является либо субъективной интерпретацией реального события, либо слухами. А такие субъективные интерпретации (или слухи) могут быть ошибочно восприняты как факты, коими они не являются. Часто распространяемые в соцсетях материалы содержат, помимо достоверной информации о событии, также выражение собственных мыслей, чувств, переживаний, эмоций, личного опыта.

Подростки с неокрепшей лабильной психикой могут попасть под воздействие чужих эмоциональных реакций и недостоверной информации.

Эти явления оказываются еще вредоноснее при отсутствии доступной достоверной информации из официальных источников либо при отсутствии доверия к официальным источникам информации.

Чаще всего чрезвычайная ситуация носит характер травматического события (аварии, катастрофы – техногенные или природные, теракты и др.). Поэтому транслируемые в соцсетях реакции пользователей могут содержать симптомы острых реакций на стресс (тревога, страхи, автоматические деструктивные, негативные мысли, симптомы депрессии, суицидальные мотивы и пр.).

Тревога – заразна!

Тревожные реакции могут передаваться от человека к человеку и оказывать вредоносное влияние на его способность к эффективной адаптации (запредельный стресс разрушает способность адаптироваться, т.е. адекватно приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, в том числе решать текущие проблемы, связанные с учебой, работой, спокойно разрешать конфликты, преодолевать трудности и т.д.). Особенно остро это выражается в среде детей и подростков.

«Затопление» соцсетей постами, имеющими вышеописанные характеристики, может вызывать у детей и подростков (равно как и у части взрослых) травматическую реакцию, несмотря на то что большинство пользователей соцсетей сами участниками травматизирующего события не были.

Это может значительно увеличить количество пострадавших при чрезвычайных ситуациях, осложнить работу лечебных учреждений, которые будут вынуждены работать на пределе возможностей.

Непосредственно пострадавших от травматического события можно обнаружить, оказать им помощь и продолжить наблюдение за их состоянием, а в случае необходимости продолжить лечение. А вот полных сведений о пострадавших от общения в соцсетях нет. Насколько мне известно, такой статистики не ведется. Возможности обнаружить таких пострадавших ограничены. Большинство из них даже не будут подозревать, что они пострадали. Такие пострадавшие будут затоплять медучреждения общего профиля различными соматическими жалобами. Лишь единицы попадут к профильным специалистам, способным им помочь, и то, скорее всего, со значительным запозданием.

Несвоевременное оказание квалифицированной помощи может приводить к переходу процесса в хроническое состояние со значительным ухудшением прогноза и возможной инвалидизации (психотравма – это инвалидизирующая патология).

А что же власти? Ограниченные возможности Роскомнадзора

В соответствии с установленными полномочиями государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к производству и выпуску средств массовой информации, вещанию телеканалов, радиоканалов, телепрограмм и радиопрограмм, а также к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети интернет) и сетей подвижной радиотелефонной связи осуществляют управления Роскомнадзора по федеральным округам.

В соответствии с федеральным законодательством, регистрация сайтов в сети интернет в качестве средств массовой информации носит добровольный характер. Видеохостинг YouTube не зарегистрирован в качестве СМИ, и на него не распространяются нормы законодательства Российской Федерации о СМИ.

Интернет-сайт, не зарегистрированный в качестве СМИ, может, но не обязан содержать знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей, соответствующие одной из категорий информационной продукции.

Основанием к проведению мероприятий по контролю (надзору) в сети интернет является поступление в Роскомнадзор обращений физических или юридических лиц, содержащих сведения о наличии на сайте в сети интернет нарушений требований законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

При этом к такому обращению должно быть приложено экспертное заключение, соответствующее требованиям федерального закона, составленное по результатам проведения экспертизы информационной продукции и содержащее выводы о наличии в информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, либо о несоответствии информационной продукции определенной категории, либо о несоответствии знака информационной продукции определенной категории информационной продукции.

Но о каком экспертном заключении может идти речь в режиме чрезвычайной ситуации? Как при действующем законодательстве Роскомнадзор может экстренно блокировать что-то без экспертного заключения?

Что делать?

Как подготовить подростков и специалистов системы образования?

Рекомендации Алекса Маляра:

  • Обучение гигиене общения в соцсетях.
  • Контроль взрослых, прежде всего на уровне семьи, когда речь идет о несовершеннолетних.
  • Предоставление подросткам объективной информации от достоверных источников, адаптированной по возрастным группам.
  • Групповые и индивидуальные беседы с опытными, подготовленными педагогами и психологами системы образования. Предоставление возможности свободного (лишенного критики или осуждения) выражения мыслей, чувств, эмоций подростков и детей.
  • Подобные беседы должны проводиться в защищенной среде, где есть условия для выявления дезадаптивных реакций и оказание помощи с последующим наблюдением в естественной для подростка среде (в семье, в детском коллективе).
  • Выявление и поощрение адаптивного поведения лиц, являющихся неформальными лидерами в среде «равных».
  • Выявление и привлечение к работе с подростками авторитетных для них личностей из взрослой среды (основываясь на предыдущем опыте). Это люди, которым дети охотнее поверят, которым смогут доверять, с кем смогут быть откровенными и открытыми.
  • Профилактика. Разработка и осуществление государственных программ по информационной профилактике развития психопатологий и повышению устойчивости населения к стрессу и невротизации (с учетом возрастных особенностей) на разных уровнях: семья; образовательные учреждения; виртуальные сообщества (после тщательного изучения такой возможности).

Вряд ли существует что-то, что может утешить пострадавших и потерявших своих близких в трагедии. Тем не менее трагедия в Кемерово мобилизовала и сплотила неравнодушных людей, как профессионалов, так и волонтеров разных национальностей и взглядов для оказания помощи и преодоления последствий общей беды.

Примером эффективного взаимодействия профессионалов, волонтеров и бизнесменов-филантропов может быть беспрецедентное международное сотрудничество в рамках проекта «Кемерово 2018», которое благодаря общим усилиям будем иметь свое продолжение.

На пепелище «Зимней вишни» проросли ростки осознания необходимости создания эффективной системы оказания профессиональной помощи пострадавшим и их семьям, позволяющей минимизировать негативные последствия чрезвычайных ситуаций.

Социальные сети делают подростков одинокими и агрессивными

Ноги девушки подвешены за какой-то крюк. Руки связаны за спиной. Рот заткнут кляпом. Хрупкое тельце погружено в ванну, доверху наполненную водой. Сначала она пыталась приподняться, но ничего не получалось: веревки слишком сильно сдавливали запястья и щиколотки. Через минуту все утихло, лишь последняя конвульсия пронзила тело.

Это не художественный фильм, а домашнее видео из Интернета, которое перепостили все кому не лень в социальных сетях. «Круто он ее!», «Респект!», «Рано он ее вытащил, еще может оклематься. Надо 11 минут выдерживать». Это лишь немногие комментарии к видеоролику. Кто-то писал, что это постановка и на лице у девушки наверняка маска с кислородом. Мне искренне хочется в это верить. Но даже если это и так, стоит ли такие видео распространять в соцсетях? Расчленение животных крупным планом, избиение бомжей и одноклассников, пытки и четвероногих, и двуногих…

Кем соцсети воспитывают наших детей?

ПОНАРОШКУ

Многие из читателей отмахнутся: при чем тут социальные сети, вон, достаточно телевизор включить, а еще хлеще компьютерные игры. И будут правы, ведь еще в конце 1980-х годов пятилетний мальчик посмотрел мультфильм про Бивиса и Батхеда на MTV. Мультяшки пытались поджечь дом. И мальчик тоже попробовал — в результате сгорел трейлер, в котором жила его семья, и его двухлетняя сестренка.

В 1999 году в США двое школьников, живущих в городе Литл-тон, штат Колорадо, убили 12 своих одноклассников и ранили 23, после чего застрелились. Следователи выяснили, что толкнула на преступление подростков популярная компьютерная игра Doom. Одноклассников, с которыми у них не сложились отношения, будущие убийцы называли монстрами (по сюжету Doom, герой воюет с человекоподобными монстрами).

В XXI веке таких случаев стало больше. Но все равно они единичны. Объясняется это легко. Когда ребенок смотрит телевизор или играет в компьютерную игру, он понимает, что все это не по-настоящему. Герои нарисованы, ситуации вымышлены. А вот социальные сети, вроде такие безобидные на первый взгляд, таят серьезную угрозу.

СОЦИАЛЬНЫЕ ЗОМБИ

Британский ученый и писательница Сьюзан Гринфилд доказала, что дети, воспитанные в соцсетях, теряют способность к сопереживанию. Верить на слово не хочется. Но давайте разберемся. Как утверждает ученый, ребенок, зависающий на Facebook, перестает краснеть, заботиться о собеседнике, строить реальный диалог. Неужели это так?

Как пояснили мне в Институте психологии Российской академии наук, в соцсетях теряют значение те средства общения, которые «остаются за словами». Человек легко может скрывать или показывать отсутствующие переживания. Становятся неважными пол, возраст, социальный статус, внешняя привлекательность, умение общаться.

А ведь человеческий мозг устроен так, что впечатление о человеке мы на 70 процентов составляем из невербальной информации. А в соцсетях получается, что мы отключаем свой мозг. И готовы общаться с каждым не задумываясь. И мало того что добавляют в друзей кого угодно, но и требуют к себе постоянного внимания.

— В 1999 году люди писали в ЖЖ, что у них есть кот, в 2004-м — выкладывали фото и видео этого кота, в 2010-м они могут писать в Твиттер раз в час о том, что их кот чихнул, — объясняет Сьюзанн Гринфилд. — Большинство пользователей начинают сообщать друг другу о том, что никому не нужно знать, просто потому, что у них есть такая возможность. Это напоминает поведение ребенка, который говорит: «Мама, посмотри, я надел носок!» — и постоянно нуждается в том, чтобы на него обратили внимание, потому что таким образом он получает подтверждение собственному существованию. И этой же моделью поведения дети пользуются в реальной жизни.

Но в настоящей жизни никому не интересно реагировать на каждое известие о новой родинке на теле, о супе на ужин. Не готовы друзья и знакомые моментально реагировать на новое фото и просто не в состоянии общаться 24 часа. И это становится трагедией.

Многие психологи утверждают, что соцсети помогают современному молодому поколению не чувствовать себя одиноким, борются с депрессией. Но на самом деле все наоборот: ребенок настолько привыкает к тому, что его постоянно оценивают и замечают, что в реальной среде ему трудно. И либо у него наступает депрессия, либо он целиком уходит в виртуальные сети, отгораживаясь от мира.

Ребенок, воспитанный в соцсетях, не умеет разбираться в людях, не способен грамотно разговаривать и строить диалог, не утруждает себя такими чувствами, как сочувствие. И если допустить малыша в этот виртуальный мир, то машина воспитает машину. У Терминатора хотя бы была физическая неуязвимость, а эти кибер-детки даже психологически получаются не готовы к жизни в пока еще не виртуальном мире.

НИЧЕГО НЕ БУДЕТ

Но и это не верхушка айсберга. У детей стираются гораздо более важные границы. Они не чувствуют ответственности. Ребенок может представить себя в Сети кем угодно, показать только свои выгодные черты. Он сам выбирает, с кем дружить, а с кем нет. И если чем-то друг не устроил, его легко можно поставить в игнор. И не надо ничего объяснять.

Так же легко можно оскорбить человека, унизить и растоптать. И все это сойдет с рук, да и слез и переживаний своего врага ребенок не увидит, ему не станет стыдно.

— Подрастающее поколение без ума от соцсетей, но редко представляет себе последствия чрезмерной открытости и гиперкоммуникативности. Гонка за количеством друзей, неразборчивость в контактах, безответственность и сомнительная осведомленность о privacy-настройках профилей, как и благие намерения, ведут прямиком в ад, — уверен основатель компании «Лаборатория Касперского» Евгений Касперский.

Схема дальше начинает раскручиваться самостоятельно. Оставим за скобками, что в соцсетях сидят педофилы, маньяки, воры. Об этом и так написаны трактаты. Есть угрозы и пострашнее. Якобы друзья кидают прикольное видео. И все смотрят, как в ванне топят девушку. И потом этот друг первым пишет: «Клево он ее!»

— Особенно сильно изменяется поведение человека под влиянием группы. Срабатывает закон толпы. Происходит оглупление массы, снижение общего уровня интеллекта. Каждый в отдельности так бы не поступил, а в толпе снимается личная ответственность за содеянное, — говорит психолог Надежда Васильева. — А в подростковом возрасте желание быть принятым в группу сверстников сильнее любой другой потребности. Вспомните фильм «Чучело» Ролана Быкова, где подростки, поддавшись влиянию неформальных лидеров класса, объявляют бойкот девочке, которая отличается от всех. В каждой социальной группе есть свои «аутсайдеры» — дети, по разным причинам ставшие изгоями. И мало кто из подростков захочет заступиться за того, против кого ополчилось большинство, чтобы не быть также отверженным группой.

Подросток автоматически отвечает своему другу: «Да. Клево! А я бы еще ее побил». А потом его поддерживают еще 10 — 20 — 100, а иногда и тысячи ему подобных. Классно! И ни один не вспоминает, что это убийство. Наоборот, все больше делается акцент на том, что «чувак убил, а ему ничего не было, а видео все рекорды побило». Курс обозначен.

А ПОЧЕМУ БЫ НЕТ?

И в голове ребенка зарождается страшная мысль: а может, попробовать?

— С распространением социальных сетей в Интернете возникло явление «опубличивания» частной жизни. Ради увеличения своего рейтинга подростки снимают на видео жестокие сцены (они пользуются огромной популярностью, потому что вызывают сильные чувства зрителей) и размещают их на своих страницах. Таким образом, участники избиения становятся героями фильмов, а это добавляет куража. Жестокость удваивается, подкрепленная этим драйвом, и помножается на подсмотренную с экрана жестокость, — уверена Васильева.

Их подогревают их же сверстники, а зачастую психически нездоровые взрослые. И ребенок совершает какой-нибудь незначительный проступок — бьет соседа или пинает котенка. И выкладывает в Сеть. Ему кричат: давай еще!

Получается, что ребенок, которого соцсети научили легко расправляться с неугодными, зачастую унижая их, провоцируется на жестокость. Так соцсеть становится тем самым управляющим механизмом, который распоряжается пользователями на свое усмотрение.

Один из самых тривиальных роликов, выложенных недавно в Сети: Три девочки на крыше многоэтажного дома обсуждают разрыв девушки (справа на переднем плане) с мальчиком...

Один из самых тривиальных роликов, выложенных недавно в Сети: Три девочки на крыше многоэтажного дома обсуждают разрыв девушки (справа на переднем плане) с мальчиком…

...внезапно девушка встает, бросается к краю и...  прыгает...

…внезапно девушка встает, бросается к краю и… прыгает…

...за ней, видимо, под влиянием эмоций - вторая...

…за ней, видимо, под влиянием эмоций — вторая…

...последние кадры. Два тела на асфальте.  Что это - реальная смерть  или постановка для Интернета?

…последние кадры. Два тела на асфальте. Что это — реальная смерть или постановка для Интернета?

МАСШТАБЫ КАТАСТРОФЫ

Не знают, с кем «дружат»

Американские педиатры выявили взаимосвязь между пропагандой насилия в Интернете и жестоким поведением среди подростков. В центре Internet Solutions for Kids в Санта-Анне (Калифорния) уверены, что наиболее серьезное влияние на психику ребенка оказывают жестокие видеоролики, распространенные в соцсетях. Подростки, которые рассказали, что «чаще всего» посещали интернет-ресурсы, содержащие видеоматериалы «реальных драк, перестрелок и убийств людей», оказались в 5 раз более склонными к жестокому поведению, чем их сверстники, не посещающие подобных веб-сайтов.

Российские же дети всегда летят впереди паровоза. По результатам международного исследования «Дети ЕС Онлайн», российские ребята начинают пользоваться Интернетом позже, чем европейские. В среднем с 10 лет. Но при этом дети из России пользуются Интернетом более активно и с большим риском. Ведь большинство (80 процентов) российских детей блуждают по Интернету абсолютно самостоятельно. При этом более четверти детей проводят в Сети от 7 до 14 часов в неделю — т. е. около одного-двух часов в день, каждый шестой ребенок — от 14 до 21 часа, каждый пятый — более 21 часа в неделю. Часть этих детей в прямом смысле живут в Сети, проводя онлайн по двое или трое суток в неделю. Более 80% российских подростков имеют профиль в социальной сети, у каждого шестого из них — более 100 друзей, 4% детей имеют более 300 друзей в социальной сети.

— Я был поражен данными OnGuard Online: 22% пользователей соцсетей от 16 до 24 лет вообще не знают людей, с которыми они «дружат», — предупреждает Евгений Касперский. — Нет никакой гарантии, что приватная информация из профилей и «стен» не попадет в «неправильные» руки. И помните, что киднеппинг и маньяки всего лишь вероятностная верхушка айсберга.

Специалисты считают, что социальные сети должны контролировать все, что размещают пользователи, и особое внимание уделять детям. Но пока ни у кого нет никакой ответственности. Как сообщили в социальной сети ВКонтакте, пользователь имеет право создавать любые группы, выкладывать любую информацию, в том числе видео жестокого содержания…

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Как защитить ребенка от жестокости в Интернете?

— С самого детства надо приучать к самостоятельности и ответственности за свои поступки, а главное — формировать способность к сочувствию и сопереживанию.

— Прививайте ребенку моральные ценности только личным примером, который научит его видеть в каждом человеке доброту.

— В семье должны прекратиться физические наказания. Иначе не удивляйтесь детской жестокости — ведь ее проявления для ребенка в порядке вещей!

— Аккуратно и корректно контролируйте, с кем ребенок дружит, чем занимается, что смотрит и читает. Ограничивайте время просмотра телевизора и компьютерных игр. Но не прямым приказом или запретом, а предложением других интересных занятий, желательно активных и на свежем воздухе.

— Найдите для ребенка занятие по душе, где он сможет дать выход накопившейся энергии и получит возможность самоутвердиться и чего-то достичь.

— Чаще беседуйте с ребенком о его отношении к разным социальным явлениям, другим людям, обсуждайте фильмы и книги. Это заполнит культурный вакуум.

— Научите правильно реагировать на агрессоров (не обращать внимания или превратить происходящее в шутку и др.).

— Любому подростку требуется ваша убежденность: «Ты — сильный!» Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность жестокостью.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Дурной пример

Легко винить подростков… А взрослые? Тысячи серьезных, вроде бы загруженных на работе и дома людей часами просиживают то в Facebook, то в Одноклассниках, описывая чуть ли не каждый свой шаг: «Был в ресторане, вкусно…», «Пошел на конференцию — скучно».

Может быть, взрослые и не используют приемы подростков вроде скандальных и жутко жестоких видеороликов, чтобы поднять собственную популярность в соцсети, но уже сам факт того, что мама (папа) подсели на пустопорожнее (зачастую увы) общение с малознакомыми «друзьями», — уже пример. Пример для их детей.

Сейчас нередко бывает так, что мама с сыном переписываются в чате: «Ты сходишь на кухню, выключишь чайник?» Оба сидят за своими компьютерами и не в силах вырваться из виртуального мира, чтобы просто вместе посидеть за чаем, обсудить проблемы или просто пообщаться.

Идет эмоциональное выгорание как взрослых, подсевших на Сеть, так и их детей. Второе поколение…

На самом деле глубоких исследований о том, как влияют соцсети на психику людей разного возраста, еще нет. Есть интересные научные работы, но пока локальные.

А жаль. Следующее поколение, выросшее и воспитанное уже по большей части Интернетом, будет существенно отличаться от поколения нынешнего, не говоря о наших предшественниках. Но вот в какую сторону? Как они изменят реальный мир? Пойди сегодня пойми…

Александр МИЛКУС, редактор отдела образования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *