Меню

Стедикам что это: Steadicam — Википедия – Стедикам. Что это?

Содержание

Стедикам. Что это?

Купив видеокамеру, первым делом проверяем заряд аккумулятора, жмём кнопку с красным кружочком и… начинаем махать несчастным аппаратиком, будто садовой лейкой. Ну ладно, ладно. Есть ведь и аккуратные операторы, которые, бережно прижав к себе драгоценное устройство, стараются на время съёмки задержать дыхание, унять дрожь в ногах и не шарахаться от каждой тени.

Вышеприведённые примеры описывают разные методы хвата, удерживания видеокамеры, но способ съёмки, увы, один и тот же: с рук. Неважно, как вы держите видеокамеру — в вытянутых руках или прижав к носу, груди, поясу… Стоит лишь сделать шаг, второй, третий, как все ваши потуги удержать в кадре снимаемый объект превращаются в ничто. Никакой самый разволшебный стабилизатор, будь он хоть трижды оптическим, не поможет сохранить ту плавность движения, которую мы всегда видим в кино (он рассчитан только на гашение тряски рук и мелких случайных толчков). Вспомните: герой или объект движется в кадре, а камера, словно на облачке, следует за ним без единого толчка, без всякой тряски. А что у нас, в нашем любительском видео?

Эти съёмки можно смело отправлять в помойку, то есть, конечно же, в Корзину. А ещё лучше — Shift+Del, поскольку они не годятся ни для каких целей. Таким образом, не имея возможности передвигаться с работающей видеокамерой, оператор стоит как приколоченный к одному квадратному метру асфальта, играя роль стационарного наблюдательного пункта. Для очистки совести всё-же скажем, что в большинстве случаев такая неподвижность и требуется, ведь не вся жизнь проходит в движении. Но всё-таки, если вдруг потребовалось вести съёмку и при этом передвигаться, чтоб «как в кино»?

Конечно, кино — дело… дорогое. Сравнивать «их» возможности и бюджет с нашим «богатством» просто неприлично. Память тут же выпихивает на поверхность кадры из какого-то «фильма о фильме»: тележка с оператором, толкаемая суровыми мужиками… десятки метров рельсовых дорожек, проложенных для съёмки единственной короткой сцены. Или кран — плавно движущееся металлическое чудовище с длиннющей коленчатой стрелой, на конце которой торчит обдуваемый ветрами оператор либо управляемая сервоприводами конструкция. Всё это хорошо, нарядно и… недоступно. Но как же быть? Неужели нет на свете сколь-нибудь подходящей замены суровым мужикам, тележкам, рельсам и кранам?

Есть такой заменитель!

Стедикам. А также глайдкам, флайкам, стабикам (steadicam, glidecam, flycam, stabicam) — всё это родственные понятия. Родился такой агрегат совсем не вчера, свой возраст он отсчитывает аж с 70-х годов прошлого века, и (предположительно) использовался при съёмках таких кинофильмов, как «Рокки», «Чужие» и пр. В нашей стране стедикамом пользовались гораздо позже, уже в нынешнем веке: «Антикиллер», «Турецкий гамбит» и т.д. Тропинка этого устройства «из кино в массы» чертовски крива и труднопроходима; неизвестно, доковыляет ли когда-нибудь стедикам до обыкновенного оператора-любителя. Надеемся, что всё-таки дойдёт: ведь уже сегодня такими агрегатами с удовольствием пользуются «свадебщики» и видеографы, профессионально занимающиеся съёмкой каких-либо событий.

Перед тем, как мы разберём наш стедикам на составные части (виртуально, конечно! — за реальную разборку автору руки оторвут), кратко охарактеризуем этот агрегат. Назначение стедикама очевидно: обеспечение мягкого, плавного перемещения видеокамеры при съёмке в движении. Преимущества перед прочими «киношными» системами стабилизации: мобильность и низкая стоимость (низкая по меркам видеокухни). Конструкция и комплектность стедикама может быть самой разной, в зависимости от запросов и толщины кошелька вопрошающего: кустарная система противовесов или механизм посложнее, с использованием фирменных деталей. Продвинутые киношники используют и совсем уж невероятные сооружения, состоящие из специального носимого жилета, жёсткого рукава, вертикальной стойки, при этом вся конструкция может быть оснащена монитором, куда выводится картинка с камеры, и прочими необходимыми в хозяйстве предметами вроде дополнительных аккумуляторов. Оператора в таком облачении и разглядеть-то трудно — ну зато ему работать удобнее, знай себе перебирай ногами да удерживай равновесие.

Но опять мы ударились в профсектор, где царствуют бездонные сметы. Давайте вернёмся на нашу любительскую землю, и внимательно изучим конструкцию одного из представителей стеди-глайд-стаби-устройств. Одного из самых, можно сказать, «бюджетных» вариантов (хотя, если поискать, то можно найти действительно примитивные конструкции).

Устройство имеющегося в нашем распоряжении стедикама следующее:

Пусть некоторые мелкие неточности, которые бросятся в глаза профессионалу, не испортят общей картины. Но суть именно такова: на площадку, прикрепленную к низу выдвижной штанги, навинчиваются грузики (противовесы), помогающие уравновесить систему. Таким образом, эта выдвижная штанга с площадкой, на которой покоятся противовесы, является плечом с изменяемой длиной.

Внутреннее кольцо подшипника жёстко закреплено на центральной (главной) оси-трубке, обёрнутой пористой резиной (при съёмке вторая рука должна легонько касаться этой резины, дабы предупредить кручение или качание системы). К внешнему кольцу подшипника прикреплен в двух точках кронштейн, к которому, в свою очередь, крепится вращающаяся рукоятка. Таким образом, имеется свобода вращения по трём осям.

В заключение «разберём» ту самую площадку, которая венчает всю конструкцию. Это сложный узел, требующий при кустарном изготовлении высокой точности и аккуратности. Площадка представляет собой статичную основу, на которой покоится ещё одна площадка, подвижная. К ней-то и привинчивается видеокамера. Вращающиеся резьбовые регуляторы предназначены для изменения положения площадки с камерой по двум осям в пределах статичной площадки.

Регулировка стедикама — дело тонкое, почти как восток. При желании в Сети можно разыскать даже видеоинструкцию по настройке (но нужна ли она, если стедикама в наличии нет и не предвидится)? Если вкратце, то всю настройку требуется производить с закреплённой на площадке видеокамерой, причём она должна находиться в рабочем состоянии: открыт экран, выдвинут видоискатель, пристёгнута нужная бленда, вставлен тот аккумулятор, с которым впоследствии будет вестись съёмка. Теперь можно размещать грузики на нижней площадке, двигать подвижную площадку с камерой вперед-назад и влево-вправо до тех пор, пока вся система не примет строго вертикальное положение. Кстати, существует надёжный способ проверки правильности регулировки: из горизонтального положения в вертикальное вся система должна прийти за полторы секунды (скорость эту можно увеличить или уменьшить, изменив длину плеча путём вытягивания или втягивания штанги). При таком качании камера, закреплённая на верхней подвижной площадке, не должна поворачиваться вокруг оси штанги. И ещё один способ проверки: резко выбросить вперёд или вбок руку со стедикамом. Если система начала раскачиваться, значит, следует вернуться к самому началу настройки.

Ну, а теперь взглянем на всю систему вживую:

И сразу видим ошибку: система неуравновешена, имеет склонность к раскачке. Виновата… видеокамера. Да, это так: увы, но камеры потяжелее у нас нет в наличии. Дело в том, что вес видеокамеры, да и вообще всей системы в целом — это критический фактор, о чём обычно не упоминается. Ведь само собой разумеется: говорим «стедикам» — подразумеваем «оператор-профессионал». И наоборот. А следовательно, при упоминании стедикама речь непременно идёт о видеокамере, весом своим в несколько раз превосходящей любительскую «мыльницу».

Таким образом, стедикам — это уравновешенная система, работающая на принципе инерции массы. Чем большей массой обладает вся система, тем она устойчивее, это очевидно любому, кто может отличить вес от момента инерции. Кстати говоря, вовсе необазятельно использовать именно подшипник, кронштейн и поворотную рукоятку. Этот сложный узел вполне можно заменить обыкновенной шаровой опорой. Однако у последней есть один серьёзный недостаток: полной свободы движения по всем осям шаровая опора не даст, да и сила трения скольжения у таких опор довольно велика. Чтобы компенсировать трение, потребуется большая масса, а это снова означает тяжёлую видеокамеру и соответствующую систему противовесов.

Но даже будь у нас самая претяжёлая видеокамера, абсолютно прямолинейного движения с одним лишь стедикамом достичь всё равно затруднительно, тем более вот так, с наскока. Во-первых: практика и ещё раз практика. Во-вторых, более-менее ровная съёмка с долгим проходом возможна только при наличии дополнительных «навесов»: жилета, рукава, вертикальной стойки (фотографии приведены выше). Но и в этом случае результат не гарантирован — если требуется длинное ровное прохождение, то тут уже никак не обойтись без тележки с теми самыми угрюмыми мужиками (или оператору придётся освоить курс катания на роликовых коньках).

К счастью, в подавляющем большинстве случаев стедикам применяется лишь для коротких проходов и пробежек, облётов, а также может быть использован для «зума ногами». Эта фраза — не поэтическая вольность, именно так «зуммируют» в кино. Вспомните — в хорошем фильме почти не эксплуатируется зум самой видеокамеры. Вместо банального зуммирования объективом оператор приближает к объекту саму видеокамеру, зум камеры при этом не используется вовсе.

Поскольку теорию полезно перемежать практикой, тряхнём стариной и пробежимся по чистому снегу дважды: без стедикама, привычно держа камеру в вытянутых руках, и со стедикамом. Ну а потом, разумеется, сравним результат:

Разница, мягко говоря, ощутима. Даже очень. Несмотря на присутствие раскачивания (а оно, как мы уже убедились, неизбежно с такой лёгкой видеокамерой), теперь такое видео вполне можно использовать для модных нынче игр с таймшифтингом. Исключительно прелестно выглядит видео, снятое со стедикамом из движущегося автомобиля — тряски как не бывало! Правда, высовываться из окна автомобиля с конструкцией в руке не рекомендуется: сдувает. Открытый ЖК-экран видеокамеры действует подобно парусу, из-за чего камеру ведёт в сторону, и систему приходится крепко удерживать.

Впрочем, несколько дней практики, и вот уже начинает получаться нечто похожее на ровную съёмку. Высунув от усердия язык, автору удалось-таки пройти несколько метров со стедикамом в руке, при этом матушка-земля и стедикам не успели войти в шокирующий резонанс. Что-ж, теперь такое ровное видео (для любительского уровня, разумеется) вполне можно использовать в давно задуманных целях, «подвесив» в воздух трёхмерные объекты. И «трекить» снежинки пришлось совсем немного. Получилось хоть и бестолково, зато зрелищно: для домашнего кино в самый раз!

Что касается удобства съёмки со стедикамом — забудьте о всяком комфорте, если вы не человек с тренированными мышцами и крепкими запястьями: теннисист, гребец, потомственный знаменосец… Автор изо всех сил пытался вспомнить, в каких случаях и когда ему приходилось вот так подолгу держать нагруженную кисть. Безуспешно. Ничего, кроме давным-давно сданного табельного ПМ, на ум так и не пришло.

Нет, пожалуй, наиболее комфортно со стедикамом в руке будет чувствовать себя человек, который длительное время и часто практикует съёмку со стедикамом. К счастью, нам довелось познакомиться с одним из таких профессионалов, который не представляет себе видеокамеру без стедикама, и не замечает дискомфорта от нескольких килограммов в вытянутой руке. Алексей Шлыков, видеограф из Запорожья, проводивший мастер-класс в городе Иваново, охотно делился опытом и секретами съёмки. Впрочем, если о стедикаме и было сказано, то лишь вскользь, поскольку тематика встречи была иная. А именно — съёмка и монтаж клипа в сумбурном, энергичном, или, по-сегодняшнему говоря, трэшевом стиле. Кстати говоря, клип, получившийся в итоге всей работы, вполне можно рассматривать как пример грамотного использования стедикама. Вот и мы взглянем на результат, но не с одной точки зрения, а с двух одновременно: в те секунды ролика, когда применялся стедикам, в правом нижнем углу будут появляться кадры, снятые со стороны — обратите на них внимание. Ведь лучше один раз увидеть.

Как видим, стедикам использовался не всегда. И правильно, ведь в клипе, как и в фильме, сцены, ракурсы и способы подачи материала должны чередоваться. Внимательный зритель, наверное, подметил ещё один момент: в некоторых случаях Алексей удерживал систему вверх тормашками. Почему? Потому, что траектория движения камеры по его задумке должна была почти касаться травы. Ну, а перевернуть видео в процессе монтажа — не проблема (кстати, некоторые профессиональные видеокамеры имеют для таких случаев два резьбовых отверстия для крепления площадки: в днище и вверху, на рукоятке).

***

Грустно: информацию о существовании стедикамов, а уж тем более о них самих, найти неподготовленному человеку крайне сложно. Но если и найдёте — будьте уверены, вам эта информация не предназначена. Она для тех, кто уже как минимум держал в руках стедикам, либо вовсе для полноправных владельцев подобных устройств. Публично рассказывать о стедикаме и об особенностях съёмки с этим устройством тоже охотников мало. Ситуация — прямо как в анекдоте советской эпохи: «А что его пробовать? Сало как сало». А ведь конструкция, работающая на таком бесхитростном, но чертовски действенном принципе, как равновесие и инерция масс, не представляет никакой тайны. К сожалению, все представители этой элементарной механики — кустарные самоделки. Как, например, следующий механизм:

Всё это довольно странно: простейшая, но эффективная технология до сих пор так и не приползла к обыкновенному, массовому потребителю. Зайдите в магазин фото- видеотоваров, и поинтересуйтесь… штативами. Наряду с фирменными изделиями, цена которых начинается с тысячи ненаших денег, в наличии имеется и широкий выбор штативов стоимостью тысяча-другая кровных российских. Стедикама же в магазине вы не увидите — это гарантированно. Только на заказ, при этом нужно ещё знать «где» и «как». Ну а его стоимость… Он стоит нереальных денег. По меркам рядового любителя, разумеется: отдать 300 долларов (это самый минимум) за пусть нужную, но всё-таки редко используемую железку — это слишком дорогое удовольствие.

Отчего столь высокая цена? Объяснение может быть следующим: высокий спрос плюс ручная (фактически) работа. Так каким же образом подобные вопросы, касающиеся дисбаланса спроса и предложения, обычно решаются на акулье-капиталистическом рынке? Ответ очевиден.

А что, если перевести эту статью на китайский? Чем чёрт не шутит, глядишь, вскорости и за 50 долларов стедики появятся.

 

 [Все статьи в разделе «Цифровое Видео»]

это… Описание, применение, принцип работы

С появлением киноиндустрии операторы экспериментировали со способами работы с камерой, позволяющими создавать качественные и захватывающие кадры, способные привлечь аудиторию. В 1970-х годах для этого использовались рельсы, по которым передвигались краны и тележки. На них перевозили установки весом до 20 килограмм, по сравнению с которыми современные камеры выглядят крошечными.

Гаррет Браун в 1970-х годах пытался найти способ, позволивший бы работать с тяжелой техникой без проблем, изобретя в итоге стедикам.

Для чего нужен стедикам

стедикам для телефона

Это устройство, представленное жилетом и искусственной рукой, поддерживающей камеру в статичном положении на карданной установке. Жилет удерживает руку, а та — прибор, в результате чего большая часть нагрузки приходится на корпус оператора, не на его руку и плечо. Искусственная рука устранила вибрации, что позволило оператору ходить во время съемки.

Дополнительным преимуществом стедикама стало отсутствие необходимости постоянно смотреть в камеру для кадрирования и увеличение диапазона движений за счет внешнего монитора, позволяющего настраивать фокусировку с высокой точностью.

Стедикам — это системы стабилизации камеры, которые обеспечивают ее плавное передвижение в разных плоскостях. Использование такого оборудования позволяет получать высококачественное изображение без вибраций и тряски, не прибегая к лишним затратам. В отличие от операторских рельс, стедикамы более мобильны. Использование системы стабилизации экономит транспортные расходы и выплаты работникам, сокращая время подготовки к съемкам и ускоряя съемочный процесс.

Конструкция стедикама

Простая конструкция стабилизатора позволяет создать его своими руками: профессиональные модели состоят из жилета, надеваемого на оператора, пантографа и вертикальной стойки. Система может оборудоваться дополнительными аксессуарами: монитором для просмотра, аккумуляторными батареями, креплениями для установки на автомобиль или вертолет.

Принцип работы

электронный стедикам

Основа работы стедикама — это физический закон о сохранении энергии. Резкие короткие толчки, передающиеся рычагу во время движения оператора, гасятся встроенными в стабилизатор пружинами-амортизаторами. Одновременно с этим компенсируются вибрации, передаваемые системе от тела оператора. Искусственная рука стабилизатора в итоге колеблется между двумя соединенными движущимися массами.

Соединение пружины руки и системы стабилизации камеры оптимизируется трехосевым гимбл-шарниром, позволяющим переворачивать стедикам вверх ногами и вращать его вокруг двух осей. Подобные конструктивные возможности позволяют снимать панорамные кадры в движении. Стедикам для камеры, даже выполненный своими руками, может одновременно наклоняться, вращаться и выполнять панорамирование. Балансировка основывается на том же принципе, по которому удерживается равновесие эквилибристами. Если на строго вертикальном шесте крепится камера, а в нижней его части размещается противовес, то образуется конструкция с центром тяжести между камерой и противовесом и двумя силами.

Три оси гимбл-шарнира располагаются в центре несущей стойки стедикама. В точке крепления камеры уравновешиваются силы тяжести противовеса и самой камеры.

Эффекты стабилизации и амортизации камеры формируются не только пружиной руки, но и механизмом стедикама. Это позволяет разместить на стабилизаторе при сдвижении центра тяжести камеры практически аналогичный противовесу вес, поскольку в таком случае начинает работать закон момента инерции массы. При этом камера и противовес не должны обладать идентичным весом.

Гимбл-шарнир на основе принципа рычага компенсирует большой вес камеры и может двигаться вверх и вниз по несущей стойке.

Электроника или механика?

стедикам для камеры

Важная функция стедикама — это возможность регулировки камеры в разных направлениях, что важно для плавной съемки и легкого управления прибором. Достигается это за счет установки и настройки противовеса. Не менее важна настройка вертикального баланса, а также — вертикальной штанги и контрбаланса. Стедикам для фотоаппарата с карданными установками утяжеляется внизу, поэтому зеркалка остается в вертикальном положении.

При выборе также стоит учитывать, что чем тяжелее фотоаппарат, тем быстрее оператор устает от него. При этом тяжелые камеры за счет инерции и массы сохраняют плавность видео при перемещении. Стабилизировать и удерживать более легкие модели становится сложнее с течением времени, а на качестве видео могут сказаться даже рывки, появляющиеся при дыхании оператора.

В отличие от электронного стедикама, механический обеспечивает полный контроль съемочного процесса. Оператор может контролировать тонкие движения камеры и отслеживать движущиеся объекты, наклоняя аппарат на поворотах. Воспроизвести тот же эффект с помощью электронной системы стабилизатора практически невозможно.

Минус механического стедикама — это сложность его настройки и работы с ним. Несмотря на то что производителями предусмотрены инструкции, настройка занимает много времени. Механические стабилизаторы требуют большего взаимодействия с оператором, в отличие от электронного аналога.

Электронные стедикамы

стедикам для фотоаппарата

В их конструкцию входит несколько гироскопических датчиков, из-за чего их называют гироскопическими стедикамами. В зависимости от количества датчиков разделяют двух- и трехосевые гироскопические системы стабилизации.

Преимущества и недостатки

Преимуществом электронного стабилизатора является то, что он изначально сбалансирован и настроен: оператор может сразу же приступить к съемке. Большинство моделей стедикамов настраиваются с наклоном вниз и вверх для получения нужного ракурса с нижней или верхней точки. Гироскопический стабилизатор автоматически поддерживает заданный угол. Недостатком электронного прибора является невозможность отклонения от определенного угла во время съемки.

Дополнительное преимущество электронного стедикама — отсутствие необходимости у оператора постоянно присутствовать рядом с камерой. Однако есть у него и недостатки — высокая стоимость и большой вес.

Стабилизаторы для смартфонов

стедикам для смартфона

Конструкция стедикама для смартфона состоит из подвижной рамы на шарнирах, приводимых в движение электромоторами, прикрепленной к ручке. Смартфон вставляется в рамку и фиксируется в горизонтальном положении, которое может меняться при помощи датчиков-гироскопов.

Рамка со смартфоном может вращаться в разных плоскостях, не передавая движение всей системе благодаря взаимосвязи всех элементов конструкции. Телефон приводится в движение не рукой оператора, а вращением рамки. Направление вращения может быть динамическим либо запрограммированным.

Функционал

стедикам для телефона

Основная задача стедикама для телефона — нивелирование тряски при видеосъемке. Однако возможности электронного стабилизатора намного шире:

  • Автоматическое изменение положения смартфона из горизонтальной плоскости в вертикальную.
  • Синхронизация с телефоном по Bluetooth, что позволяет управлять съемкой при помощи клавиш на ручке стабилизатора.
  • Возможность распознавания лиц.
  • Разные режимы съемки и спецэффекты.
  • Панорамная съемка и функция Motion Timelapse.

Стедикам для телефона позволяет снимать качественные кадры без тряски, используя различные функции стабилизатора.

Стедикам Википедия

Стедика́м, Стэдика́м (англ. Steadicam;) — носимая система стабилизации съёмочной камеры для кино- или видеосъёмки в движении. В советских/российских источниках «Стедикам» классифицируется как поясно-плечевой демпфирующий штатив или опора[1]. Относится к вспомогательному операторскому оборудованию. Название Steadicam зарегистрировано как торговая марка компании «Тиффен» (англ. Tiffen), полное торговое название системы — Tiffen Steadicam. Кроме торговой марки слово «Стедикам» используется в кинематографе для обозначения принципа съёмки со свободным движением стабилизированной камеры[2].

Оператор «Steadicam» с ассистентом во время телетрансляции футбольного матча

История[ | ]

В современном кинематографе и телевидении одним из главных выразительных средств является перемещение камеры в пространстве. Основной трудностью при съёмке в движении является получение стабильного изображения, лишённого тряски и колебаний. При съёмке с рук или с плеча тряска изображения неизбежна и может сделать его непригодным для использования. До появления системы «Стедикам» единственными технологиями, обеспечивавшими стабильное изображение с движущейся камеры, были тележка «долли» и операторский кран. Однако эти способы очень трудоёмки, требуют большой предварительной работы по прокладке рельсов и установке крана, а, кроме того, всё равно ограничивают подвижность камеры, поскольку рельсы можно проложить далеко не везде и приходится постоянно избегать их видимости в кадре.

Система «Стедикам» изобретена кинооператором Гарретом Брауном (англ. Garrett Brown)[3], который 12 апреля 1977 года получил патент США на изобретение под названием «Оборудование для использования с ручными кинокамерами»[4]. Впоследствии права на изобретение были проданы компании Cinema Products, давшей ему название

Steadicam, а в дальнейшем производство перешло к компании «Тиффен». В настоящее время «Стедикам» под разными торговыми брендами производится несколькими фирмами, но оригинальное название имеет право использовать только «Тиффен». Также Гарретом Брауном изобретена система перемещения подвешенной на тросах камеры, называемая «Скайкам» (англ. Skycam, Spidercam), используемая для съёмок спортивных мероприятий и масштабных телешоу с высоты.

Система «Стедикам» обеспечивает настолько плавное движение съёмочной камеры, что при просмотре полученного изображения у зрителя создаётся ощущение полёта. При этом камера крепится к торсу оператора, который может свободно перемещаться в любом направлении. Закреплённый на транспортном средстве, «Стедикам» гасит любую тряску, обеспечивая качественное изображение.

Советская система стабилизации, разработанная кинооператором И. А. Черных

Первым фильмом, снятым с применением прототипа системы в 1976 году, стал «На пути к славе» (англ. Bound for Glory). После просмотра 16-мм ролика, сделанного фирмой Cinema Products для рекламы изобретения, в котором жена Брауна Хеллен поднимается по ступенькам Музея Искусств в Филадельфии[5], режиссёр Джон Эвилдсен пригласил изобретателя снимать Сильвестра Сталлоне, поднимающегося по той же лестнице в фильме «Рокки»[6]

Кинословарь: История Стедикама

аксессуару, без которого фильмы «Рокки» и «Сияние» не стали бы событием, а сегодняшние Олимпиады, концерты и футбольные матчи по ТВ не выглядели бы и вполовину столь же увлекательно.

Кинематограф существует с начала 20-го века, однако до 70-х годов операторская техника пребывала в несколько стесненном положении. Существовало лишь два способа показать «наземную» движущуюся картинку: либо тяжелую камеру устанавливали на тележку «долли», пущенную по рельсам, либо снимали на ходу, вооружившись легкой камерой. Оба пути имели свои недостатки: в первом случае камера была строго ограничена в перемещениях (да и рельсы проложить можно далеко не везде, и дело это долгое и трудоемкое), а во втором – снимаемая с рук или с плеча картинка дергалась после каждого шага оператора. Временами «прыгающий» кадр был кстати – например, если требовалось передать рваный ритм военной атаки. В остальных случаях операторский «паркинсонизм» только раздражал зрителя, но как получить плавную картинку без рельсов и без использования крана, никто не представлял.

Гарретт Браун

Гарретт Браун

В середине 70-х годов, однако, этим вопросом стал задаваться молодой телеоператор из Филадельфии Гарретт Браун. В рабочее время он снимал рекламу и эпизоды «Улицы Сезам», а в часы досуга ставил эксперименты со своей переносной камерой. «Я исходил из того, что должен существовать какой-то способ изолировать камеру от тряски, которую создает человек, но оставить возможность носить ее в руках, – вспоминает Гаррет. – С ручными камерами была проблема. Края кадра ограничивают нас подобно краям окна. И мне не нравилось это окно. Я хотел получать через него такую же картинку, какую видят мои собственные глаза. Поэтому стал искать путь, позволяющий отделить человека от камеры».

На съемочной площадке «Путь к славе»

На съемочной площадке "Путь к славе"

В итоге Браун придумал, как получить в движении стабильное изображение: нужно было закрепить камеру на груди оператора с помощью специального жилета (соединительным звеном между камерой и жилетом служила шарнирно-пружинная железная «рука» наподобие той, что идет в комплекте с гибкой настольной лампой). Внизу же к камере он привесил массивную стойку-штатив, выполнявшую роль грузила. Если вести съемку на ходу, держа камеру за стойку перед собой, как переносную капельницу, то «гирька» на ее нижнем конце гасила вибрации камеры, а суставчатая «рука» делала камеру менее зависимой от сотрясений, создаваемых оператором при ходьбе. В роли груза выступала батарея и подключаемый мини-монитор, поскольку заглядывать в видоискатель камеры на ходу не представлялось возможным. Вся конструкция была сбалансирована так, что камера удерживалась прикрепленной к жилету «третьей рукой», собственными же руками оператор лишь придавал ей направление. Таскать тяжелый агрегат оказалось несложно, поскольку жилет забирал на себя лишний вес и помогал распределить его по всему торсу – вернее, тогда, когда Гаррет клепал первые прототипы своего устройства, жилета еще не было, а была система ремней, затягивавшихся на груди. Но и она работала неплохо.

На съемочной площадке фильма «Путь к славе»

На съемочной площадке фильма "Путь к славе"

Свежеиспеченное изобретение филадельфийский самородок назвал «Стабилизатором Брауна» и, сняв на видео свою будущую жену Хеллен, взбегающую по многоступенчатой лестнице местного Музея искусств, поехал продавать камеру в Лос-Анджелес. Промо-ролик получился эффектным: камера двигалась плавно, и если бы по ступеням были проложены рельсы, их бы обязательно было видно. На товар немедленно нашелся купец. Интерес к стабилизатору проявила студия United Artists, решившая задействовать его в снимавшейся на тот момент ленте «Путь к славе». Байопик кантри-певца Вуди Гатри в весьма подкупающей форме продемонстрировал новые возможности кинокамеры: в двухминутной сцене, на съемках которой был задействован Браун, камера поначалу находится на высокой платформе, а когда платформа опускается, оператор сходит на землю и вслед за главным героем движется сквозь толпу. Когда же персонаж решает вернуться, камера тоже сдает назад, продолжая держать его в кадре. Весь этот сложный проход был снят без единой монтажной склейки, чем поразил критиков американской Киноакадемии в самое серце: камера Брауна явно была ручной, но при этом плыла так плавно, словно катилась по рельсам. Фильму без разговоров присудили «Оскар» за операторскую работу. Но это случилось позже. А до того Гаррет еще успел поработать в Нью-Йорке на триллере «Марафонец», где по сценарию требовалось атмосферные сцены погонь.

В работе у United Artists находился еще один проект – боксерская драма «Рокки» с Сильвестром Сталлоне в главной роли. Режиссером туда был нанят Джон Эвилдсен, умевший делать кино за мизерные деньги. Посмотрев 10-минутный промо-ролик авторства Гаррета Брауна, он пришел в восторг: пускай на фильм ему дали всего миллион, с таким революционным инструментом можно было сделать запоминающуюся картинку и за малые деньги.

На съемочной площадке фильма «Рокки»

На съемочной площадке фильма "Рокки"

Эвилдсену понравился не только чудо-стабилизатор, но и засветившаяся в брауновском видео музейная лестница. Гаррет рассказал постановщику, где добыл натуру, и местом съемки, таким образом, стала его родная Филадельфия. «Я поехал в Лос-Анджелес и продал там свою идею, – вспоминал он через годы. – Студия как раз готовила к запуску «Рокки». И режиссер, посмотрев мое видео, был в шоке: «Как ты это сделал?! Почему не дергается камера?!» Это был вопрос в яблочко! Через несколько недель я взбегал с камерой по тем же ступенькам, но уже не за своей девушкой, а за Сталлоне».

Стедикам показал себя отлично: Эвилдсен снял подъем Слая по лестнице музея и был очень доволен тем, что удалось обойтись без тележки и направляющих рельсов – в тот момент, когда оператор закладывал вираж вокруг достигшего верхней ступеньки Рокки, рельсы обязательно попали бы в кадр и все испортили. «Никто не думал, что эта сцена станет ключевой, – вспоминает Сталлоне. – А Гаррет Браун даже тогда продолжал экспериментировать со своей камерой – вся ее конструкция буквально держалась на каких-то болтах и веревочках…»

На съемочной площадке фильма «Рокки»

На съемочной площадке фильма "Рокки"

Не имея возможности тратиться на красивые декорации, режисер Эвилдсен старался использовать в виде фона любой привлекательный элемент ландшафта, благодаря чему утренние пробежки героя Сталлоне оказались наполнены запоминающимися деталями.

«Когда Сталлоне, как король, с предельно самоуверенным видом бежал по городу, на него глазели все прохожие, – рассказывает Браун о своих операторских буднях на съемках «Рокки». – Наш путь пролегал через кучу торговых рядов, и один парень кинул ему яблоко, а Сталлоне его словил – этого никто не планировал, и это вошло в фильм. А когда Слай бежал по набережной, он ускорялся и в итоге несся как ветер. Мы с камерой держались рядом, и кадр получался гладким без всяких спецэффектов. А еще ни один кинематографист до нас не прошелся с камерой по морозильнику между висящих на крюках коровьих туш! Мы это смогли благодаря «стабилизатору Брауна». Я до сих пор помню, какие у меня были потом жирные руки, потому что приходилось проталкиваться ими сквозь эти туши. Мне понравилось! Это было круто – ощущать, что твои движения не скованы тележкой и рельсами. Мы словно добавили новый инструмент к оркестру».

На съемочной площадке фильма «Рокки»

На съемочной площадке фильма "Рокки"

В финале ленты Рокки Бальбоа переходил от тренировок к пятнадцатираундовому поединку с чемпионом мира в супертяжелом весе Аполло Кридом. Эпичная сцена снималась в Los Anheles Sports Arena. Стедикам Гаррета Брауна снова оказался полезен – с его помощью велась съемка второй камерой, благодаря чему зритель мог ощутить себя сидящем в зале. Самого изобретателя вместе с его детищем можно рассмотреть в кадре при внимательном просмотре последнего раунда. «Я решил, что если ты хочешь сымитировать прямой удар в лицо, то надо снимать через плечо того, кого бьют, а значит, камеру следует размещать за пределами ринга», – рассказывал Браун, усилиями которого сцена получилась предельно атмомферной.

В прокат фильм Эвилдсена вышел в 1976-м. Лента, снятая всего за миллион, в мировом прокате перебила затраты в 111 раз, став одной из самых успешных картин в истории мирового кинематографа. Одиннадцать номинаций на «Оскар» обернулись тремя победами – в категориях «лучший фильм», «лучшая режиссура» и «лучший монтаж». Тех, кто создавал красивую картинку, оставили на этот раз без призов. Но время расставило все по местам: за протекшие с тех пор годы сцена пробежки Рокки неоднократно цитировалась и пародировалась в анимационных и художественных фильмах, а для многих туристов, посещающих Филадельфию, подъем по знаменитой музейной лестнице теперь является обязательным пунктом программы. Кроме того, устройство Брауна, которое тот запатентовал и назвал «Стедикам» (Steadicam), то есть «устойчивая камера», получило широкую известность в кинематографических кругах, и в следующие годы дополнило собой такие культовые проекты, как «Сияние» Стэнли Кубрика и «Индиана Джонс» Стивена Спилберга.

На съемочной площадке фильма «Сияние»

На съемочной площадке фильма "Сияние"

Хотя Кубрик  был не первым, кто дорвался до модного механизма,  по словам Гаррета, именно «Сияние» раскрыло подлинный потенциал его детища. Изобретателя выписали в Лондон из Штатов, поскольку он по-прежнему лучше всех умел обращаться со своим изобретением. Благодаря участию Брауна удалось получить кадры с камерой, плывущей по воздуху за маленьким Дэнни, который ездит на велосипеде по коридорам зловещего отеля «Оверлук». Чтобы показать мир, каким его видит ребенок с высоты своего роста, Гаррет привинтил камеру к инвалидному креслу, после чего, в зависимости от того, убегал Дэнни от камеры или двигался ей навстречу, помощники катали кресло вперед-назад. Фокусом и дифрагмой, дабы избежать лишних вибраций, дистанционно управлял ассистент Брауна. От потрясающе красивых пассажей, снятых с помощью брауновского изобретения, пришел в восторг даже Стивен Кинг, позже вставивший упоминание «Стэдикама» и фильма «Сияние» в свою эпопею «Темная башня».

На съемочной площадке фильма «Сияние»

На съемочной площадке фильма "Сияние"

Кульминационная сцена ленты, изображавшая погоню спятившего героя Джека Николсона за перепуганным Дэнни, разворачивалась в заснеженном лабиринте, на обустройство которого ушло 900 тонн соли и пенопласта. Чтобы придать кадру дополнительной клаустрофобности и сделать съемку плавной, здесь снова был применен «Стэдикам»: по просьбе Кубрика Браун доработал свой стабилизатор и закрепил камеру так низко, что искусственный снег летел из-под ног убегающего мальчика прямо в объектив. Этот важный апгрейд, позволяющий в случае необходимости менять местами камеру и противовес, впоследствии позволил всем желающим снимать плавные пролеты камерой с низкой точки.

Не менее знаменито участие Стэдикама в шестом эпизоде «Звездных войн». Для производства сцены погони на спидерах в чаще Эндора продюсер франшизы Джордж Лукас отправил Брауна на прогулку по калифорнийскому секвойному лесу. С камерой, делающей один кадр в секунду, тот прошел по запланированному маршруту, двигаясь со скоростью около 8 км/ч. Когда отснятый материал позже был разогнан до привычных глазу 24 кадров в секунду, создался эффект полета камеры со скоростью в 200 км/ч. Для этого проекта Гаррет снова напряг творческо-техническую мысль и оснастил свое устройство двумя дополнительными гироскопами. Эффект быстрого скольжения стал модным: годом позже Майкл Крайтон, снимавший фантастический экшн «Бунт роботов», аналогичным способом изобразил полет самонаводящейся мини-ракеты.

На съемочной площадке фильма «Звездные войны 6»

На съемочной площадке фильма "Звездные войны 6"

После этого Стэдикам не использовал уже только ленивый. Фильмы с его участием стали появляться один за другим: «Казино», «Филадельфия», «Славные парни», «Иди и смотри», «Ночи в стиле буги», «Криминальное чтиво» – лишь верхушка айсберга, который построил Браун. Если требовалось проследовать с камерой за кем-то из персонажей или изобразить полет «от первого лица», изобретенный Гарретом стабилизатор оказывался тут как тут. К помощи Стэдикама обращались многие знаменитые режиссеры, тем более что голливудские операторы наконец-то научились управляться с хитрым механизмом и сумели поставить его работу на поток. Некоторое время голливудские мастера увлеченно упражнялись в съемках длинных планов без использования монтажных склеек. Но абсолютным рекордсменом 20-го века, которому следовало бы вручить медаль Гаррета Брауна (если бы таковая существовала), стал все же не американский, а российский режиссер: 23 декабря 2001-го года Александр Сокуров снял одним единым кадром свой «Русской ковчег». 1 час 27 минут 12 секунд – именно столько летала камера оператора Тильмана Бюттнера по коридорам Эрмитажа; за это время камерамэн прошел 1,3 км, неся на себе систему стабилизации и кинокамеру с монитором и аккумуляторами общим весом 35 кг. На осуществление титанической задумки потребовалось три попытки, 7 месяцев и более 800 человек массовки.

На съемочной площадке фильма «Русский ковчег»

На съемочной площадке фильма "Русский ковчег"

Что же Браун? Хотя он признает, что «сегодня Стэдикам работает точно так же, как и его прототип много лет назад», все же, по его мнению, не существует таких вещей, которые нельзя было бы еще больше улучшить. Новейшее поколение разработанного им стабилизатора носит название Tango и отличается от прошлых модификаций тем, что теперь оператор может в любой момент поменять высоту съемки, опустив камеру к самому полу или, наоборот, подняв ее – конструкция сбалансирована таким образом, что независимо от ее перемещений кадр всегда будет оставаться горизонтальным. Киноиндустрия, по меткому выражению самого Гаррета, «получила недостающий инструмент в свой оркестр» – и как результат, сегодня уже сложно найти такой фильм, в котором бы не использовался Стедикам. Непросто представить без него и современное ТВ, особенно спортивные программы, поскольку Браун в последние годы не почивал на лаврах и выпустил целую линейку новых изобретений: перемещающуюся на тросах камеру под названием «Скайкам» (SkyCam), используемую для съемок спортивных мероприятий и масштабных телешоу с высоты, а также «Дайвкам» (DiveCam) – камеру, вертикально ныряющую вслед за дайверами, и «Мобикам» (MobyCam) – камеру, сопровождающую олимпийских пловцов под водой. Всего в его арсенале добрый десяток изобретений, выросших из концепции самого первого прототипа и отмеченных разными престижными наградами (в том числе «Оскаром» за разработку Стедикама).

Гарретт Браун

Гарретт Браун

«Я продолжаю изобретать вещи, – говорит 72-летний Браун. – И делаю это по той же причине, что и другие люди: временами мне оказывается нужно что-то, чего еще не существует». Сын Гаррета тоже стал кинооператором, так что теперь они работают в паре. А стабилизаторы изображения больше не являются уделом профессионалов: их дешевые модификации для съемки с помощью фотоаппарата или айфона сегодня можно заказать на многих интернет-сайтах. Народные умельцы выкладывают на YouTube ролики с пошаговыми руководствами на тему «как собрать Стедикам за 8 долларов из деталей, купленных в строительном супермаркете». И хотя “Steadicam” является зарегистрированным бренднейм, никого это уже не волнует: название прочно ушло в народ, как часто случается с по-настоящему полезными вещами. Появление Стедикама изменило киноиндустрию навсегда. Так что, дорогие читатели, если вы вдруг задумаете делать клип для знакомой инди-группы, не стоит снимать с тележки или с рук на бегу – это методы седой старины. Будьте креативны, берите пример с Кубрика.

Steadicam (Стедикам) Что такое Стедикам? / 8 (927) 789-02-25

Что такое Стедикам (Steadicam)? cкачать PDF

Steadicam (Стедикам)– это система стабилизации, функция которой заключается в том, чтобы изолировать камеру от резких движений оператора (вибрация при ходьбе или беге). При этом система повторяет все движения оператора. Поэтому оператор должен контролировать свои движения, придавая плавность движениям камеры и сохраняя необходимую траекторию предполагаемой съемки. Только после освоения необходимых навыков можно добиться хороших результатов съемки со Стедикамом (Steadicam).

Основные типы движения камеры — пространственное и вращательное. Стедикам (Steadicam) создан для того, чтобы устранить их или сократить до минимума. Пространственное движение камеры — это перемещение камеры в пространстве. Вращательное движение — это наклоны и повороты камеры.

Начнем с того, что любое движение оператора с камерой — намеренное или случайное — делается вне центра тяжести (или сопротивления) самой камеры. И если вектор силы не проходит через этот центр (а чтобы направить его туда, оператор должен обладать невероятным талантом), камера будет совершать нежелательные пространственные или вращательные движения.

Добавляем к камере жесткую штангу и противовес на другом конце штанги. Теперь конструкция обладает большей массой и значительно большей инерцией по оси противовеса камеры. Кроме того, центр тяжести объекта теперь вне камеры, и оператор может до него дотронуться. Такая конструкция более устойчива к вращательным движениям в двух измерениях: наклонам и поворотам. Помимо этого, оператор, прикасаясь к объекту или поднимая его, взявшись за новый центр тяжести, не вызывает такого вращения объекта, как раньше. Более тяжелое устройство более устойчиво к пространственным колебаниям.
Если к камере добавить два противовеса, разнесенные в разные стороны, то конструкция будет более устойчива к колебаниям во всех трех измерениях. Третье измерение — это поворот по горизонтали.Второй компонент, который используется в устройстве Стедикам — это трехосный шарнирный узел около центра тяжести, необходимый, чтобы изолировать угол силы подъема от объекта. Обычно, чтобы направить камеру, требуется легкое прикосновение, а чтобы ее поднять — нужно приложить немалое усилие. Благодаря шарнирному узлу это усилие никак не сказывается на угле поворота камеры.
В-третьих, оператор больше не касается камеры — в такой конструкции она находится на значительном расстоянии от центра тяжести.В-четвертых, система, которая состоит из механической «руки» и жилета, сокращает нежелательные пространственные движения оператора, например, движения вверх и вниз при ходьбе или даже дыхании. Пружины, входящие в конструкцию «руки», с одной стороны, несут нагрузку, а с другой, изолируют консоль от вертикальных движений оператора. Помимо этого, с ее помощью вес проще нести. В отличие от других способов переносить груз, при работе со Стедикамом (Steadicam) оператору не приходится все время приподнимать всю эту конструкцию и ловить ее на каждом шагу, когда она начинает падать.
Благодаря шарнирам «рука» может сгибаться и повторять движения руки и плеча оператора. Шарниры помогают изолировать кадр от нежелательных колебаний оператора. Жилет оператора обеспечивает механическое соединение с «рукой», кроме того, он распределяет вес консоли и направляет его на ноги.
Благодаря распределенной массе, шарнирному узлу, жилету и механической «руке» камера остается неподвижной или двигается плавно, без нежелательных вращательных и пространственных движений. Однако, система не автоматическая, и искусство оператора играет очень большую роль в съемке с помощью Стедикама (Steadicam).

 

Несколько правил по работе со Стедикамом (Steadicam):

1) Полезно знать принципы работы системы Стедикам (Steadicam).
2) Вы должны научиться правильно ходить и стоять.
3) Подрегулировать жилет по фигуре оператора и настроить «руку» натяжением пружины, чтобы она могла нести определенную нагрузку.
4) Оператор с системой Стедикам (Steadicam) должен находиться в равновесии.
5) С каждым разом вы будете находить для себя что-то новое.
Вот несколько проблем, с которыми часто сталкиваются начинающие:
1) Для того чтобы отстраниться от консоли, оператор прогибается в талии вместо того, чтобы просто отодвинуть консоль от себя. Стойте прямо!
2) Оператор двигается, как утка. А должен — как танцор. Оператор идет, как будто в руке у него переносная камера. Танцуйте! Точность. Ритм. Цель. Осанка. Равновесие.
3) Оператор принимает позу борца сумо (стоит на широко расставленных ногах), когда камера не двигается. Когда останавливаетесь, постарайтесь перенести вес тела на одну ногу, тогда вы сможете сразу начать двигаться в любом направлении.
4) Еще хуже, если оператор переносит вес тела, пытаясь получить в этот момент неподвижную картинку. Не получится. Вы двигаетесь, и двигается камера, Правильная последовательность движений такова: камера двигается — оператор двигается, оператор останавливается — камера останавливается.
5) Левая рука (управляющая) задевает штангу, из-за чего консоль дрожит и дергается. Кроме того, левая рука может приподнимать и опускать консоль, уменьшая ее изоляцию и усиливая неустойчивость.
6) Правая рука (опорная) бессознательно поднимает камеру, особенно при начале и при остановке съемки. Помимо «ныряющих» кадров, теряются изоляция и плавность, которые обеспечивает «рука».
7) Часто пальцы правой руки (опять же бессознательно) пересекают шарнирный узел, дотрагиваясь до вилки. Из-за этого консоль дергается и отклоняется.
8) Оператор наклоняется и со всех сторон пытается посмотреть на кадр. Расслабьтесь. Нет никакой необходимости видеть экран все время, а Стедикам (Steadicam) остается в том положении, в котором вы ее оставили, прежде чем отвернуться.

После всех этих предупреждений, удивительно, как кто-нибудь вообще не боится начинать. Нужно время, чтобы разобраться со всеми проблемами и ответить на все вопросы. Вас никто не заставляет делать все и сразу.

Оператор Стедикам (Steadicam) должен не только выбирать кадр и удерживать оборудование в равновесии, он должен также ориентироваться на местности.

1) Запомните траекторию съемки, пройдя по ней.
2) Отрепетируйте свое перемещение без консоли, но по тому же пути, который вы прошли бы, снимая.
3) Потом пройдите этот путь с одетой консолью.
4) Отрепетируйте все малейшие движения. Например, встаньте в узкий дверной проход и оглянитесь. Вы должны понять, где вам надо быть, чтобы пройти через дверь.
5) Отойдите на два шага назад и вернитесь к двери.
6) Повторяйте это, пока вы это твердо не запомните.
7) Переходите к следующему сложному элементу и отрепетируйте его в мельчайших деталях.

Не секрет, что на ноги оператора Cтедикама (Steadicam) приходится двойная нагрузка, и от выбора обуви зависит здоровье.

1) Обувь должна быть удобной. Звучит банально, но у каждого человека своя форма ноги, и выбрать подходящую «колодку» порой непросто. Надев ботинок, попробуйте прыгнуть на пятку. Кроссовки, предназначенные для бега, имеют внутри пяточной части эластичные вставки, что хорошо. Однако это увеличивает высоту подошвы.
2) Подошва должна быть максимально низкой. Это уменьшает эластичность, но предохраняет вас от серьезных травм при подвороте ступни. Отсюда следующее правило.
3) Желательна фиксация голеностопа. Высокая обувь менее травмоопасна. Поэтому у солдат и альпинистов высокие ботинки. Но нельзя переусердствовать. При медленных и точных движениях вам будет неудобно.
4) Обувь не должна скользить. На относительно гладкой подошве вам тяжело придется на земле после дождя и при гололеде. Зимой всегда возите с собой бытовые «кошки», очень помогают, но создают проблемы для чистого звука — цокают!
5) Подошва не должна оставлять «следов». В музейных интерьерах вас заставят надеть неприемлемые бахилы. Идеально иметь пару ботинок «на манной каше», т.е. со светлой подошвой. Требуйте главного хранителя музея и докажите ей, что их трёхсотлетнему паркету ничего не будет!
6) После обеда поменяйте обувь! Звучит странно, однако, попробовав однажды, вы возьмете это за правило. Надев на уставшие ноги другие ботинки, вы почувствуете «второе дыхание». И брать их с собой будет не лень!
P.S. Становится ясно, что обуви, причем хорошей, должно быть немало. Что ж, придется потратиться.

Настройка Стедикама (Steadicam) (консоль).

Необходимо сбалансировать консоль по трем осям: поперечной, продольной и сбалансированность верхней и нижней части. Сбалансируйте одну ось максимально точно, а потом займитесь другими осями. Возможно вам придется несколько раз возвращаться к одной и той же оси и уточнять настройки. Для равновесия верхней и нижней части, наклоните консоль так, чтобы она располагалась горизонтально. Возьмитесь крепко за консоль и ослабьте зажим шарнирного узла. Передвигайте узел, пока консоль не будут висеть горизонтально, — но не позволяйте консоли двигаться в горизонтальном положении при открытом зажиме. Подвиньте узел вверх к камере на расстояние приблизительно на 0,5 дюйма (1,2 см) и закрепите его. Отпустите консоль, пусть она качаются по вертикальной оси по инерции. Засеките время. Хорошее время — 2 секунды. Слегка поднимите или опустите узел, чтобы уменьшить или увеличить время. Очень важно: Закрепив камеру так, чтобы ее центр тяжести был на расстоянии 0,75 дюйма (1,9 см) позади центральной штанги, передвигайте аккумулятор либо балансирующие кольца ближе или дальше от штанги, чтобы сбалансировать консоль по продольной оси. Для более точной балансировки по продольной оси меняйте с помощью рычажков положение камеры на площадке для ее крепления. Для балансировки по поперечной оси, используйте рычаги на площадке для крепления камеры.

 

Полезные советы:

Проводя балансировку по продольной и по поперечной оси, передвиньте любой вес вверх, чтобы консоль висела вертикально. Для того чтобы быстро сбалансировать консоль для съемки с нижней точки, для начала делайте все как для съемки с верхней точки (камера в перевернутом положении), потом подвиньте шарнирный узел так, чтобы положение консоли было подходящим для съемки с нижней точки (камера в правильном положении).
Еще один очень полезный совет, который сэкономит вам много времени: Чтобы ускорить процесс балансировки по продольной и поперечной осям, всегда держите консоль вертикально и положите вашу управляющую руку на узел. Держите узел так, как вы бы держали его при съемке. Проводя балансировку по продольной и поперечной осям, держите консоль абсолютно вертикально.
Если консоль теряет равновесие, когда вы ее отпускаете, это значит, что она не сбалансирована, Если она сильно раскачивается, необходима большая корректировка. Если медленно — небольшая. Но всегда держите консоль управляющей рукой вертикально. Запомнили?

Поворачивайте регулирующие рычаги другой рукой, или же используйте передатчик. По мере того как вы будете приближаться к положению полного равновесия, корректировка будет все меньше и меньше, и усилия, которые вы прикладываете, чтобы удерживать консоль в вертикальном положении, будут сокращаться. Если ваша управляющая рука уже не испытывает никакого давления, консоль статически сбалансирована. Не слишком удачный вариант — дождаться, пока консоль перестанет качаться и остановится в каком-либо положении, которое, как вам теперь уже понятно, будет неправильным. Когда камера установлена, вы должны будете научиться настраивать статическое равновесие менее, чем за минуту.
Если нижняя часть Стедикама (Steadicam) тяжелее, чем верхняя (консоль быстро прекращает качаться), то консоль будет очень устойчива в вертикальном положении, если двигаться медленно и плавно. Это хорошо, если вы отдыхаете, но если вы двигаете камеру, то она начинает раскачиваться, как маятник, особенно если вы снимаете с транспортного средства, когда ускорение сильное или же длительное. Сложно также и наклонять камеру назад или вперед, если низ консоли значительно тяжелее верха.
Консоль с легкой нижней частью (консоль долго качается) упрощает наклоны камеры вперед и назад и при движении не раскачивается, как маятник, но получившиеся кадры могут оказаться кривыми из-за того, что оператор плохо чувствует «вертикальность» консоли. Правильное распределение веса между верхом и низом — это, пожалуй, дело вкуса. Экспериментируйте, чтобы понять, насколько вам подходит тот вариант, на котором вы пока остановились. В разных ситуациях вам могут потребоваться разные варианты распределения веса. могут потребоваться разные варианты распределения веса.

скачать что такое стедикам (steadicam)?

 

Если у возникли вопросы, попробуйте воспользоваться поиском по интернету, либо напишите нам.

 

 

Что такое — стедикам — Iazon

 

 

   Мне довольно часто приносят любительское видео, в таком качестве, что можно подумать, что снимали его во время землетрясения. Ладно бы, если бы только любительское, но приносят и люди которые более — менее профессионально занимаются съёмкой свадеб и различных мероприятий, событий.

   Люди не используют не только штатив, но пренебрегают элементарными правилами видео съёмки, так сказать с рук. Мотают, «бедной» камерой, из стороны в сторону так, что у смотрящих в последствии это видео, голова идёт кругом. Да ещё все норовят походить, «побегать» с камерой в руках, что тоже не улучшает качества картинки, а о стабильности изображения и говорить нечего.

 

   Но в этой статье мы не будем обсуждать начинающих операторов — любителей и не будем рассказывать о правилах видео съёмки для начинающих. 

 

   В этой статье мы с вами познакомимся с замечательным устройством под названием стедикам ( steadicam ) и узнаем где и главное для чего его используют.

   Для начала давайте посмотрим, какое иногда приносят видео мне для монтажа. Да конечно приходится делать и такое видео, но:

  1. во первых — из гигабайтов такого видео вырезается большая половина
  2. во вторых — такое видео отнимает много времени при монтаже, что само собой сказывается на цене, а  заказчик естественно не хочет платить больше, тем более за такое видео, но уважаемые вы ведь сами так наснимали

 

   Пример любительской видео съёмки, ну это конечно один из худших вариантов и к счастью не все приносят подобное видео, но всё же, на это стоит взглянуть.


 

   Вот для того, чтобы не снимать подобное видео и существует устройство под названием — стедикам. Хотя с этим устройством нужно, тоже уметь обращаться и без практики, с наскока хорошее видео не получишь.

   Стедикам (steadicam, glidecam, flycam, stabicam) — это устройство которое обеспечивает стабилизацию камеры при съёмке с рук и при съёмке в движении и обеспечивает мягкое, плавное перемещения видеокамеры.

   Стедикам — это уравновешенная система, работающая на основе принципа инерции массы, с одного конца масса камеры, с другого масса дополнительных грузов.     

 

 

 

    К великому сожалению у нас в России стедикам ещё не получил должного распространения, не только среди энтузиастов любителей, но даже среди людей постоянно занимающихся видео съёмкой на заказ. Кстати, этому не мало способствует цена на данные устройства, которая иногда равна стоимости любительской видеокамеры и даже больше.

 

Примеров, съёмок видео с использованием стедикама в интернете можно найти множество, например на YouTube. Вот один из них — канал пользователя  Devin Super Tramp

 

 

   Разница заметна сразу же, не правда-ли ?

 

   А вот не большое видео показывающее пример работы с данным устройством.

 

 

  Эта статья не претендует на полный или вообще, какой нибудь обзор данного устройства, цель данной статьи познакомить читателя с данным «аппаратом» и показать разницу при съёмке видео без, и с данным устройством. А обзоры, цены и руководства по настройке вы без особого труда найдёте в интернете вбив в поисковике — стедикам.

 

  А мне остаётся надеяться, что и в нашей необъятной стране, данное устройство получит более широкое распространение, как среди любителей так и профессионалов.

 

Поделитесь с друзьями!



Стедикам — это… Что такое Стедикам?

Оператор стедикама за работой

Стедикам (англ. Steadicam) — cистема стабилизации камеры во время съёмки. Иногда называется «подвесным штативом».[источник не указан 826 дней]. Название Steadicam зарегистрировано как торговая марка компании Tiffen.

История и принцип действия

Исторически, для съёмки приходилось применять одну из трёх технологий.

  • Неподвижная камера. Жидкостные головки избавили камеру от дрожания при панорамировании.
  • Съёмка с тележки или крана. Требуется прокладывать рельсы, развёртывать кран и т. д.
  • Съёмка с плеча. Даже очень умелый оператор не способен полностью избавить камеру от толчков, поэтому такая съёмка применялась только для документальных кадров и как творческий инструмент.

В 1970-е годы появилась удачная альтернатива. Система Steadicam изобретена кинооператором Гарретом Брауном (англ. Garrett Brown, en)[1], который в 1973 году продал права на свое изобретение компании Cinema Products.

Использование

Система стабилизации камеры типа стедикам обеспечивает плавное движение камеры в разных плоскостях. Стедикам используется в кино- и видеосъёмках, часто при съёмке сериалов, так как это максимально простой способ получить картинку в движении без тряски, при этом с минимальными затратами. В отличие от операторских рельс и использования операторского крана, стедикам более мобилен. Транспортные расходы, количество рабочих и ассистентов, время подготовки к съёмке значительно сокращаются при использовании стедикама.

Конструкция стедикама состоит из жилета, который надевается на оператора, пантографа и вертикальной стойки. Также система может быть дополнена просмотровым монитором, аккумуляторами, иногда в комплект стедикама входят крепления для автомобиля и вертолета.

Первый фильм с применением системы Steadicam был снят в 1976 году, это был фильм «Bound for Glory». Позднее технология развивалась и система стала применяться всё чаще: фильмы «Рокки», «Житие Брайана по Монти Пайтону», «Чужие» были сняты с применением этой технологии съёмки.[источник не указан 826 дней]

В Россию технология впервые пришла в 2002 году[источник не указан 843 дня] когда Александр Сокуров создал уникальный фильм «Русский ковчег». Из последних российских фильмов снятых с применением этой технологии можно назвать фильмы «Антикиллер», «Старые клячи», «Турецкий гамбит», «Спартак и Калашников», «9 рота», «Трудно быть Богом».[2]

Также с помощью данной технологии был снят новогодний мюзикл Старые песни о главном 3.

Системы стабилизации Steadicam последние годы получили широкое распространение не только в коммерческом кинопроизводстве, но и в любительском видео. Как правило, используются стабилизаторы без жилета, так как в любительском видео используются камеры весом до 3-х кг, что позволяет использовать облегчённую и упрощённую конструкцию. Наибольшее распространение получили системы типа Glidecam и их аналоги — Easy Step, Flycam, Stabicam, MY Steadicam и другие.

Примечания

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *