Учить стихотворение: Стихи, которые интересно учить наизусть • Arzamas – «Как выучить стих быстро и легко наизусть?» – Яндекс.Кью
Как быстро выучить стих наизусть
Многие школьники не любят уроки литературы, потому что необходимо учить наизусть стихотворения. Если хотите помочь ребенку, то ознакомьтесь с рекомендациями, как быстро выучить стих. Это умение будет кстати и взрослому человеку, которому за короткое время предстоит запомнить художественный текст.
Дети не любят тратить время на выполнение монотонных действий. Заучивание наизусть — задание, которое вызывает стойкое сопротивление детского организма. Чтобы избежать неудовлетворительных оценок и слез, подскажите школьнику, как выучить стих за 5 минут.
Есть люди, для которых вопрос, как быстро выучить художественное произведение, не составляет проблемы. Они обладают уникальной памятью и воображением. Большинству повезло меньше: придется приложить усилия, чтобы выучить текст.
Если проблема, как выучить стих актуальна, то представленные советы и рекомендации помогут ее решить:
Шаг 1. Вдумчивое чтение.
Прочитайте стихотворение 2–3 раза. Осознайте, о чем идет речь, представьте основные события поэтического произведения. Создайте в воображении картины того, о чем идет речь в тексте.
Шаг 2. Работа со словарем.
Если есть незнакомые слова (иностранные или устаревшие), то отыщите в словарях их значения. Это поможет понять суть изложенного.
Шаг 3. Моторика и слух как способы активизации памяти.
Есть несколько видов памяти:
- зрительная;
- слуховая;
- обонятельная;
- осязательная.
У каждого человека развит 1–2 вида. Если не знаете, как быстро выучить текст, то вот подсказка — активизируйте память. Для этого:
- если есть возможность, то послушайте аудиозапись стихотворения, желательно в актерском исполнении;
- подключите моторику: перепишите стихотворение на листок бумаги.
Слушайте и пишите вдумчиво, старайтесь запомнить последовательность слов, соотносите их с образами, которые они создают. Проговаривайте про себя слова, которые слышите или записываете.
Читайте также: Как научить ребенка быстро читать
Шаг 4. Разделите стихотворение на части.
Чтобы было проще выучить стихотворение, поделите строфы на небольшие отрывки по 1–2 предложения.
Шаг 5. Выстройте цепочку заученных отрывков:
- Учите стих с листка, на который его переписали.
- Выучите первую строчку. Повторите ее, не подглядывая в текст.
- Прочитайте вторую строку и повторите ее наизусть.
- Воспроизведите подряд выученные наизусть первую и вторую строки.
- Повторите эти действия со всеми строками, которые составляют строфу, а потом прочитайте наизусть всю строфу. Старайтесь не заглядывать в листок.
- Выучите таким образом каждую часть стиха, постепенно наращивая строфы: 1 и 2, 1, 2 и 3 и т. д.
Если есть трудные места, то напишите на листочке слово, на котором сбиваетесь, или слово, с которого начинается строка. Можете выбрать какой-то предмет в интерьере, с которым свяжите образы, представленные в отрывке, что сложно запоминается.
Если использовать эти приемы, то стих можно выучить очень быстро. Если повторили наизусть несколько раз и кое-где сбиваетесь, не беда. Отдохните несколько часов, прогуляйтесь, переключите внимание на что-нибудь другое. После кратковременного отдыха с легкостью воспроизведете заученный текст.
Читайте также: Как развить логику у ребенка?
Материал на тему: Как учить стихи наизусть
Как учить стихи наизусть
Сергей ЛЬВОВ
Оказывается, стихотворение можно запоминать не по частям, а все целиком!
Есть счастливые люди, запоминающие стихи без труда. Им достаточно три
— четыре раза прочитать стихотворение, и они могут повторить его, не
заглядывая в книгу. Я завидую таким счастливцам, так как сам к ним не принадлежу. Но и мы, те, у кого память обыкновенная, можем выучивать стихи куда легче, чем это делается обычно.
Когда в школе на уроке будут вызывать ваших товарищей, чтобы проверить, как они выучили стихотворение, прислушайтесь. И вы заметите, что тот, кому нужна подсказка товарищей или помощь учителя, запинается обычно в конце строф, а если стихотворение на строфы не делится, то на переходах от одного ощутимого кусочка стихотворения к другому.
В чем тут дело? Многие, пожалуй, большинство, учат стихи неправильно.
Скажем, нужно запомнить наизусть строки:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печальный свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Обычно тот, кто их заучивает, повторяет много раз подряд первое
четверостишие, потом, когда ему кажется, что он запомнил его, переходит ко
второму. Выучил второе, присоединяет его к первому и повторяет теперь наизусть первые два четверостишия. Потом выучивает следующее
четверостишие, присоединяет его мысленно к первым двум, повторяет все три четверостишия и так далее.
При этом стихотворение разрушается, распадается на четверостишия.
Естественная связь между ними утрачивается. Последняя строка четверостишия прочно связывается в памяти с первой строкой того же четверостишия, потому что много раз повторялось в таком порядке.
Перескочить через порог между первым и вторым четверостишиями оказывается трудно. Начало стихотворения запоминается гораздо лучше, чем середина, а конец вообще почти не отпечатывается в памяти.
Как же заучивать стихи? Стихотворение, даже большое, легче за поминать не по частям, а целиком. Да-да, целиком! Но как?
Прочитайте стихотворение вслух. Все подряд от начала до конца. Два-три раза. При этом старайтесь, чтобы не только звучали слова, но перед глазами вставали картины того, о чем говорит поэт: волнистыйтуман, луна, поляны.
Теперь начинайте читать снова. Тут вы почувствуете, что некоторые строки уже звучат в вашем внутреннем слухе. Иногда –начальные, иногда –из середины, иногда –концовка стихотворения. Запомнившиеся строки произнесите, оторвав глаза от книги, но так, чтобы тут же посмотреть в нее, едва кончатся запомнившиеся слова. Не напрягайтесь, чтобы вспомнить, а тут же смотрите в книгу, чтобы без запинок прочитать все стихотворение, в котором несколько слов или строк вы уже запомнили наизусть.
При следующем чтении таких островков запомнившегося текста станет больше и каждый из них увеличится. Теперь можно попробовать прочитать все стихотворение по памяти. Тут вы увидите, что можете прочитать наизусть большую часть стихотворения; незапомнившихся строк или даже слов осталось немного, но все-таки они есть. Не беда!
Натолкнувшись на провал, не нужно силиться вспомнить, какие тут должны
быть слова. Всякое усилие, всякое напряжение не помогает, а мешает заучивать стихи. Не старайтесь вспомнить, а сразу поглядите в текст. Обычно бывает достаточно увидеть слово или даже полслова из забытой строки, чтобы она тут же вспомнилась целиком. Эти забытые и мгновенно вспомнившиеся слова
произносите тем же голосом, так же громко или так же тихо, подхватив то
выражение, с каким вы читали слова предшествующие и собираетесь читать
слова следующие, словом, так, чтобы они не выглядели как заплата, а
естественно по смыслу вливались в текст. Стык того, что уже твердо выучено, и того, что вы еще помните недостаточно хорошо, должен быть как можно менее ощутимым.
Перечитывая по памяти стихотворение еще раз, вы и не заметите, как
естественно произнесете и ту строку, которая только что выпала из памяти.
Может показаться, что этот способ труден и долог. На самом деле, попробовав, вы убедитесь: так стихи заучиваются куда быстрее, запоминаются легче и помнятся дольше, чем если учить их, бесконечно задалбливая отдельные четверостишия и прилепляя одно к другому.
Читая и повторяя стихотворение, все время старайтесь вызывать в своем
воображении картины того, о чем в нем говорится. Мне кажется, что все, что вы хотите выучить наизусть (не только стихи), лучше всего учить вечером, перед сном. Сон закрепляет в памяти заученное. В этом убеждаешься утром, проверяя себя на свежую голову. Некоторые предпочитают учить наизусть утром. Это зависит от особенностей памяти каждого.
Тому, у кого особенно сильна зрительная память, стихотворение, которое он
хочет заучить, стоит вначале переписать, переписывая, одновременно читать
его вслух. Тогда стихотворение запомнится особенно прочно.
/По «Книге о книге», М., «Просвещение», 1980/
Как учить стихи с детьми: 7 способов. Развитие речи
Накануне новогодних праздников у многих родителей появляется еще одна «головная боль»: надо помочь ребёнку выучить стихотворение. К утреннику в детском саду, «елке» в школе стихи часто просят приготовить всех детей, даже тех, кто не любит учить наизусть. Надеюсь, мой опыт работы репетитором поможет тем родителям, которые не знают, как подступиться к своему дошкольнику или младшему школьнику. Вот основные трудности, которые предстоит преодолеть.
Незнакомые слова. Очень трудно учить стихотворение, когда ты не понимаешь смысла некоторых слов (да и произносишь их с трудом), и тебе трудно представить, что там происходит, в этом стихотворении, о чём вообще поэт пишет. Поэтому, выбирая стихи для разучивания, я обращаю внимание не только на объём стихотворения, но и на сложность текста — много ли в нем слов, совсем незнакомых ребёнку, насколько ему будут понятны авторские обороты речи. Прежде чем начать учить стихотворение, объясните ребёнку смысл новых слов и выражений и убедитесь в том, что он всё понял.
Стихотворение должно понравиться. Как вы понимаете, для того, чтобы что-то выучить, надо это повторять много раз. Но также большое значение имеет эмоциональный аспект — нравится ребёнку стихотворение или нет, хочется ли ему его выучить. Если у вас нет выбора — учить стихотворение или не учить, постарайтесь вызвать у ребёнка положительный отклик на стихотворные строчки. Постарайтесь найти в стихотворении и донести до ребёнка, чем лично оно вам нравится. Например:
- какое стихотворение весёлое, озорное, оно поднимает настроение;
- какое стихотворение доброе, с какой теплотой автор относится к героям;
- как красиво автор описал природу! Мы прямо так и представляем себе зимний лес, деревья в снегу, свежий запах мороза;
- какие необычные слова и образы подобрал поэт, чтобы помочь нам лучше понять те чувства, которыми он хотел поделиться;
- если вы знаете что-то об истории создания стихотворения, о его авторе, это тоже поможет вызвать у ребенка его выучить.
«У меня не получится!». Очень трудно учить стихи, если ты думаешь, что это трудно и что у тебя это может не получиться. В своей практике я очень часто сталкиваюсь с таким случаями, когда ученик мне говорит: «А я не умею учить стихи. У меня память плохая. У меня всё равно ничего не получится!». Это означает, что ребёнок имел отрицательный опыт — ему не давалось какое-нибудь стихотворение, и взрослые вместо того, чтобы помочь, подбодрить, похвалить малыша за его усердие, позволили себе его неуважительно критиковать, внушили мысль о неуспешности!
Занимаясь с ребёнком любым делом, взрослые должны помнить о формировании у него положительной самооценки, веры в собственные силы. Очень важно во время занятий быть терпеливыми, тактичными и обязательно давать положительное подкрепление усилиям малыша. Учить стихи — дело довольно сложное, требующее от малыша больших волевых и интеллектуальных усилий, и здесь нужно умение общаться с ребёнком в положительном ключе.
А теперь расскажу, какие приёмы я использую, когда помогаю ребёнку выучить стихотворение. Чтобы вам было легче помогать ребёнку, текст стихотворения надо иметь под рукой, а ещё лучше, чтобы он был уже у вас в голове.
Рисуем. Заведите папку «Учим стихи» и вкладывайте в неё тексты всех стихотворений, которые вы учите с ребёнком. Если ребёнок любит рисовать, клеить, предложите ему оформить красивую обложку. Вставляйте в свою папку портреты поэтов. Ищите информацию в интернете и рассказывайте ребёнку о каждом поэте хотя бы несколько слов.
И обязательно к каждому новому стихотворению рисуйте иллюстрацию. Если ребёнок пока рисует плохо, можно использовать ваши рисунки или иллюстрации детских художников — главное, чтобы папка и все стихи, которые в ней хранятся, привлекали внимание ребёнка, вызывали положительный отклик.
Дети постарше могут порой очень самолюбиво относиться к сравнению своих рисунков и рисунков взрослого. Если ваш ребёнок из таких «самокритиков», вставляйте в папку только работы ребёнка и обязательно найдите, что в них удалось, что нарисовано особенно выразительно.
Двигаемся. Этот приём я использую, когда разучиваю стихотворение с совсем маленькими детьми — или с детьми постарше, но нам не надо торопиться, а стихотворение довольно длинное. Я читаю (или ребёнок, умеющий читать, читает сам) стихотворение два раза, мы обсуждаем значение новых, незнакомых слов, кратко анализируем стихотворение.
Потом мы встаём из-за стола, кладём текст стихотворения так, чтобы в него было удобно заглянуть, и начинаем придумывать, как изобразить смысл стихотворения мимикой, жестами, движениями. И каждый раз, когда мы декламируем стихотворение, сопровождаем его этими движениями. Когда ребёнок уже почти выучил стихотворение, я могу «подсказывать» ему только движениями. Детям так легче разучивать, потому что к процессу запоминания подключается ещё и моторная, двигательная память. Придумывать подходящие движения детям очень нравится.
Эхо. Этот приём подходит при работе с детьми постарше, или в том случае, когда декламирование с движениями по каким-то причинам не подходит. Разучивая стихотворение, каждую строчку мы повторяем два раза: первый — с вопросительной интонацией, второй — так, как в тексте стихотворения. Получается необычный диалог, в котором и вопрос, и ответ совпадают:
Белый снег пушистый в воздухе кружится?
Белый снег пушистый в воздухе кружится.
И на землю тихо падает, ложится.
Если вы ещё только начали разучивать стихотворение, то первый раз строчку читаете вы, а второй раз — ребёнок. Каждый раз, когда он повторяет, делает ещё один шаг к запоминанию стихотворения.
Вы: Наша ёлка высока?
Ребёнок: Наша ёлка высока!
Вы: Наша ёлка велика?
Ребёнок: Наша ёлка велика!
Вы: Выше папы?
Ребёнок: Выше папы!
Вы: Выше мамы?
Ребёнок: Выше мамы!
Вы: Достаёт до потолка?
Ребёнок: Достаёт до потолка!
Репетируем. Чтобы «отполировать» знание стихотворения, довести его буквально до совершенства (но не мучайте ребёнка повторениями, во всём нужна мера!), повторяйте стихотворение в повседневной жизни — на прогулке, во время поездки в машине, когда одеваетесь-раздеваетесь, купаетесь и т.д. Очень весело читать стихи, качаясь на качелях!
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
Как легко выучить стих? Советы и рекомендации
Дети идут в первый класс и на уроках чтения получают задание выучить стихотворение. С этого и начинаются проблемы многих ребят и родителей. Однако детям заучивание стихотворений дается легче, чем взрослым. Возможно ли хорошо и быстро выучить стихотворное произведение? Ну конечно же, да! О том, как легко выучить стих, расскажет данная статья.
Почему так необходимо время от времени учить стихи?
Проблема при изучении стихотворных произведений появляется, если ребенок не любит и не понимает, зачем их нужно учить. На самом деле стихотворения учить очень полезно и даже необходимо.
Во-первых, чтение таких произведений развивает память. Есть несколько способов улучшения памяти, но самый эффективный — это работа со стихотворениями. Во-вторых, такие рифмованные тексты развивают дикцию и речь.
Общие рекомендации
Как можно легко выучить стих? Для того чтобы как можно быстрее запомнить текст, необходимо следовать следующим правилам:
- Остаться наедине с самим собой, выключить музыку, убрать все раздражающие вещи, исключить включенный телевизор, радио, телефон и другую технику. Нужны полная тишина и спокойствие.
- Относиться к работе позитивно, не раздражаться, если что-то не получается. Правильный настрой — это очень важно при изучении стихотворений.
- Замечательно, если вы уже знаете, какая память работает на вас: зрительная, память на слух или образная. Если вы до сих пор не заметили, какой тип памяти в приоритете, попытайтесь это выяснить. Книголюбы чаще всего обладают зрительной, меломаны — слуховой, а дизайнеры, художники и киноманы — образной. Используйте данные способы запоминания.
- Как легко выучить стих, когда времени осталось крайне мало? Необходимо избежать психологического давления, не думайте о том, что вы не успеете ничего сделать. Это отвлекает и сильно мешает учебе.
Как легко выучить большой стих? Существует специальный алгоритм заучивания трудных текстов:
- Прочитайте стихотворение очень внимательно. Попытайтесь понять его смысл. Прочитать его необходимо не только вслух, но и несколько раз про себя. При чтении вслух старайтесь жестикулировать, выделять запятые, восклицательные и вопросительные знаки интонацией. Вдумайтесь в суть текста.
- Проследите за последовательностью событий, описанных поэтом, или же последовательностью мыслей.
- Если память у вас образная или зрительная, запишите стих на листок. Как легко выучить стих, если память больше развита на слух? Найдите запись или прочитайте текст на диктофон. Слушайте и повторяйте.
- Учите стихотворения по строфам, после заучивания строфы закройте учебник и запишите ее на бумаге по памяти. Проделайте это с каждой последующей.
Другие способы заучивания
Как легко выучить стих другими способами?
- Написать на листке или несколько раз перепечатать строфу стихотворения и повторить вслух.
- Найти и определить связь между строфами, запомнить последовательность. Можно на листке составить план стихотворения по типу содержания.
- Определить, каким метром написано произведение, запомнить постановку ударений.
- Подчеркните в стихотворении ключевые фразы, которые раскрывают весь смысл строфы. Главное — при запоминании опираться именно на них.
- После того как вы выучили стихотворение, закрепить его нужно, прочитав несколько раз вслух.
- Знайте, что память лучше работает на свежую голову, то есть днем, вопреки распространенному мнению об обратном.
Многие подростки задумываются о том, как легко выучить стих. На самом деле, если следовать данным правилам и рекомендациям, любой текст, даже самый сложный, можно легко запомнить.